Добавлено: Сб Авг 02, 2008 3:52 am Заголовок сообщения: Архитектура и скульптура Индии
Самые древние образцы индийской архитектуры и скульптуры, которые дошли до наших дней – это индуистские, джайнистские и буддистские храмы и ступы. Самые древние архитектурные свидетельства – развалины городов Хараппа и Мохенджо-даро в долине реки Инд на территории современного Пакистана (3 тысячелетие до н.э.). Самые древние каменные культовые сооружения относятся к 3 в. до н.э. (буддистская ступа в Санчи).
К середине первого тысячелетия нашей эры в Индии стал формироваться характерный стиль индийской храмовой архитектуры. Развитие технологий строительства башен, куполов, арок и сводов привело к появлению монументальных произведений зодчества, многие из которых сохранились по сей день. В разных частях Индии стали строиться храмы с высокими и острыми куполами (шикхара), богато украшенные барельефами и скульптурами с изображениями богов, демонов и других мифических существ (см. храмы в Кхаджурахо с эротическим скульптурами, штат Мадхья-прадеш). Чуть позже свой уникальный архитектурный стиль сложился в Южной Индии – там стали строить индуистские храмы с огромными башнями-воротами (гопура), также богато украшенные скульптурными композициями (см. храм Минакши в г. Мадураи и храмы в г. Канчипурам в штате Тамил-наду).
С приходом в Индию мусульманских завоевателей в начале 2-го тысячелетия н.э., в страну были принесены традиции персидской и других восточных архитектур. По всей стране стали строить мечети, зачастую из материалов разрушенных индуистских и джайнистских храмов. Эпоха войн и завоеваний простимулировала строительство грандиозных крепостей, внутри которых воздвигались роскошные дворцы. К эпохе правления Великих Моголов относится жемчужина индийской и мировой архитектуры – мавзолей Тадж-Махал в г. Агра.
Вслед за мусульманскими завоевателями в Индию двинулись европейские колонизаторы, которые принесли с собой европейские архитектурные традиции. На захваченных ими территориях стали строиться католические храмы (в Гоа и др. местах) и жилые кварталы, напоминающие кварталы их родных городов в Португалии, Франции, Англии (в Кочине, Пондичерри, Калькутте и др. местах).
Современная архитектура Индии также заслуживает упоминания. В стране воздвигаются величественные проекты в смешанном традиционно-современном стиле (например, храмовый комплекс Акшардхам в Дели), а также целые города, в планировке которых иногда принимают участие видные западные архитекторы (например, архитектор Ле Корбюзье, построивший г. Чандигарх).
Индийская скульптура со временем превратилась из дополнения к архитектуре в самостоятельное искусство, образцы которого можно увидеть в музеях современного искусства в крупных города Индии.
Добавлено: Сб Ноя 28, 2009 9:30 am Заголовок сообщения:
Источник: "Вокруг света" 2008
МАВЗОЛЕИ
Последний приют мусульманина в средневековой Индии должен был выглядеть богато и надежно.
Этот снимок Тадж-Махала был сделан между 1890 и 1900 годами. Фото: Photoglob Zürich из архива Библиотеки Конгресса США
Еще в позапрошлом веке архитекторы постановили, что семь самых выдающихся культовых зданий, дошедших до наших дней, — это афинский Акрополь, церковь Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле, собор Святого Марка в Венеции, Реймский собор во Франции, храм Василия Блаженного в Москве, Альгамбра в Испании и, наконец, Тадж-Махал в Индии.
Тадж-Махал был апофеозом полутысячелетнего творческого пути индийских зодчих-мусульман, искавших совершенства. В эти полтысячи лет создавались мавзолеи и при Гулямах, и при Хильджи, и при Сурах, и Лоди. О некоторых из них следует сказать, но особый разговор пойдет у нас о захоронениях Великих Моголов. Так называют династию правителей Индии, бывших у власти с 1526 по 1858 годы. Её основатель Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) из рода Тимуридов происходил из Моголистана, как в то время назывались территория Средней и Центральной Азии, — отсюда название династии «Моголы» (индийское Мугхал; эпитет «Великие» подарили этой династии европейские путешественники XVII века).
Мавзолей завоевывает город. Мавзолеи появились в Индии с приходом завоевателей-мусульман, явившихся на субконтинент в самом конце XII века. Вошедшие в страну с другой верой и культурой, насчитывавшей несколько тысячелетий, пришельцы не рассчитывали на сочувствие и понимание — по их представлениям все страны делились на исламские и враждебные, варварские. Век за веком они утверждали свою власть, постепенно распространяя ее почти на всю Индию (кроме крайнего юга страны). Иная культура пришельцев принесла непохожие архитектурные формы. Мировая архитектура до новейшего времени вообще делилась на два основных конструктивно-художественных вида — стоечно-балочный и арочно-купольный. К первому относится вся собственно индусская архитектура, ко второму — вся мусульманская.
Мавзолеи были для индийцев абсолютно новым явлением — они сжигали своих покойников, а пепел сбрасывали в воду. А тут появились мусульманские культовые сооружения — мечети, минареты, мавзолеи. Их декорировали врезанными в камень текстами из Корана, которые могли выкладываться терракотовой плиткой, цветной поливной керамикой; использовались при оформлении и полудрагоценные камни. Кроме каллиграфических надписей широко применялся геометрический и флоральный орнамент. Из-за отсутствия пластики индусские храмы фактически превращались в скульптуру; мусульманская архитектура же отличалась геометрической четкостью силуэта.
Но, несмотря на взаимную отчужденность, далеко еще не изжитую в индийском обществе, мусульманские памятники не подвергались разграблению или разрушению. В конце концов индийцы привыкли к виду мечетей и мавзолеев, и в северо-западной и западной Индии культовые здания ислама стали господствовать над общегородской стройкой.
Мавзолей Гийас-Уд-Дина Туглака, правившего в 1320–1325 годах. Фото (Creative Commons license): Saad Akhtar
Мой гроб — моя крепость. Первые мавзолеи имели скорее фортификационный облик. Взять хотя бы мавзолей Гийас-Уд-Дина Туглака, выстроенный как часть новой крепостной резиденции делийских султанов в Туглакабаде (на территории современного Дели) и выглядевший подлинным бастионом, последним прибежищем в случае падения цитадели. Это небольшое краснопесчаное пятиугольное здание с покатыми стенами и скромным декоративным оформлением завершается невысоким плоским беломраморным куполом. Мавзолей был выдвинут в искусственный водоем и соединялся с берегом неширокой перемычкой.
Значительно позже построенный мавзолей Шер-шаха Сура (1472–1545) около Патны (город в Северной Индии, административный центр штата Бихар) имел некоторые общие черты с упомянутым пятиугольником: здесь тоже было искусственное озеро, а посреди него возвышалось более солидное здание. И так же вела к нему мостовая перемычка от берега. На массивной квадратной основе с четырьмя невысокими тяжелыми шлемовидными башнями по четырем углам стоит двухъярусный восьмерик мавзолея, завершенный полусферическим куполом. Килевидные арки, прорезанные в стенах мавзолея, киоски с небольшими шлемовидными куполами — чхатри — поставленные на изломах восьмерика, делают его неординарным сооружением. Чувствуется рука зрелого мастера. И опять здание в целом носило мрачноватый замковый характер.
Не все мавзолеи так стары и занесены песками времени. Например, знаменитая усыпальница правителя Биджапура (средневекового государства) Мухаммеда Адиль-шаха — Гол Гумбаз («Круглый Купол»). Она поражает своими размерами: огромный полусферический купол перекрывает площадь большую, чем купол римского Пантеона. Архитектор приложил максимум усилий, чтобы облегчить грузность своего кубического детища, ведь ширина его стены с угловыми башнями равна шестидесятиметровой высоте. Поняв, что громоздкое здание нужно максимально облегчить, мастер устроил карниз, прорезанный частыми килевидными арочными окнами. Такими же окнами он прорезал семиярусные башни по углам усыпальницы, при этом окружив основание громадного купола часто поставленными цветочными лепестками. Гол Гумбаз не похож на крепость, а скорее напоминает торт из сбитых сливок, украшенный фруктами.
Усыпальница Гол Гумбаз была построена в 1656–1660 годах. Фото: Ashwatham
Великие Моголы: змеи, мраморные кружева, перламутр. Но перейдем к тому, что составляет славу мемориальной индийской архитектуры. Вся она войдет в двухсотлетнее господство династии Великих Моголов (ХVI–XVII века). Все могольские памятники отличает утонченный аристократизм, ведь то была богатая и мощная империя, за спиной которой было несколько столетий обширного строительного опыта и не только на индийской земле (кстати, стиль и язык двора были персидскими). Несметные богатства, которые давала казне покоренная Индия, позволяли приглашать лучших архитекторов, ювелиров, резчиков по камню и кости, художников, и платить за один лист миниатюры целый мохур (золотой). Все это шлифовало вкус самого заказчика, давало возможность ожидать его исполнения на требуемом уровне. Именно в эту эпоху создавались великолепные дворцы, мечети, мавзолеи.
Знаменитый мавзолей Хумаюна (1508–1556) (отца Акбара Великого, 1542–1605) расположен в Дели. Это прообраз Тадж-Махала. Архитектор поставил сооружение на высокую платформу — стилобат, облегченный часто прорезанными крупными арками. Лестницы за арками выводят на широкую, открытую с четырех сторон площадку, в центре которой и стоит мавзолей. С приходом в Индию мусульман основным строительным материалом стал белый мрамор, соединенный с красным песчаником. В мавзолее Хумаюна белый мрамор даже преобладает, что придает сооружению особую нарядность.
Мавзолей Хумаюна — это излюбленное место отдыха делийцев в праздники и свободные дни. Они приходят сюда семьями и располагаются на широких лужайках с термосами и коробками с едой. Здесь отдыхают родители, дети носятся друг за другом, в воздухе мелькают воланы бадминтона, напоминая пушкинское «и пусть у гробового входа младая будет жизнь играть». А гробового входа как бы и нет. Это как будто и не мавзолей, а красивый дворец, царящий над всем, что его окружает, часть живого мира.
Мне довелось побывать здесь лунной ночью, хотя на ночь никого не пускают из-за змей. После краткого разговора со сторожем я прошел к мавзолею, поднялся на террасу и вошел в огромный зал с надгробиями — кенотафами (сами погребения находятся в подвальном помещении глубоко под полом). Купол тонул в густом мраке, но на полу лежали «ковры» из лунных зайчиков, четко повторявших прорезной рисунок беломраморных решеток, вставленных в проемы арок и окон… Мавзолей Хумаюна похож скорее на красивый дворец, чем на усыпальницу. Фото: Вячеслав Беляев
От Хумаюна до Таджа прошло почти столетие. И за это время появились замечательные гробницы, вошедшие в историю архитектуры. Все они, конечно, различались, имея лишь общую арочно-купольную конструкцию и непременный декоративный атрибут — беседку чхатри, купол, а в Индии еще и минарет. Но не всегда все компоненты присутствовали в сооружении.
Так, жена императора Джахангира (1569–1627) Нур Джахан (1577–1645) выстроила в Агре для своих родителей (ее отцом был Верховный казначей) не очень большую гробницу и назвала ее Итимад-уд-Даула («Доверие государства»). Отдельные ее части, например, четыре двухъярусных башни по углам, кажутся толстыми и чересчур массивными, а венчающие их беседки — тяжеловатыми. Но в целом расстояния между всеми элементами так выверены, так тонко украшено здание орнаментом и инкрустациями, что здание производит очень гармоничное впечатление. Этому способствует раджпутского вида павильон вместо обычного купола посередине площадки-кровли, который из-за резных мраморных рам служит как бы фонарем, источником света для первого этажа, где и стоят родительские кенотафы. Общая золотисто-розовая цветовая гамма мавзолея оставляет светлое, мажорное впечатление.
Тадж-Махал, беломраморная скорбь. Тадж-Махал — апофеоз мавзолейного искусства. Он построен в память о любимой жене императора Шах-Джахана (1592–1666) Арджуманд Бану Бегум по прозвищу «Мумтаз-и-Махал» («избранница дворца»). Она была не только любимой женой императора, но и мудрым советником в его делах, часто даже сопровождала мужа в военных походах. В 1630 году она не смогла быть с ним рядом — из-за беременности осталась дома и во время неблагополучных родов умерла. Шах-Джахан немедленно прервал поход и сразу занялся проектами мавзолея. Были привлечены лучшие архитекторы Средней Азии, Ирана, Сирии, Афганистана и, конечно, — Индии, да и сам правитель был серьезным авторитетом в строительстве. Именно он заковал в белый мрамор многие здания Агрского и Делийского форта; при выборе проектов последнее слово оставалось за ним. Считается, что деревянную модель мавзолея создал турок Эфенди, вдохновившийся примером мавзолея Хумаюна в Дели, построенного где-то за сто лет до того, и проект был утвержден. В разработке принимал участие и главный архитектор империи Устад Ахмад Лахори.
Началось строительство, в котором были задействованы 20 тысяч рабочих. Стройка длилась чуть более двадцати лет, и наконец Тадж предстал во всем своем великолепии. Этот роскошный царский чертог меньше всего походит на погребальный комплекс. Красота его прежде всего в блестяще выверенных пропорциях и в восхитительном луковичной формы куполе. Высота от грунта до шпиля равна ширине его стены и составляет 74 метра. Купол составляет половину высоты мавзолея. Чтобы он обрел легкость, с четырех сторон луковицу поддерживают киоски с шлемовидными навершиями. Все четыре стены квадратного в плане мавзолея одинаковы, но чтобы облегчить это массивное здание, его углы скошены. Поставленные на некотором расстоянии от мавзолея на той же платформе трехпролетные минареты рассчитаны по высоте так, что они максимально облегчают, буквально дематериализуют купол.
Фрагмент стены Тадж-Махала: здание украшено флоральным орнаментом и горельефами. Фото (Creative Commons license): Marc Shandro
По правую и левую сторону от мавзолея расположены два павильона — гостевой (где в поминальные дни собираются близкие) и мечеть. Сложенные из красного песчаника со вставками белого мрамора и беломраморными неглубокими куполами, они подчеркивают нарядную белизну Таджа.
Тадж-Махал драгоценен в буквальном смысле слова. Плиты вырезаны мягкими рельефами тонкого флорального орнамента: цветами, ветвями, листьями, а в вырезанные углубления вставлены цветные полудрагоценные камни — яшма, хризолит, сердолик, агат, ляпис-лазурь. Камни доставлялись из многих стран, а малахит — из России.
Тадж окружен регулярным парком, разделенным водяными каналами на квадратные участки — розарии. От главных ворот и до подножия мавзолея идет широкий канал с фонтанами. Когда фонтаны молчат, в зеркале воды появляется волшебное отражение Таджа.
Что побудило Шах-Джахана создать именно такой мавзолей? Предание гласит, что Мумтаз просила построить ей такой мавзолей, свидетельствующий о силе их любви, а сам император хотел передать неповторимость любимой жены и тем самым подчеркнуть боль утраты. Эта боль не стала последней: сын Шах Джахана Аурангзеб (1618–1707) уничтожил брата, законного наследника престола, а отца заточил в Агрский форт, где император и умер спустя восемь лет. С высокого балкона дворца он ежедневно наблюдал издалека Тадж-Махал в дрожащем мареве жарких месяцев сквозь кисею муссонного дождя.
Во время строительства Таджа у Шах-Джахана родилась идея создать на противоположном берегу реки Джамны, протекающей позади мавзолея, точь-в-точь такой же для себя, только из черного мрамора, и оба мавзолея соединить мостом. Величественному замыслу не довелось сбыться. Но чтобы ничто не заслоняло красоту самого прекрасного мавзолея в мире, в радиусе трех километров от него никогда не строились дома выше четырех этажей.
Создатель Тадж-Махала Шах-Джахан до последнего дня любовался усыпальницей любимой жены из тюрьмы, в которую его заточил собственный сын... Фото (Creative Commons license): ben dalton
Потом случилось то, о чем не хочется и упоминать. Последний Могол Аурангзеб больше разрушал, чем создавал, мечтая об уничтожении всей индусской скульптуры. Мавзолей, поставленный его жене Раби’а-уд-Даурани в Аурангабаде, — грубая аллея тяжелых минаретов, идущих вдоль канала, слабая потуга сотворить нечто похожее на Тадж-Махал. Был еще Сафдар Джанг, мавзолей, поставленный в середине XVIII века в Дели видному царедворцу, неинтересная копия старых образцов. И самое последнее — скромная легкая беседка на тонких простых столбах, перекрытых сверху неглубокой, слегка выпуклой к центру кровлей. Это захоронение соратника Ганди (1869–1948) и Неру (1889–1964) Абул Калам Азада (1888–1958), расположенное у входа в Делийскую пятничную мечеть Джами Масджид.
Мавзолеи… для кошек и собак.
И напоследок о том, что происходит с погребениями малоизвестных деятелей истории страны. На территории северной и центральной Индии, на землях Делийского султаната, в государствах Бахманидов, в Биджапуре и Хайдерабаде там и сям вырастали мавзолеи первых лиц государства, их приближенных. Муссонные дожди и пыль сухих безводных месяцев за века превратили здания в мрачные призраки. Некоторые из них ныне обжиты бездомными, не имеющими другого пристанища.
На моей недавней памяти был случай, когда одна сердобольная английская дама была чрезвычайно огорчена видом бездомных индийских кошек и собак. И вот она решила превратить один из мазаров (могильных сооружений) в приют для бесхозных зверей. В этом благородном деле ей помогала подруга из шведского посольства. Все это никак не устраивало местных бомжей, которые решили вернуть жилплощадь обратно. Занятая днем работой англичанка приходила в склеп проведать своих питомцев прохладными ночами, а бывшие постояльцы раздобыли белые хламиды и устроили представление, изображая духов некогда погребенных здесь людей. Леди была не на шутку перепугана и «освободила помещение», навсегда вернувшись в Англию. А мавзолеи дают приют бездомным людям.
Добавлено: Сб Ноя 28, 2009 9:39 am Заголовок сообщения:
Примечание: сходите сами на сайт журнала, не пожалеете, это надо видеть. Там ещё в тексте даются ссылки, нажимая на которые, Вы мгновенно попадаете в виртуальные музеи этих самых сооружений, мавзолеев. У меня ничего не получается со ссылками, не могу их скопировать в статью, не умею, к сожалению. Сходите на сайт журнала, не пожалеете, и посмотрите сами.
Честно говоря, я даже не знала, что Тадж - не единственный мавзолей в Индии!
Вот какая я тёмная и необразованная. Была.
Индия - удивительная страна! Всерьёз волшебная!
Амритсар — город в северо-западной Индии, в штате Пенджаб. Население Амритсара составляет более 1 миллиона человек. Амритсар — священный город сикхов. Основан четвёртым гуру Рам Дасом в 1577. Город получил название от священного пруда ("Амрита" — "нектар", "сар" — "водоём"), в центре которого находится Харимандир (Золотой храм), главная сикхская гурудвара (храм сикхов).
В Амритсаре происходили многие важнейшие события сикхской истории. За историю существования Золотого храма его не раз грабили и даже пытались уничтожить, но всякий раз сикхи полностью восстанавливали его. Так, в 1761 году храм в очередной раз был разрушен, затем восстановлен и покрыт почти целиком листами из позолоченной меди. Отсюда и его нынешнее название - Золотой храм.
Амритсар - исторический, культурный и религиозный центр сикхов. Он был основан в 1577 году на берегах священного озера, на середине которого находится Золотой храм - "сикхская Мекка", в которую съезжаются паломники со всей Индии и даже из-за ее пределов.
В 1984 году в Амритсаре произошли драматические события. Сикхские сепаратисты, подстрекаемые соседним Пакистаном, потребовали дополнительных привилегий, автономии и даже независимости. Индира Ганди была сильным политиком и не могла допустить посягательств на целостность государства.В июне 1984 года в ходе операции "Голубая звезда" Амритсар был очищен от экстремистских элементов подразделениями индийской армии. Последние мятежники засели в Золотом храме и держали оборону.Индира Ганди отдала приказ штурмовать храм и уничтожить сепаратистов.Что и было исполнено.
Но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. В ходе работ, которые велись в комплексе Золотого храма, после очищения его от боевиков, в главном здании Акал Такхте под слоем копоти и известки были обнаружены богатые фрески, посвященные основателям сикхской религии гуру и темам из древнеиндийской мифологии.
Восстановление фресок велось квалифицированными специалистами из Национального музея Индии. В центре огромного пространства внутренней территории сверкает на солнце Золотой храм, словно алмаз в оправе белоснежных построек, обрамляющих озеро.. Из динамиков льются песнопения; паломники степенно обходят пруд по часовой стрелке.
Тихая и величественная атмосфера храма составляет контраст с суетой и хаосом близлежащих улиц.
Вечером храм украшают многочисленные огни. Они сверкают и переливаются, отражаясь в водной глади и создавая волшебную атмосферу праздника, с которым не хочется расставаться.
Добавлено: Сб Ноя 28, 2009 10:22 am Заголовок сообщения:
Источник: Интернет
ЖЕМЧУЖИНА ИНДИИ - ТАДЖ-МАХАЛ
Тадж Махал... Воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана к жене, Мумтаз Махал...
Этим именем, «украшение дворца», называл Арджуманад Бану Бегам ее будущий свекор, грозный шах Джангир. Сложны семейные отношения. Молодая жена приходилась племяннице матери Джахана и дочкой первому визирю. Впрочем, на этот счет существует много легенд, самая романтичная из которых гласит, что принц Кхуррам встретил на базаре прекрасную бедную девушку с бусами из дерева в руках, и так она на него посмотрела, что не видел он больше окружавшей грязи и нищеты, и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться никогда. Точно известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет, довольно много даже по меркам современной Индии.
У Шаха Джахана, как его стали почтительно называть после восшествия на престол в 1628 году, был большой гарем, как и полагается такому высокому правителю. Но супруги так нежно любили друг друга, что французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». Мумтаз Махал, единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался!
За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. И вот, всего год спустя, в 1629 году его настигло горе: Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели похоронить и Мумтаз Махал. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели.
Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию - силы их чувств.
В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, в пригороде, на берегу Джамны и было решено возвести здание. Место выбрано было удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.
Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Главный архитектор, ширазский Устад (что означает «мастер») Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджстанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы - венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли до нас.
Возможно, их вклад - это роскошный парк, который ведет к мавзолею. Весь комплекс это закрытый с трех сторон парк. Вход в него, похожий на дворец из красного камня, украшен белым узорным «портиком», сверху 11 (!) куполов, по бокам - две башни, также увенчанные белыми куполами. Ограда - это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею.
Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки.
Со стороны реки ничего нет, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей. Джамна здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах.
Возможно, эта воздушность создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. А может, это главный купол уносит ввысь за собой всю остальную конструкцию - четыре малых купола и четыре минарета.
К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом... Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры венчают своды арок над окнами. В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы - под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены.
Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.
Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре. Там и провел оставшиеся 9 лет, в комнате, из окна которой был виден Тадж Махал.
Только после смерти он вновь воссоединился со своей любимой - согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе.
Сейчас мавзолей - одно из самых посещаемых мест не только туристами, но и самим индусами. Когда-то огромные двери, символизировавшие вход в рай, были целиком из серебра, тонкий рисунок тысячами серебряных гвоздиков был выложен на них. Сейчас двери медные, прежние украдены. Да и драгоценные камни на фасаде и изнутри сильно поредели с тех пор. Нет и золотого парапета, и жемчужного покрывала на месте сожжения тел...
Когда-то с минаретов влюбленными были совершены несколько самоубийств, теперь наверх не пройти, закрыто. Со всех четырех сторон мавзолея стоят полицейские, строго наблюдающие за тем, чтобы объективы не поворачивались в сторону национальной святыни. Фотографироваться туристам "на фоне" можно только с одной точки - от входа.
Наверное, это правильно, ведь туда приходишь, чтобы наслаждаться зрелищем, а не думать о том, как это будет выглядеть в семейном альбоме.
На надгробиях всегда живые цветы. Не мертвым людям - вечно живой Любви!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах