Виласини Натьям является традацией Девадаси Андхра Прадеш. И хотя он не входит в число современных классических форм танца, он полностью соответствует всем канонам классического искусства.
Свапнасундари - исполнитель, хореограф и преподаватель стиля Кучипуди и Виласини Натьям. Именно ей принадлежит заслуга восстановления стиля храмовых танцовщиц Андхры. Свапнасундари является не только исполнителем разных танцевальных стилей, но ещё и певицей, которая прекрасно исполняет классические композиции к своим танцам.
Исполнение этого храмового вида искусства было запрещено в 40-х г.г. после принятия акта запрета посвященя Девадаси. В 90-х годах Свапнасундари нашла оставшихся потомков девадаси и даже некоторых из девадаси и стала брать у них уроки Виласини. Она собрала весь полученный материал и после тщательного изучения и обработки представила это древнее искусство современному зрителю. Сейчас Свапнасундари и её ученики являются единственными таноцрами, которые ежегодно исполняют ритуальные танцы в действующем храме в Хайдерабаде.
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Вт Июл 14, 2009 10:14 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Исторические свидетельства культурного наследия народа Телугу указывают на наличие двух широко признанных форм танцевального направления: первая, исполняемая мужчинами и относящаяся к Пуруша Сампрадаям (Purusha Sampradaayam), и вторая, исполняемая женщинами и относящаяся к Стри Сампрадаям (Sthree Sampradaayam). Упоминания Стри Сапрадаям обнаруживаются в архивных источниках, надписях и литературных памятниках, которые рисуют нам живой и яркий образ танцовщицы-певицы в храмах, королевских дворцах и общественных театрах начиная с X века н.э. Причём встречаются они под разными названиями: Виласини (Vilasini), Свамини (Swamini), Бхогини (Bhogini), (в разговорной речи – Сани (Saani) и Богам (Bogam)), а также названия трупп Чинна Мелам (Chinna Melam *) и Наттува Мелам (Nattuva Melam). К середине XX века этих артистов стали называть Калавантулу (Kalavantulu) – термин, который происходит от Калавати (Kalavati), что значит “женщина изощрённая в искусствах”. После принятия Акта запрета Девадаси, государство искоренило практику посвящения танцовщиц-певиц в храмах. Именно с того времени искусство Калавантулу начало приходить в упадок. Соответственно Сани и Бхогам были постепенно вытеснены из общего потока социальной жизни всего общества.
* Садир (Sadir) – предшественник Бхаратанатьям, также относился к этой форме исполнения.
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Вс Дек 07, 2008 10:46 am), всего редактировалось 1 раз
Виласини Натьям (Vilasini Natyam) представляет наследие ритуального, обрядового танца этой группы, который в наши дни исполняют артисты, обучающиеся у известной танцовщицы-певицы, хореографа и мастера танца Свапнасундари. Искусство Виласини Натьям отличается по технике от Пуруша Сампрадаям, которая в наши дни представлена классическим стилем Кучипуди. И хотя танцевальные движения здесь наиболее женственны, более 100 Адаву (танцевальных частей, состоящих из движений ног, рук и корпуса) включают как Тандава (мужской аспект танца), так и Ласья (женский аспект танца). И, конечно, больше всего восхищает сложная и насыщенная Абхиная Виласини Натьям. Богатый репертуар состоит их храмовых танцев, дворцовых композиций и танцевальных опер, которые исполняли потомственные танцовщицы-певицы, принадлежащие к народности Телугу и передававшие своё искусство из поколения в поколение.
Пурваданашри - ученица Свапнысундари
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Вс Дек 07, 2008 10:47 am), всего редактировалось 1 раз
Данный репертуар включает в себя вокально-танцевальные композиции, которые представляют собой подношение в качестве составной части Агамического богослужения в действующих храмах с целью развлечения и умиротворения Божества. Причём, Виласини Натьям спустя многие годы возобновила эту традицию поклонения в храме Шри Ранганата Свами в Ранг-багх, Хайдерабад, который был воздвигнут 400 лет назад.
Эти ритуальные танцы, будучи прерогативой посвящённых храмовых танцовщиц, в настоящее время исполняются внутри действующего храма как женщинами, так и мужчинами. Чурника (Choornika – c Санскр. ‘комната’, ‘лоджия’ - разновидность литературного жанра поэмы в прозе) и Таламы (Talam – ритмические размеры ритма), изначально бывшие частью этой традиции, были заново восстановлены для танцевальных ритуалов поклонения лишь спустя 80 лет, в течение которых в этих стенах не прекращалось только пение священных мантр. Это значительное достижение Виласини Натьям поддерживается уже на протяжении 12 лет.
Изменённые версии этих ритуалов в рамках сценического исполнения являются важными составляющими современного репертуара. Тщательно разработанная система Тала служит превосходным украшением к ранним композициям Нритты, которые были более простыми по конструкции.
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Вс Дек 07, 2008 10:48 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Астана Сампрадаям/Качейри Ата (Aasthaana Sampradaayam/Kaccheyri Aata)
Эта часть репертуара состоит из:
а) Публичных выступлений в храме: В былые времена, когда танцовщица исполняла танец лицом к святая святых храма, верующие могли также наблюдать этот ритуал из близлежащих площадок. Прартана (Prarthana), Варнам (Varnam), Падам (Padam), Джавали (Javali), Адхьятма Рамаяна Киртанам (Adhyatma Ramayana Keertanam), Аштапади (Ashtapadi) и Шлокам (Shlokam) – вот некоторые из тех танцев. Такое представление могло длится в течение многих часов.
Храмовые танцовщицы-певицы также были призваны приветствовать знатных вельмож и королей, во время их визита в храм. В этих случаях добродетели и достижения короля или вельможи прославлялись в таких композициях, как Салам-Даруву (Salaam-Daruvu).
б) Выступления во дворцах: Храмовых танцовщиц часто приглашали во дворцы по особым случаям. Со временем некоторые из них становились придворными танцовщицами Раджа-нартаки. Но не всем танцовщицам после того, как они стали танцевать во дворце, разрешалось сохранить свою связь с храмовой традицией.
Много уникальных Варнамов, которые исполняли храмовые и придворные танцовщицы Телугу, в настоящее время не доступны в печатной форме. Абхиная Сваямбодхини (Abhinaya Swayambodhini, автор Devulapalli Veeraraghava Sastri, Телугу, около 1915 г.) приводит тексты некоторых Варнамов, но без музыкального сопровождения. Однако Однако большинство Варнамов сохранилось до наших дней благодаря устной традиции потомков Сани и Бхогам. Все эти композиции были восстановлены и введены в современный репертуар Виласини Натьям с большим добавлением Нритты. [/img]
Падам является центральной темой в Качейри Ата – дворцового вида исполнения. Абхиная Телугу Сани очень детализирована. Каждое слово и предложение песни выделяется и максимально полно передаётся в танце, который может длится час и более! Шлоки на санскрите исполняются таким же образом. Северный вид Абхинаи, исполняемый сидя на полу, также поддерживается наравне с Манодхарма (Manodharma – спонтанная импровизация).
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Вс Дек 07, 2008 10:48 am), всего редактировалось 1 раз
Этот вид искусства принадлежит традиции Гуди-Сани, которые разыгрывали музыкально-танцевальные представления перед храмом во время религиозных и народных праздников после проведения главных ритуальных служб. Самые популярные танцевальные оперы Париджатам (Parijaatham) и Голла-Вейша Катха (Golla-Veysha Katha) сейчас исполняются под названиями Бхама-Калапам (Bhaama-Kalaapam) и Голла-Калапам (Golla-Kalaapam).
Представление Виласини Натьям репертуара Ата-Бхагаватам сохраняется как в форме Марги (Margi – общепринятый, классический), так и в форме Деси (Desi – региональный, местный, народный), которые характеризуются музыкальной традицией.
Использование Ганиям (Ganiyam – лёгкие позолоченные украшения из дерева) также сохранилось в наши дни.
Ой я уже в названиях запуталась Это ужасно сложно танцевать и петь Вот это да!!!! Спасибо Назира за такую информацию, я и не слышала про такой стиль и такие танцы!!!!
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Дек 09, 2008 9:58 am Заголовок сообщения:
Согласна, с названиями просто беда. Я вот ошиблась в переводе с термином Чурника - вид литературного жанра. Я сначала подумала из-за значения, что это архитектурное сооружение. Потом чувствую, что-то не то - по смыслу не подходит. Стала искать и нашла другие значения. Вот, пойди разберись. Проблема ещё в том, что сами индийцы иногда часто путают значения слов, даже того же санскрита.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Дек 09, 2008 10:03 am Заголовок сообщения:
Свапнасундари изучала это искусство у девадаси Маддула Лакшминараяна. Историк и поэт Др. Арудра, который ввёл название Виласини Натьям, помогал Свапнасундари восстанавливать эту древнюю форму танца.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Дек 09, 2008 10:10 am Заголовок сообщения:
Причём, если Кучипуди исполняли мужчины, то этот танец был искусством женщин - певиц-танцовщиц. Первый мужчина-танцор, который стал исполнять Виласини Натьям - Санджай Кумар Джоши, который обучался у Свапнасундари. Вот его сайт: http://www.sanjaykumarjoshi.com/about.html
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Дек 09, 2008 10:31 am Заголовок сообщения:
О, вот, наконец, небольшое прояснение по поводу техники Виласини от самой Свапнасундари (источник там же на Нартаки:http://www.narthaki.com/iindex.html
Насколько Виласини Натьям отличается от Кучипуди?
Между этими формами нет прямой связи. Любое кажущееся сходство между ними - это тоже самое, что и похожие перекликания в Мохиниаттам, Нанджияр Куту и Катхакали.
Потомственные танцовщицы Виласини Натьям, у которых я училась, никогда сами не обучались у мастеров Кучипуди, большинство из них даже никогда не видело этого стиля до тех пор, пока не стали показывать его по телевизору. Также как и большинство из них не были знакомы с именем Баласарасвати! (видимо, намёк на то, что стиль не связан ни с Кучипуди, ни с Бхаратанатьям).
Виласини Натьям состоит из 100 элементов Нритты (базовые адаву, их вариации и комбинации) Северной и побережной школы. А также 35-40 элементов Нритты Южной школы. Ни один из этих элементов адаву не встречается в старой школе Сапрадаям Кучипуди, как мне было передано традиционными Учителями.
Подача и исполнение Абхинайи в Виласини Натьям также отличается от того, что мы видим в Кучипуди.
В чём основное различие в побережной и южной традиции Андхры?
Говоря в общем, Северная и севреное побережье использует больше мягкие и округлые движения, а Южная - больше линейные. Но все школы избегают использование жёстких поз и движений.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах