Добавлено: Вт Июн 10, 2014 11:47 pm Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
Легенды русского балета. Ирина Колпакова
Ири́на Алекса́ндровна Колпако́ва (род. 22 мая 1933, Ленинград, РСФСР, СССР) — выдающаяся советская и российская балерина, балетмейстер и хореограф, педагог. Народная артистка СССР (1965), Герой Социалистического Труда (1983), лауреат Государственной премии СССР (1980).
«Ирина Колпакова по художественным убеждениям — просвещённая традиционалистка. Академическую традицию она не только уберегла, но и сумела воспеть, вернув ей изящество, блеск, осмысленность и гармоничность. Своё дело Колпакова понимала как миссию. Всегда в идеальной форме, если иметь в виду внешний облик и исполнительский класс, всегда демонстрируя идеальную форму, если иметь в виду исполнительский стиль, она являла собой эталон классического, не тронутого новейшими веяниями танца». Вадим Гаевский. «Дом Петипа».
Добавлено: Вт Июн 10, 2014 11:53 pm Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
Имя Ирины Колпаковой знакомо всем любителям балета. Она стала одной из самых ярких звёзд, выступавших на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета. Лауреат многочисленных всесоюзных и международных конкурсов, народная артистка СССР, Ирина Колпакова воплотила в своём творчестве лучшие черты ленинградской балетной школы. За безупречно точный и лёгкий танец солистку Кировского театра Ирину Колпакову называли «хрустальной балериной». Ученица Вагановой — музыкальная, грациозная, техничная, она с лёгкостью танцевала балеты Петипа, была лучшей Авророй в «Спящей красавице», самой романтичной Машенькой в «Щелкунчике», одной из первых Сильфид на Кировской сцене.
Ирина Колпакова родилась 22 мая 1933 года в Ленинграде. В детстве перед девочкой стоял довольно необычный выбор — танец или математика. Мать Ирины, Леонтина Карловна, получила хореографическое образование, хотя никогда не выступала на сцене. Отец же, Александр Герасимович, был преподавателем ленинградского университета, и именно он заметил и постарался развить математические способности девочки. Однако всё же танец преобладал в интересах маленькой Ирины.
Атмосфера интеллигентной семьи, стремление приобщить дочь к пониманию искусства многое дали Ирине для её развития. Однако Отечественная война прервала мирное течение их жизни, и воскресные прогулки в Пушкино, Петергофе и Павловске сменились дальней дорогой. Леонтине Карловне с дочерью удалось выбраться из блокадного Ленинграда и эвакуироваться в Пермь. Александр Герасимович остался в городе и погиб во время блокады.
В первый класс Ира Колпакова пошла в Перми. Колпаковы жили в пригороде, но это не помешало девочке осуществить свою мечту и поступить в Ленинградское хореографическое училище, которое было также эвакуировано в Пермь. Несмотря на бытовые трудности и необходимость ездить через весь город, после школы Ирина каждый день приходила в один из городских клубов, в котором прямо в зрительном зале проходили занятия. На сцене же в это время сушился картофель.
Уже в те годы Ирину Колпакову отличали те качества, которые помогли ей добиться огромных успехов в балете. Целеустремлённость и настойчивость этой маленькой хрупкой девочки были просто поразительными. От природы Ирина обладала прекрасной «балетной» фигурой и необычайно лёгким прыжком, но у неё не было ни идеальной для балерины выгнутой стопы, ни большой амплитуды размаха ноги. Однако неуклонный ежедневный труд маленькой танцовщицы помогал ей справляться с собственными недостатками.
Первый выход Иры Колпаковой на сцену состоялся в Перми. Девочка в то время училась во втором классе, и ей доверили роль маленькой Русалочки в спектакле «Русалка». А чуть позднее было исполнение танца матрёшки в «Русской шуточной» и саботьера из «Тщетной предосторожности».
После того, как кольцо блокады вокруг Ленинграда было прорвано, хореографическое училище вернулось в родной город. На знаменитой улице Зодчего Росси возобновились и занятия, и ученические концерты, в которых постоянно принимала участие Ирина Колпакова. Очень удачными были её выступления в шопеновской мазурке и в танце фарфоровых пастушков из «Щелкунчика». Ирина и внешне была «фарфоровой» девочкой — лёгкая, изящная, «прозрачная», с нежным одухотворённым лицом. И в этой девочке скрывался неиссякаемый запас трудолюбия и страстного стремления к совершенству.
Педагогов Ирины удивляла её недетская организованность и серьёзное отношение к учёбе — не только к специальным, но и к общеобразовательным предметам. С первых лет жизни Ирина знала, что истинно культурный человек должен быть всесторонне образованным, независимо от того, какую профессию он для себя изберёт. И, несмотря на то, что огромное количество времени Ирина посвящала упражнениям, она прекрасно успевала и по общеобразовательным предметам, к которым ученики хореографических училищ зачастую относятся с пренебрежением.
В средних классах училища Ирина стала принимать участие в спектаклях, идущих на сцене Кировского театра. Это были небольшие детские партии в постановках «Спящей красавицы» и «Золушки».
Первой «взрослой» партией Ирины Колпаковой стала партия Лизы из балета «Тщетная предосторожность». Правда, исполнила она её не на большой сцене, а в школьном спектакле. Ирина Колпакова обладала хорошей техникой, лёгкостью и изяществом. Однако в её танце, как отмечали зрители и в особенности педагоги, не хватало свободы и артистизма. Ирина чувствовала себя на сцене немного скованно, по-ученически. Тем не менее, на юную балерину обратили внимание и начали её подготовку к роли амура в балете «Дон Кихот», который должен был идти на сцене Кировского театра.
Однако в этой роли Колпакова потерпела неудачу. Характер партии требовал от исполнительницы шаловливого кокетства, которое было совершенно чуждо характеру Ирины. А её скованность мешала ей вести себя непосредственно, как того требовала роль. И партия была передана другой исполнительнице.
Но эта неудача не стала для Ирины камнем преткновения в её балетной судьбе. Подготовка к первой самостоятельной партии для сцены Кировского театра помогла Колпаковой приобрести прекрасные навыки в технике, а её самолюбие заставило начинающую балерину всерьёз обратить внимание на образность и выразительность танца.
Упорная работа принесла свои плоды, и вскоре Ирина успешно исполнила партию куклы в балете «Щелкунчик». Принимала она участие и во всех выпускных спектаклях хореографического училища, хотя самой ей до выпуска оставалось ещё несколько лет.
Ирина уделяет много времени как занятиям дуэтно-классическим танцем под руководством Н.Н. Серебренникова, так и характерным танцем, где педагогом её был молодой солист Кировского театра И.Д. Бельский. Благодаря своей любви к танцу, трудолюбию и целеустремлённости Колпакова стала одной из любимейших учениц профессора хореографии Агриппины Яковлевны Вагановой, которая была известна как превосходный, но очень строгий педагог. Ваганова сама отбирала учениц для своего класса и занималась с ними по собственной методике. О результатах говорит уже перечень имён её учениц — Марина Семёнова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Фея Балабина, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Ольга Моисеева, Нинель Кургапкина и множество других великолепных балерин. В их число удостоилась попасть и юная Ирина Колпакова.
Она оказалась идеальной ученицей для Агриппины Яковлевны Вагановой — беспрекословно выполняла все указания педагога, но не механически, а творчески их осмысливая. Ваганова часто повторяла, что природные данные Колпаковой — ещё далеко не всё, главное же — то, что «у Иры хорошая голова». Волей судьбы Ирина Колпакова стала последней балериной, воспитанной А.Я. Вагановой. На протяжении всего творческого пути Ирина Александровна Колпакова утверждала на сцене заветы своего великого учителя — верность классическому танцу, чистоту и культуру исполнения, подлинно «петербургскую» манеру.
В 1951 году Ирина Колпакова окончила хореографическое училище. В выпускных спектаклях она танцевала заглавную партию в хореографической композиции «Голубь мира», а также в третьем акте «Спящей красавицы» — партиях Авроры и принцессы Флорины. Ваганова осталась довольна своей ученицей.
После выпуска Ирина была приглашена в группу выпускников Московского хореографического училища, которая направлялась в гастрольную поездку в Берлин, на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Дуэт Ирины Колпаковой с Борисом Хохловым (солистом Большого театра) получил на фестивале первую премию.
По возвращении на родину Ирина Колпакова начала свою работу в прославленном Кировском театре. В то время на его сцене блистали Вечеслова, Балабина, Дудинская, Шелест. В первое время своей работы в Кировском театре Ирина Колпакова ничем не выделялась среди остальных молодых балерин, предпочитая сначала присмотреться к работе признанных звёзд и продолжить свою учёбу. Успехи её в театре были не ослепительными, но очевидными.
Лёгкость и нежность Ирины Колпаковой в сочетании со все возрастающим мастерством проявились в исполнении нескольких партий в балете «Спящая красавица», а подлинный успех принесло ей исполнение роли Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот». Специалисты отмечали блестящую технику исполнения этой партии, «вагановскую школу» и новые, лирические нотки, привнесённые в этот образ Ириной Колпаковой. Становился всё заметнее лирический характер дарования этой молодой балерины, что в сочетании с прекрасной хореографической школой открывало перед ней большие возможности.
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 12:05 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
И через некоторое время Колпакова стала исполнительницей партии в «Шопениане» Фокина, воссоздающей атмосферу романтического балета. Исполнение Ириной Колпаковой этой сложной партии было высоко оценено её коллегами. Известнейшая балерина Кировского театра, Наталья Дудинская, писала: «Мы все знаем, как трудно этот балет поставлен Фокиным. Исполнение его требует совершенно особой техники. Ира Колпакова прекрасно справилась с этой задачей».
На фото: Ирина Колпакова в балете «Шопениана».
В 1954 году руководство Кировского театра приняло решение возобновить спектакль «Щелкунчик», исполнение роли Маши в котором было доверено Ирине Колпаковой. Вот как оценивала работу Колпаковой известный балетный критик Вера Красовская: «Танец Маши весь пронизан светлой поэтической струёй, весь ложится на музыку Чайковского, удивительно согласен с ней». Красовская предрекла Ирине Колпаковой большое будущее.
Весьма сложной для Ирины Колпаковой оказалась партия Марии в «Бахчисарайском фонтане». С одной стороны, в поэтическом описании Марии было очень много общего с самой балериной: «всё в ней пленяло: тихий нрав, движенья стройные, живые и очи томно-голубые». Однако с хореографической точки зрения партия Марии была слишком проста для Колпаковой, которая ещё не совсем умела придать образу должную выразительность вне языка танца. Ирине Колпаковой пришлось уделить много внимания совершенствованию своего актёрского мастерства. Партия Марии на долгие годы осталась в репертуаре балерины, а критики отмечали её «умение соединить музыкальный материал с образным танцем».
На фото: Ирина Колпакова в балетах «Бахчисарайский фонтан» (в партии Марии) и «Каменный цветок» (в партии Катерины).
Потом была роль Катерины в балете «Каменный цветок» в постановке Юрия Григоровича. Правда, Ирину Колпакову трудно было представить в русском сарафане среди декораций крестьянской избы. Однако эта роль принесла Колпаковой заслуженный успех. Сама она впоследствии вспоминала: «Григорович со своим замыслом вторгся в мой, казалось, навечно заведенный порядок. Хореография, пластика движений, которые он предложил, требовали обрести новое состояние в танце и выразительность, доселе мне неизвестную...»
На фото: Ирина Колпакова в партии Ширин в балете «Легенда о любви».
А в 1961 году «Легенда о любви» по романтической пьесе Назыма Хикмета о любви Ферхада и Ширин в постановке Григоровича стала новой яркой удачей Колпаковой. Партия Ширин, казалось, была создана именно для неё. Однако такой эта партия стала именно в постановке Григоровича, который требовал от балерины безукоризненной точности воспроизведения хореографического рисунка и лёгкости танца — именно того, чем в полной мере обладала Ирина Колпакова.
Балеты Григоровича критики называли «интеллектуальными», и именно такой балериной была Ирина Колпакова. Как отзывались о ней балетные критики после спектакля «Легенда о любви», «послушный, связанный тесными узами с балетными традициями талант Колпаковой развивался вместе с хореографией. Она ощущала токи времени и поэтому заняла место в авангарде поступательного движения».
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 12:11 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
С наслаждением работала балерина и над образом Авроры в «Спящей красавице». Эта роль уже была в её репертуаре, однако исполнялась она тогда ещё по-ученически. Теперь же Ирина Колпакова использовала все грани своего постоянно развивающегося таланта.
На фото: Ирина Колпакова в партии Авроры в балете «Спящая красавица».
М. А. Ильичёва писала о Колпаковой: «Образ Авроры — одно из самых совершенных созданий балерины. Здесь счастливо соединились достоинства природные и воспитанные. Утончённость юного облика и светлый лиризм, инструментальность танца и тяга к обобщению — всё слилось, чтобы вызвать к жизни образ поразительной цельности. Виртуозная танцовщица, Колпакова уверенно поднялась на вершину академизма, утверждённого девятнадцатым веком и усовершенствованного техникой двадцатого. Основное же достижение балерины — в раскрытии музыкально-хореографического содержания балета. Её образный танец воплощает прекрасный и нежный, как юность, идеал, вечно живущий в сознании человека, его немеркнущее под натиском тёмных сил сияние, его конечное торжество и бессмертие. Партия Авроры в её исполнении движется по течению балета-симфонии, набирая художественную силу, становясь ведущей, последовательно развивающейся темой хореографической партитуры.».
Н. Н. Аловерт писала о Колпаковой: «Венец её актёрских работ в классическом репертуаре — принцесса Аврора в «Спящей красавице», хрустальная статуэтка, сама нежность, изящество, чистота, благородство. Одним словом — Принцесса.».
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 12:27 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
На фото: Ирина Колпакова в партии Жизели в балете «Жизель» А. Адана.
Балетовед В. Чистякова писала о Жизели Колпаковой: «Ясноглазая, на редкость изящная в своей внутренней непринуждённости девушка предстала как воплощение духовной гармонии, нравственной цельности, чистоты. И было бы неверно относить эти краски лишь к тем или иным эпизодам балета, пытаться разъять этот радостный спектр. Он привлекателен именно слитностью и обретает наибольшую силу воздействия, когда Жизель принимает танцевальную позу и далее в права вступает поэзия лёгких арабесков, плавных глиссадов — поистине солнечного аллегро. Второй акт естественно вытекает из первого: подлинная человечность торжествует победу над вероломством, жестокостью, злом. Если первый акт у Колпаковой — аллегро, то второй — большое адажио».
На фото: Ирина Колпакова (Жизель) и Рудольф Нуреев (граф Альберт) в балете «Жизель».
Рудо́льф Хаме́тович Нуре́ев, известен также как Нури́ев; башк. и тат. Рудольф Хәмит улы Нури́ев; (17 марта 1938, близ Иркутска — 6 января 1993, Париж) — советский и британский артист балета, балетмейстер.
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 12:40 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
На фото: Ирина Колпакова (Золушка) и Юрий Соловьёв (Принц) в балете «Золушка».
Русская балерина заслужила признание всего мира после гастролей балета Кировского театра в Париже и Лондоне в 1961 году. Иностранные критики писали: «Трудности партии просто исчезают перед её лёгкими ногами, воздушными прыжками, мягкими руками», «Ирина Колпакова — одна из самых очаровательных Жизелей... Её игра нежна и проста», «Она великолепная танцовщица, такая сильная и лёгкая, что это редкость даже в советском балете. Её прыжки, стрекозиная быстрота движений её ног, её позы в воздухе — всё исполнено незабываемой красоты», «Колпакова является выдающейся балериной, прекрасная техника и большая выразительность которой привлекают к ней внимание. Они сродни нежному, тонкому фарфору, мерцающему белым цветом», «Её взлёт совершенно бесшумен и лёгок, она опускается на землю подобно падающему листу дерева или ноябрьской снежинке». Не менее восторженными были и отзывы американских критиков о таланте Колпаковой после гастролей ленинградского балета в США и Канаде.
После возвращения театра с гастролей Ирина Колпакова старалась постоянно совершенствовать собственное мастерство. Было и несколько новых ролей. Светлый, чистый танец Колпаковой в балете Прокофьева «Золушка» вновь обратил на неё взгляды всего балетного мира. В 1964 году вновь состоялись гастроли Кировского театра в Канаде и США, и критика писала: «Не может быть более прекрасной Золушки, чем Ирина Колпакова. Она обаятельна, изящна, красива и танцует, как мечта». А на Международном фестивале классического танца в Париже дуэт Ирины Колпаковой и Юрия Соловьёва был признан лучшим.
Юрий Влади́мирович Соловьёв (10 августа 1940, Ленинград — 12 января 1977, Ленинградская область), русский советский артист балета. Народный артист СССР (1973).
На фото: Ирина Колпакова (Джульетта) и Владлен Семёнов (Ромео) в балете «Ромео и Джульетта».
Владиле́н (Владлен) Григо́рьевич Семёнов (род. 12 ноября 1932, Самара) — советский и российский артист балета, балетный педагог. Народный артист СССР (1983). Муж И. А. Колпаковой.
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 12:44 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
Колпакова внимательно следила за работой ценимого ею балетмейстера Григоровича. В 1966 году в газете «За советское искусство» была опубликована её статья «Мечтаю о новом "Щелкунчике"», в которой балерина с восторгом отзывалась о постановке Григоровичем «Щелкунчика» в Большом театре и мечтала о том, чтобы подобный балет был поставлен и в Ленинграде.
Весьма плодотворной стала работа Ирины Колпаковой с хореографом Леонидом Якобсоном. Несмотря на то, что во многом их взгляды на хореографию не совпадали, совместное творчество было успешным. Колпакова танцевала в постановках «Страна чудес», «Птица и охотник», «Снегурочка», «Шурале».
С 1966 года Ирина Колпакова начала плодотворно работать с молодыми танцовщиками, музыкантами и хореографами из Малого оперного театра, Кировского театра и консерватории, объединившимися в творческий союз. В 1969 году состоялся сольный творческий вечер Ирины Колпаковой, на котором она показала публике работы молодых балетмейстеров. Совместная работа молодёжи и опытной балерины была весьма плодотворной — зрелый талант и виртуозность Колпаковой сочетались с новаторством юности.
В 1971 году состоялась премьера балета А. Петрова «Сотворение мира», в котором Колпакова исполнила роль Евы. Балет, поставленный в современной манере Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василёвым, требовал от балерины, кроме свойственной ей лёгкости и воздушности танца, ещё и комедийного дара. Другой балет, созданный в содружестве с этими же балетмейстерами, — «Пушкин», в котором Колпакова танцевала партию Натальи Николаевны, нуждался в глубине и тонкости прочтения, что в полной мере было присуще балерине.
Истинным шедевром стало исполнение Ириной Колпаковой роли в хореографической композиции молодого балетмейстера Лебедева «Инфанта», поставленной на сцене Малого театра. Творческий союз с молодыми хореографами дал возможность прославленной балерине лучше оценить свой собственный потенциал, раскрыть ещё ярче все грани таланта танцовщицы. В свою очередь, она щедро делилась с молодёжью накопленным опытом и, благодаря своему мастерству, воплощала в жизнь их смелые мечты.
Последний раз редактировалось: mari-lance (Ср Июн 11, 2014 12:48 am), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 12:46 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
На фото: Ирина Колпакова в партии Сильфиды в балете «Сильфида».
В 70-х годах вновь возрос интерес к балетным спектаклям прошлых веков. Ирина Колпакова, казалось, была создана для них — лёгкая, грациозная, романтичная. Однако когда ей предложили главную партию в балете Бурнонвиля «Сильфида», она колебалась. Ирина Колпакова всегда очень критически относилась к самой себе и считала, что её возраст уже не позволяет ей браться за исполнение таких ролей. Однако Колпакова была к себе слишком пристрастна — она всю жизнь сохраняла великолепную форму и на сцене (как, впрочем, и вне её), казалась более юной, чем молодые танцовщицы.
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 12:57 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
В 1977 году в Кировском театре главным балетмейстером стал О. М. Виноградов, увлечённый балетной стариной. К постановке начал готовиться одноактный балет на музыку Пуни «Па-де-катр», посвящённый четырём выдающимся танцовщицам девятнадцатого столетия - Марии Тальони, Карлотте Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран. Колпакова исполняла роль Люсиль Гран и сумела создать образ, исполненный любви к танцу, непреходящей красоты и женственности.
На фото: Ирина Колпакова в партии Люсиль Гран в балете «Па-де-катр»; Ирина Колпакова (Карлотта Гризи), Галина Мезенцева (Мария Тальони), Габриэла Комлева (Люсиль Гран) и Елена Евтеева (Фанни Черрито) в балете «Па-де-катр».
Оле́г Миха́йлович Виногра́дов (род. 1 августа 1937, Ленинград) — советский российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Народный артист СССР (1983).
Гали́на Серге́евна Ме́зенцева (род. 8 ноября 1952, Тольятти) — балерина, балетный педагог, звезда русского и мирового балета. Народная артистка РСФСР (1983).
Габриэла Трофи́мовна Ко́млева (род. 27 декабря 1938, Ленинград) — советская российская балерина, балетмейстер, педагог. Народная артистка СССР (1983).
Еле́на Ви́кторовна Евте́ева (род. 14 марта 1947, Ленинград) — советская российская балерина, балетный педагог. Народная артистка РСФСР (1991).
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 1:12 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
На фото: Ирина Колпакова и Сергей Бережной в па-де-де из балета «Бабочка».
А в 1979 году Колпакова с Сергеем Бережным воплотила на сцене па-де-де из поставленного французским балетмейстером Пьером Лакоттом балета Жака Оффенбаха «Бабочка». В 1982 году этот дуэт был исполнен на гастролях в Париже, и пресса назвала Колпакову «танцующим тростником».
Серге́й Миха́йлович Бережно́й (20 июля 1949 — 3 августа 2011) — советский и российский артист балета, танцовщик и педагог Мариинского театра, народный артист РСФСР.
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 1:14 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
В своей работе Ирина Колпакова отдала дань и кинематографу. На студии «Лентелефильм» режиссёром Белинским был снят музыкальный фильм «Души моей царицы», который собрал в себе все произведения хореографии, посвященные А.С. Пушкину. Колпакова исполняла в нём все женские партии. Участвовала она также и в фильме-балете «Дом у дороги» по поэме Твардовского, в работе над которым принимал участие и Владимир Васильев.
Творческий путь Ирины Колпаковой стал воплощением безукоризненного рисунка танца, нежности, доброты и света. Редко можно увидеть такое сочетание интеллекта, одухотворённости и мастерского владения техникой, как в творчестве этой балерины.
С 1971 года — педагог-репетитор Театра им. Кирова. Окончила ЛГК имени Н. А Римского-Корсакова по специальности балетмейстер-репетитор (дипломная работа «Спящая красавица» П. И. Чайковского в Вильнюсском театре под руководством выдающегося балетного педагога П. А. Гусева, 1982).
Депутат ВС СССР 9 созыва (1974—1979). С 1986 года — член правления Союза театральный деятелей РСФСР.
Поставила балеты: «Жизель» А. Адана (1987), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1990) — в Минске; «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, «Тени» (из балета «Баядерка» Л. Минкуса), «Пахита» Л. Минкуса (1988), «Сильфида» Х. С. Лёвенскьольда (1989) — в Софии (Болгария).
С 1995 года преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (профессор кафедры классического танца). В 1990-х годах в течение нескольких сезонов работала балетмейстером-репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке.
Указом Президента РФ в 1996 году за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства Колпаковой была установлена Президентская пенсия. Проживает в Толстовском доме, а также в США, в Нью-Йорке, в Верхнем Манхэттене, рядом с музеем-замком Клойстерс, филиалом Метрополитен-музея.
Муж — известный артист балета В. Г. Семёнов (1932), народный артист СССР (1983). У супругов есть замужняя дочь Татьяна, художник, окончившая Мухинскую академию, работающая дизайнером по костюмам в Петербурге, и внук Никита, родившийся в США, проживающий в Петербурге, учащийся менеджменту в университете.
Добавлено: Ср Июн 11, 2014 1:42 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ирина Колпакова
На фото: «хрустальная балерина», «принцесса» ленинградской сцены — Ирина Колпакова в своей коронной партии Авроры в балете «Спящая красавица». (партнёр — С. Бережной):
На фото: «хрустальная балерина», «принцесса» ленинградской сцены — Ирина Колпакова в своей коронной партии Авроры в балете «Спящая красавица». (партнёр — С. Бережной).
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах