Шьям Бенегал (Shyam Benegal) — индийский режиссёр и сценарист. Родился 14. 12. 1934 г. в Алвале, около Хайдерабада. Окончил Османский университет в Хайдерабаде. Хотя одним из его родственников (кузеном — двоюродным братом по отцовской линии) был Гуру Датт, популярный в 50-е и начале 60-х годов кинодеятель Болливуда, сам Бенегал стал заниматься с 1960 года съёмкой рекламных фильмов (всего снял более 900) . Он также создал за три десятка лет около пятидесяти документальных картин, в том числе полнометражные — "Сатьяджит Рей" (1982), дань почести любимому режиссёру, "Неру" (1984, с СССР, совместно с Юрием Альдохиным), художественно-документальный телесериал "Открытие Индии" (1988).
Бенегал дебютировал в игровом кино в 1974 году ("Росток"). И сразу же заявил о себе как о мастере, который сочетает интерес к социально политическим проблемам истории и современности ("Конец ночи", "Пробуждение", "Наша эра" ("Жестокий век", "Век Кали") — участие в конкурсе МКФ в Москве в 1981 году (и главный приз). "Восхождение" — премия на МКФ в Карловых Варах в 1982 году. "Прошлое, настоящее и будущее") с психологически убедительным раскрытием характеров, преимущественно женских ("Трудная роль", "Благодеяние", "Безумие", "Рыночная площадь", "Нить жизни", "Зов души", "Сардари Бегам" (участие в конкурсе МКФ в 1997 году), "Роковая любовь", "Женская доля". Чаще всего эти образы воплощали на экране популярные актрисы Смита Патиль и Шабана Азми. Одна из последних лент Шьяма Бенегала — драматическая комедия "Добро пожаловать в Саджанпур" (2008).
Бенегал — четырежды лауреат Национальных кинопремий (1975, 1978, 1986, 2001), лауреат престижной премии Дадасахеба Фальке. Был участником конкурсных программ МКФ в Берлине (1974) и Каннах (1976), приезжал в в 1985 г. и в 2009 г. Москву на кинофестивали как член жюри конкурсных фильмов.
Шьям Бенегал планирует снимать первый в истории индийского кинематографа фильм о второй мировой войне. Героиня его нового фильма Нур Инаят Кхан, дочь суффийского проповедника Хазрата Инаят Кхана и его американской жены, родилась в Москве, получила образование во Франции и Англии. Во время второй мировой войны Нур работала во Франции на радио оператором и помогала французским подпольщикам. Была выдана предателем и замучена в концлагере в Дахау. В основу картины положена книга Шрабани Басу "The Spy Princess". Фильм будет сниматься сразу на четырёх языках: английском, французском, немецком и хинди. Съёмки фильма будут проходить целиком в Европе (в Англии, Германии и Франции). На главную роль режиссёр приглашает Карину Капур.
12 лет назад (в 2001 г.) её сестра Каришма снималась у него в фильме "Зубейда ("Zubeida"). Кинокомпания "Арена" выпустила её на видео в переводе Юрия Корчагова под названием "Роковая любовь".
Биографический фильм о Нур Инаят Кхан, также как и музыкальный фильм "Chamki Chameli" по мотивам новеллы Проспера Мериме "Кармен" — дорогостоящие проекты, и пока трудно сказать, когда 79-тилетний режиссёр приступит к съёмках этих двух своих амбициозных картин.
Всего в фильмографии Шьяма Бенегала (по данным на 12. 02. 14 г.) 71 фильм, включая телесериалы, документальные и короткометражные киноленты.
Добро пожаловать снова в Москву!
"Хочу признаться в любви к режиссёру Шьяму Бенегалу, — говорит кинокритик Юрий Корчагов. — Его творчество, начиная с дебютного фильма "Росток" ("Ankur", 1974), где состоялся также актёрский дебют Шабаны Азми, всегда привлекало меня. Я, наверное, видел все его художественные фильмы, кроме, конечно, телесериалов "Yatra", "Katha Sagar" и великолепного "Bharat Ki Khoj", который он поставил по книге Джавахарлала Неру "Открытие Индии", неоднократно встречался с ним в Москве, Дели и Мумбаи, написал о его режиссёрской карьере несколько статей, собирался издать отдельную книгу, но издательство "Искусство" решило, что об индийских режиссёрах достаточно будет и двух книг (о Сатьяджите Рее и Мринале Сене).
Моя первая заочная встреча с классиком индийского кинематографа Шьямом Бенегалом состоялась в 1975 году, когда в посольстве Индии в Москве состоялся просмотр его первого художественного (до этого он снял много документальных кинолент) фильма «Росток» (“Ankur”), в котором я впервые увидел блистательную актрису Шабану Азми.
Трудно даже вспомнить сейчас, когда и при каких обстоятельствам я познакомился с режиссёром, и сколько было таких встреч в Москве, Бомбее, Калькутте, Хайдерабаде, Дели. (При встрече в Москве в 2009 г. — Ш. Бенегал был членом жюри 31-го Московского международного кинофестиваля — в кинотеатре "Октябрь" и Киноцентре проходила ретроспектива 6 его картин: "Маммо", "Противостояние", "Разные судьбы", "Сардари Бегам", "Рождение Махатмы" и "Роковая любовь") режиссёр мне напомнил, что это произошло в 1979 году на международном кинофестивале в Ташкенте). Сколько с тех пор вышло моих публикаций о нём в журналах «Советский экран» и «Искусство кино», в периодических изданиях Ташкента, Алма-Аты, Киева, Вильнюса и Риги.
В 1987 году в издательстве «Искусство» в серии «Мастера зарубежного искусства» вышла моя книга о калькуттском режиссёре Мринале Сене. Сразу же после этого я загорелся желанием написать такую же книгу о Шьяме Бенегале, подал заявку в издательство, в Мумбаи встретился с режиссёром. Он одобрил мою инициативу, снабдил целой грудой иллюстраций к своим фильмам, подарил несколько видеокассет.
Но заявка, к сожалению, была отклонена. Мне безапелляционно заявили, что в СССР Бенегала никто не знает. Да, уже и есть две книги о бенгальских режиссёрах (о Сатьяджите Рее и Мринале Сене). В издательстве почему-то были уверены, что Бенегал — тоже бенгальский режиссёр. Но основная загвоздка была в том, что Шьям Бенегал в отличие от Мринала Сена не был членом компартии Индии. У него не было революционных фильмов, призывающих крестьян на борьбу против помещиков и рабочих против фабрикантов. Жаль, интересная была бы книга!
И всё же Шьяма Бенегала не забывали в Советском Союзе. В кинопрокате были четыре его фильма: «Конец ночи» («Nishant»), «Трудная роль» (“Bhumika”), «Прошлое, настоящее и будущее» (“Trikaal”) и «Рыночная площадь» (“Mandi”). По телевидению показали «Восхождение» (“Manthan”). В конкурсные программы двух Московских кинофестивалей были включены две его картины "Наша эра" ("Жестокий век", "Век Кали") и "Сардари Бегам". Шьяму Бенегалу вместе с Юрием Альдохиным предложили снять трёхчасовой документальный фильм о первом премьер-министре Индии Джавахарлале Неру. Некоторые его фильмы вышли на видеокассетах.
Одна из предпоследних встреч с Шьямом Бенегалом состоялась в Бомбее. Я зашёл в Российский культурный центр и вспомнил, что на этой же улице, совсем рядом живёт Шьям. Я заявился к нему без звонка, и он нисколько не удивился моему приходу, встретил меня как родного, познакомил с женой Найрой и дочерью Пией (художником по костюмам художественных фильмов).
Фильм «Прошлое, настоящее и будущее» (1985) — один из моих любимых фильмов. Я увидел его на кинофестивале в Ташкенте. И, как тогда было принято, сразу после фестивалей в Ташкенте и Москве наиболее интересные фильмы вместе с иностранными гостями отправляли по городам, организовывали так называемое «Эхо фестиваля». Меня отправили переводить этот фильм в Алма-Ату. Там, правда, его встретили сдержанно. Недоумевали, почему из Ташкента прислали некоммерческий фильм без Амитабха Баччана и Митхуна Чакроборти. А меня очаровала главная героиня этого фильма Нина Гупта. Впоследствии мне неоднократно приходилось с ней встречаться в Москве, Бомбее, Дели. Сейчас она стала телепродюсером, но время от времени снимается в кино.
У Шьяма Бенегала целое созвездие наград. В 1971 г. правительство Индии его удостоило почётным орденом "Падма Шри", в 1991 г. — "Падма Бхушан". За достижения всей жизни он стал лауреатом самой престижной премии Дадасахеба Фальке. Шьяму Бенегалу 7 раз присуждали Национальную кинопремию (National Film Award) за лучший фильм года на хинди за фильмы: "Конец ночи" ("Nishant"); "Пробуждение" ("Восхождение") ("Manthan"); "Бхумика: трудная роль" ("Bhumika"); "Безумие" ("Junoon"), "Прогрессивная шкала" ("Arohan"); "Маммо" ("Mammo") и "Зубейда" ("Роковая любовь") ("Zubridaa"). В 1976 г. на Московском международном кинофестивале за фильм "Наша эра" ("Век Кали" ("Kalyug") Шьям Бенегал получил "Золотой приз".
И вот новая информация. Фонд кино Южной Азии (The South Asian Cinema Foundation - SACF) удостоил Шьяма Бенегала престижной премией SACF Exellence Cinema Award. До этого эту награду получили режиссёры М. С. Сатхью (2004), Адур Гопалакришнан (2006), Саид Акхтар Мирза (2008), Гириш Касаравалли (2009) и поэт Гульзар, лауреат премии Оскар за фильм "Миллионер из трущоб". По этому случаю в Лондоне с 9 по 11 июня 2012 г. пройдёт ретроспектива фильмов Шьяма Бенегала.
Даже не верится, что у Шьяма Бенегала в декабре 2014 года — круглая дата: 14 числа ему исполняется 80 лет. Но он полон жизненных сил и творческой энергии. Только что (в 2009 г.) закончил в Хайдерабаде съёмки своего очередного фильма "Колодец вырыт, папа!" ("Well Done Abba") и сразу же после возвращения на родину будет работать над новым проектом. Об этом он, очевидно, расскажет сам на пресс-конференциях в Москве, которую он искренне любит.
Источник: Корчагов Ю. "Режиссёр Шьям Бенегал" (Фестивальная газета ММКФ, 2009 г.); а также по материалам сети Интернет.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах