До недавних пор считалось, что в Бенгали нет и не было традиции классического танца – так называемого Шастрия (Shastriya) – т.е. отвечающего законам Шастр. Однако сейчас благодаря ряду исследованиям возник вопрос о том, насколько верны были эти убеждения. И прежде всего зерно сомнения заронили работы исполнителя и исследователя Махуа Мукерджи.
Классический текст по индийской драматургии – Натьяшастра Бхарата Муни, содержит не имена классических танцев, которые известны и легко узнаваемы сегодня, а упоминает лишь четыре вида Правритти (пра – до; вритти – стиль жизни санскр. – продолжаемая активность, склонность к мирской жизни.): Дакшинатья (Dakshinatya), Одрамагадхи (Audramagadhi), Аванти (Avanti) и Панчали (Punchali). Каждая из этих традиций была связана с определённой местностью и народом. Во время Британского колониального правления все эти традиционные формы танца и пения стали забываться и приходить в упадок. И только к середине XX в. Они вновь привлекли к себе внимание и интерес разносторонней публики. Их постепенно стали возрождать и восстанавливать как часть традиционного культурного наследия.
Стили Бхаратанатьям, Кучипуди и Мохиниаттам эволюционировали из Правритти Дакшинатья. Одрамагадхи представлял танцы Анга, Банга, Северной части Калинги и Ватсы согласно шлоке: «Аngabangautkalingavatsachaiva audramagadha». Эта форма танца была распространена в Восточной части Индии. Отсюда происходят Одисси в Ориссе, Саттрия в Ассаме и, как теперь утверждают исследователи, Гаудия в Бенгалии.
Искусство музыки и танца Санкиртана и Раас известное под названием стиля Манипури происходит из Вайшнавской традиции Гаудия.
О таких формах, как Аванти и Панчали, известно очень мало.
Древнее происхождение и существование Гаудии Нритья, как утверждают исследователи, подтверждается не только текстом Натьяшастры, но и такими источниками, как Шрихастамуктавали (текст средневекового автора Субханкара Кави, который принадлежит к восточной традиции описания и использования жестов в танце), Сангит Дамодара также Пандита Субханакары. Можно найти упоминания этого вида танца и в работе Брихаддеши мудреца Матанги, Сангит Ратнакара Сарангадевы, а также региональных текстах, например, в Абхинаячандрика Махешвары Махапатры. Существует подтверждение и в храмовой скульптуре начиная с IV в. до н.э. и до конца XVIII в. Традиция исполнения Девадаси, Гуру-Шишья Парампара согласно исследованиям также имеет место быть.
Одним из главных исследователей стиля Гаудия Нритья является Доктор Махуа Мукерджи, возглавляющая отделение хореографии в Университете Рабиндра Бхарати.
Известная танцовщица, преподаватель, хореограф и исследователь. Доктор Махуа Мукерджи вместе с Амитава Мукерджи руководит Гаудия Нритья Бхарати, культурной организацией по развитию музыкального и танцевального наследия Бенгалии. Она фактически является пионером в возрождении стиля, который она описывает как классический стиль танца Бенгалии или Гаудия Нритья.
Гаудия (старое название Бенгалии) и Нритья (танец) – форма танца, которая повторяет такие стили, как Чхау, Начни и Кушан, и уходит корнями в древнии легенды Рамаяны и традиции Киртаны. Изучив выше упомянутые тексты, а также Гита Говинду, Расаманджари и другие, скульптурные изображения, доктор Мукерджи описывает стиль, как изобилующий поворотами и кружениями (чаккар), а также включающий в свою грамматику как жёсткую, так и пластичную технику исполнения движений.
По сути, работа доктора Мукерджи является единственным серьёзным исследованием традиции Гауда Деса. Махуа Мукерджи относит гаудия к разновидности Кайсики, которая описана в Натьяшастре. Она также затрагивает музыкальную традицию, которая развивалась в VIII-XII в.в. при дворе короля Лакшмана Сены.
Утверждение, что Гаудия Нритья имеет очень богатый репертуар как в музыке, так и в танце, подтверждается текстами Гиточандродая, Чарьяпада, Гита Говинда, Уджджала Нилани, Говинда Лиламрита, Расаманджари, Сангита Сара Самграха и другими, с указанием музыкальных инструментов – струнных, духовых и ударных. Визуальные свидетельства включают в себя терракотовые скульптуры Натараджи с виной, Ардханаришвары и изображения танцовщиц на глиняных горшках.
Некоторые танцы из репертуара, которые исполняет Махуа Мукерджи и её студенты:
Ганеш Вандана – Рага Мишра Билаваланд, Джаптал.
Алапчари – по текстам Нарахари Чакраварти на Рагу Бхопали, Рупак Тал.
Намакхали Нритта – композиция созданная под влиянием поклоняющихся в наши дни Шиве и Кали, которая также включает текст, посвящённый Вишну Дасаватар.
Аштапади «Вадасияди кинчитапи» из Гита Говинда, Ашта Тал.
Даша Махавидья – различные образы и проявления Богини Деви и Лакшми, пересказанные в мифах Гаудии в стиле Рампрасади Шам Сангит.
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Пт Дек 11, 2015 1:38 pm), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Июл 15, 2010 11:10 am Заголовок сообщения:
Gaudiya Nritya comprises chau which is a heroic dance, nachni which is shringaar form, kushan which deals with Luv Kush and has its roots in the Ramayan and the Kirtan, the devotional aspect.
Гаудия Нритья включает в себя аспекты:
Чхау - героический танец;
Начни - шрингара, любовное переживание
Кушан - связано с эпизодами из Рамаяны, с героями Лав и Куш, выражает аспект поклонения.
Добавлено: Ср Апр 04, 2012 8:54 am Заголовок сообщения:
Интересно, вот сейчас очень скрупулезно изучаются древние трактаты. Постоянно появляются сведения о новых стилях. Сколько ж их еще появится в ближайшие десятилетия? _________________ «Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Интересно, вот сейчас очень скрупулезно изучаются древние трактаты. Постоянно появляются сведения о новых стилях. Сколько ж их еще появится в ближайшие десятилетия?
Я боюсь, трактаты здесь не при чём. Ни в одном из них ты не найдёшь названия современных стилей. А вот политика штатов диктует, чтобы у каждого было своё культурное наследие.
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Пт Дек 11, 2015 1:40 pm), всего редактировалось 1 раз
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах