Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Ср Июл 15, 2009 9:51 am Заголовок сообщения: Танцы Якутов и других народов Севера
У Якутов есть поверье, что счастлив будет в жизни тот человек, кто увидит танец стерхов! Моя мечта - увидеть этот прекрасный танец и многие другие танцы и обряды Якутов и других народов Севера!
Об этих танцах я узнала от своего друга из Якутии - Евгения Сивцева.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Ср Июл 15, 2009 9:52 am Заголовок сообщения:
В основу танцев народов Севера заложены сюжеты из традиций и обрядов, связанных с исконным бытом и образом жизни народа: камлание шамана, обряд посвящения в воины, картины народных праздников, культ охоты, преклонение тотемам родов, единение с природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца. Северные танцы отличаются экзотичностью, свободной пластикой, сплетением вокала и горлового пения.
В якутский танец интенсивно вошли элементы национальных спортивных игр, которые являются частью обряда национального праздника Ысыах. В отличие от северных танцев якутские танцы сдержанны, спокойны. Женские танцы отличаются плавностью, изяществом, грациозностью. Для мужских танцев характерна основательность, ясность и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство.
Ысыах - якутский национальный праздник. По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.
Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека.
Национальная одежда. Ысыах - долгожданный праздник для народа Саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему - шьют праздничные наряды и делают убранства. На Ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.
Игры Дыгына. Народ саха помнит исторические времена, когда предводитель народа Саха- Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров. Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у народа. Ежегодно на городском празднике “Ысыах Туймаады” проводятся состязания боотуров- “Игры Дыгына”, они являются одним из главных мероприятий Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание называться победителем “Игр Дыгына”, чьи имена с уважением передаются из уст в уста, становясь национальными героями. (Туймаада- название долины, в которой расположен г. Якутск и его окрестности).
[img]Конкурс сказителей-олонхосутов[/img]. Олонхо - древний героический эпос народа саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и мировоззрение древнего народа-саха, выражающее торжество добра, гуманизма, гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его хранителями и носителями были сказители-олонхосуты, они были особо почитаемыми и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались состязания онхосутов.
Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец - Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.
Церемония распития ритуального напитка - кумыс. Кумыс - напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов - священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название праздника Ысыах произошло от слова "брызгать", то есть кропить кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт (заклинатель) разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным напитком - кумысом угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню тойук, благопожелание (алгыс).
Добавлено: Чт Июл 16, 2009 2:01 am Заголовок сообщения:
Ну, Радость, ты даешь)))) Спасибо за темку. Ух! Хоть появилась темка где я более или менее уверенно плаваю!!!
Прежде всего необходимо отметить, что в якутском народном танце можно найти очень много "родственных" движений и элементов с другими тюркоязычными народами. Так, шаг-крест или разведенные в стороны руки и глубокие прогибы (отличительные черты женского танца) можно встретить практически у всех тюрков. Это так, вводная часть)))
Как и у многих народов, якутский танец тесно связан с религиозными воззрениями и обрядами. Само слово "танец" (як. "ункуу") происходит от слова "унк" (досл. "молиться", "читать молитву"). Именно поэтому долгое время (почти до середины 19 века) танец был неотъемлемой частью религиозного действа. Бытовых танцев практически не было. Становление и развитие бятового танца связано с именем великого сына якутского народа Сергея Зверева - Кыыл Уола. Именно он в свое время поставил знаменитый танец "Узоры", который сегодня известен во многих странах мира. Многие считают Сергея Зверева родоначальником якутского народного танца.
Современное искусство танца (я имею в виду развитие танца в современном мире) во многом взаимствует сюжеты и элементы из религиозных действ. Также много сюжетных танцев из мира природы: стерхи, моржи, нерпы, олени, лошади и даже цветы находят отражение в танце.
Основное различие стилей якутского танца - в территориальной принадлежности. Существует два стиля якутского танца: северные (hээ-дьэ, норгали, эргерон, мэргэли и т.д.) и те, что сами по себе являются народными (осуохай, дьиэрэнкэй, кылынкай, битии и т.д.) и распространены по всей территории республики.
Начнем с северных. Поскольку это танцы представителей малочисленных народов, проживающих на Севере Якутии, ближе к побережью Северного ледовитого океана, здесь множество именно морской тематики. Эргерон именно один из таких танцев. Он повествует о празднике в честь прихода лета и начале промыслового отлова рыбы. Движение рук девушек максимально приближены ко взмахам крыльев птиц (чаек, стерхов или лебедей). Мягкая едва уловимая поступь танцоров взято во многом из темы охоты: преследуя добычу по снегу необходимо наличие обуви с мягкой широкой подошвой. что обеспечивает почти бесшумное движение. Отличительной чертой северных танцев является пружинистая походка с наклоненным вперед корпусом. Кроме того в танцах присутствует характерное для восточных танцев движение головы из стороны - в сторону. Помимо танцевальных движений обязательное условие правильного исполнения северных танцев - добавление звукоподрожания голосам птиц и хорканью оленя. Это придает танцу особую эстетику.
Исполнительница северных танцев должна обладать прежде всего пластичными руками и грациозной осанкой. Без них пропадет весь смысл исполняемого танца.
Обилие мехов в одежде - также отличительная черта северных танцев. У коряков и долган бывают кухлянки из шкуры северного оленя. Часто у костюмов имеются капюшоны.
Отличие северных костюмов от якутских народных - в отсутствии как таковых металлических украшений, коими богат танец обрядовый или традиционный.
Очень часто северные танцы исполняются только под пение и аккомпонемент бубна. Бывает и так, что танцующие двигаются только лишь под пение...
Часто в танце используют бубны (эвенк. "яраар"), которые символизируют солнце.
Одежда. Надевают меховые или замшевые шубки ("кухлянки"), расшитые бисером (чаще оранжевого, голубого, белого и черного цветов). На головах головные уборы из бисера и ровдуги с использованием всевозможных металлических бляшек. Часто девушки поверх этого украшения одевают широкие цветастые платки с длинной бахрамой.
Это вроде пока все что касается северных танцев. Продолжение следует _________________ «Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Добавлено: Чт Июл 16, 2009 4:02 am Заголовок сообщения:
Эпос олонхо для якутов как Натья Шастра для классиков в Индии. В нем изложено не только повествование о борьбе Добро со Злом, но и вложена глубокая народная мудрость, нажитая веками развития. По нему можно изучить всю историю, быт, жизненный уклад и эстетические особенности якутского народа. Именно в нем изложены все описания всех основных движений якутского танца. Например (вольный перевод меня):
едва касаясь ногами пола,
с прогибом похожим на стан молодой березы,
качающейся на ветру,
с горделиво поднятой головой,
подобно птице счастья кыталык (як. стерх),
с руками, подобным
крылам лебедя,
в платье цвета небосклона
с рашитым самыми красивыми песнями подолом,
в жилете, украшенным солнцем, луной и звездами,
в высокой шапке с туосахтой (символ солнца)
с двумя шелковыми лентами по краям,
в мягких сапожках,
украшенными причудливым узором
подобно ветвисым рогам северного оленя,
в звенящих подвесках,
с косоплеткой сияющей в лучах заката,
с глазами полными любви
стала танцевать
луноликая красавица народа Саха
прекрасная Туйаарыма Куо...
Это описание походки, которая вяляется базовой в женском танце _________________ «Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах