Национальная Академия музыки, танца и драмы Сангит Натак официально присвоила статус классического стиля следующим формам Индийского танца:
1. Бхаратанатьям
2. Катхак
3. Катхакали
4. Кучипуди
5. Манипури
6. Мохиниааттам
7. Одисси
8. Саттрия
9. Якшагана (здесь не понятно, так как в одинх источниках стиль фигурирует и как народный, и как классический).
В связи с отсутствием аналога похожей традиции в Европейской культуре, Британские колониальные власти называли все исполнительские формы искусства, обнаруженные в Индии, «Индийский танец». Несмотря на то, что искусство Натья (драматического представления) включает также Нритту (так называемый «чистый танец», лишённый смыслового содержания), оно никогда не было ограниченно лишь только танцем, а фактически включает в себя пение, искусство Абхинайи, пантомиму, актёрскую игру, музыкальное искусство. И все эти черты в целом свойственны всем классическим стилям Индийского танца.
На самом деле «Индийский классический танец» это относительно новый термин, который имеет широкое применение для различных систематизированных видов искусства, которые обнаруживают своё происхождение в Натья - сакральной форме музыкального театра древней Индии, теоретическая база которой может быть прослежена в древнем трактате Натья Шастра автора Бхарата Муни (400 г. до н.э.)
• Танцы, исполняемые внутри храмового святилища согласно установленным ритуалам, назывались Агама Нартанам (Agama Nartanam) и относились к религиозному виду исполнения.
• Танцы, исполняемые при дворе царей и правителей под аккомпанемент классической музыки, назывались Карнатакам (Carnatakam) и относились к интеллектуальной форме исполнения.
• Наконец, Дарбари Ааттам - форма танца предназначалась больше для простых людей с целью их просвещения в области религиозных знаний, культуры и социальной жизни. Эти танцы исполняли на площадках перед храмом.
Из 8 (? – там перечислено 9) перечисленных выше стилей, самыми древними, а также происходящими из Агама Нартанам, является Бхаратанатьям и Одисси. Именно эти стили больше всего придерживаются канонов Натья Шастры (???!!!).
Кучипуди и Мохиниааттам являются относительно современными формами Дарбари Ааттам, также как и Катхакали и два восточных стиля Манипури и Саттрия, которые между собой похожи. Стиль Катхак претерпел влияние различных других форм танца в период правления Великих Моголов, включая Персидской традиции.
Какие ещё существуют стили, которые (пока?!) не вошли в состав классических?
Штат Андхра Прадеш:
Андхра Натьям - судя по тому, что пишут в сети - это традиционный танец, который совмещает в себе стили Бхаратанатьям и Кучипуди, но в каком объёме и пропорции непонятно. Вот здесь http://www.culturalcentreofindia.com/DanceStyles.html сказано, что стиль сочетает в себе чёткость и сложность техники Бхаратанатьям и мягкую грациозную подачу Кучипуди. Репертуар, похоже, тоже смешанный. Костюмы такие же, как в Кучипуди. Где танцевали стиль - в храме или на площадях, т.е. относится ли он к Агама или Дарбари пока тоже не пойму. У меня есть статья, которая посвящена Гуру Натарадже Рамакришне, который занимался восстановлением стиля. Нужно время перевести.
Перини Шива Тандава - ещё одна танцевальная традиция Андхра Прадеш. В противовес изящному и грациозному женскому исполнению Андхра Натьям, Перини является мужским воинственным стилем.
Ещё один стиль, который связывают с традицией девадаси Андхра Прадеш, носит название Виласини Натьям. Есть ли какая-либо связь между этой формой и Андхра Натьям, не знаю, так как не видела ни тот, ни другой. Эта традиция также находилась долгое время в забвении. Извесмтный исполнитель и Гуру Кучипуди и Бхаратанатьям Свапна Сундари занималась на протяжении многих лет возрождением стиля и представила первую сольную программу в 1994 году. Как говорит сама автор, для стиля характерна более мягкая подача, даже мягче, чем в Кучипуди. Если костюм Андхра натьям практически идентичен Кучипуди, то здесь Ахарьям Абхиная другая. Также в вокабуляре жестов присутствуют так называемые Рати Хастас, передающие различные чувственные удовольствия. Уже много молодых исполнительниц изучают этот стиль у Свапны Сундари.
Свапна Сундари
По другим источникам танец носит название Виласини Нритьям
Зарегистрирован: 04.02.2008 Сообщения: 319 Откуда: Смоленск
Добавлено: Чт Апр 24, 2008 8:01 am Заголовок сообщения:
Назира Тюленева писал(а):
Перини Шива Тандава - ещё одна танцевальная традиция Андхра Прадеш. В противовес изящному и грациозному женскому исполнению Андхра Натьям, Перини является мужским воинственным стилем.
Вау, какие интерестные костюмы. Очень хочу увидеть видео. Как это по англ. пишется, чтобы на ютубе поискать? Или если есть, можно ссылочку на этот танец?
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Апр 24, 2008 8:35 am Заголовок сообщения:
Да, на ю-тубе было какое-то видео. Но танцевал мальчик неочень оформленный. Только если посмотреть, что из себя представляет танец. Perini Shiva Tandava или просто Perini Tandava.
Различные стили классического Индийского танца практиковались и совершенствовались творческими исполнителями в различных регионах даже во времена волнений и отсутствия поддержки со стороны общества. Семейные традиции, называемые Сампрадайа, возникли и развивались в рамках этих стилей. Великие мастера были хранителями бесценной традиции, передаваемой изустно, таким образом сохраняя и поддерживая её передачу другим поколениям. Несмотря на недостаток начального образования и академических знаний в области Санскрита, они также содействовали росту и развитию искусства.
Танец, которому обучали в рамках устной традиции, изменялся, систематизировался, а также подвергался стилизации для представления городской публике. Стилизация и оттачивание искусства, доведение его до совершенной формы осуществлялась именитыми Гуру (учителями), которые пользовались различными источниками, подразделяемыми на 4 вида: литературный, эпиграфический (относящийся к надписям), различные записи и рисунки.
1. Литературный: Процесс систематизации Индийского классического танца основывается на 5 главных работах, к которым относятся Натья Шастра, Абхинайа Дарпана, Вишнудхарноттара Пуранам, Сангита Ратнакара и Нритта Ратнавали (а также другие трактаты и исследования по танцу, музыке и драматургии).
Натья Шастра
Мудрец Бхарата Муни – автор трактата по драматургии Натья Шастра, которая была создана приблизительно во II веке до н. э. В этом тексте насчитывается 6000 шлок или гимнов, которые разделены на 36 глав, описывающих различные аспекты танца и драмы. Написанию трактата предшествовало создание Богом Брахмой Натья Веды или «Пятой Веды» (Панчама). По легенде он взял слова из Ригведы, музыку из Самаведы, Абхинаю или экспрессию из Яджурведы и Раса (эстетическое наслаждение) из Атхарва Веды. По словам Бхараты: «Не существует мудрости, учения, искусства или мастерства, действия, которое не было бы найдено в драме. Драма – это имитация поведения людей, в котором отображаются различные эмоции в зависимости от ситуации. В драме все радости и печали, возникающие в жизни человека день ото дня, изображаются с помощью различных элементов и приёмов. В драме изображают действия различных типов людей, которые делятся на Уттама (наивысший), Мадхйама (обыкновенный) и Адхама (низший)».
В танце выделяют три главных аспекта: Нритта, Нритья и Натья. Нритта обозначает чистый танец, в котором движения служат украшением и призваны развивать эстетическое наслаждение. Такой танец не передаёт какой-либо конкретный смысл, в то время как Нритья служит именно для передачи смысла песни, сюжета с помощью мимики лица, экспрессивных жестов и символических поз. Третий аспект танца – Натья, также как и Нритья включает в себя экспрессию, жесты и позы, движения и работу ног. Но в дополнении ко всему, в Натье есть ещё элемент Драмы, который осуществляется посредством диалогов.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах