Танец куртизанок северной Индии
Индия + Персия = муджра
Эти танцы переносят нас в эпоху старосветской культуры северной Индии XVI - н. XIX столетий. Возникновение этого изящного стиля восходит к временам, когда индийский классический танец катхак проник во дворцы могольской знати и получил новое развитие в качестве придворного развлечения.
муджра, танцы индийских куртизанок, стилизация индийского танца катхакМуджра – удивительный танец, созвучный культуре Великих Моголов. Его единственная тема – любовь, его цель – утонченный соблазн. Исторически муджра – это одновременно вокальное и танцевальное выступление куртизанки. Исполнительницы были профессиональными певицами северной индийской классической музыки Хиндустани, поэтессами (язык урду) и, конечно, танцовщицами стиля катхак. Эти девушки были высоко образованы и изящны, неизменны их ассоциации с японскими гейшами, греческими гетерами, индийскими ганиками…
Муджру исполняли по случаю мехфил (махфил) - вечеров традиционных придворных развлечений: музыки Хиндустани, поэзии, танца. Эти интеллектуальные собрания украшали прекрасные куртизанки. Мехфил проводили в домах знати или дворцах мусульманских владык, меценатов и покровителей искусств. Муджру также исполняли в специальных домах, их называли котха.
В Джайпуре традиция исполнения муджры была потомственным занятием и передавалась от матери к дочери, исполнительницы были мусульманками. Во времена восстания сипаев в 1857 г. представления муджры были удобны для встреч повстанцев: эти мужские собрания не привлекали внимания. Как следствие, по приказу британских властей многие дома котха были закрыты. Так старинная традиция пришла в упадок, ремесло куртизанок с тех пор стало ассоциироваться исключительно с проституцией, а оставшиеся дома котха - с притонами. Судьба некоторых танцовщиц была более радостна: Наргис, Гаухар Джаан стали исполнять муджру в кино.
Современные танцовщицы муджры украшают своим искусством свадьбы, холостяцкие вечеринки, традиционные мальчишники перед свадьбой. В Пакистане муджру танцуют под современную популярную музыку, но этот танец уже имеет мало общего с изысканным искусством средневековых куртизанок Дели, Джайпура, Лакхнау.
Муджра заимствует хореографию классического индийского стиля катхак. Элементы «чистого танца» катхак в муджре условно упрощены, одновременно более мягки и обязательно приправлены яркой чувственностью. Муджра редко обходится без характерных движений, подчеркивающих эротический смысл песни. Поэтический материал муджры - любовная лирика на языках фарси, хинди, урду. Это тхумри, газели, популярные стихи таких поэтов, как Амир Хосров, Хариванш Рай Баччан, Бахадур Шах Зафар…
Муджра может исполняться в медленном, среднем, иногда стремительно быстром темпе под ритмические слоги катхак. Муджра раскрывает природу женственности: порывистая и страстная, нежная и лиричная, трепетная и волнующая. Танец идеально подчеркивает женственность, грацию, изящество. Полный изысканного обольщения, очарования, достоинства, он никого не оставит равнодушным, но главный адресат этого танца - всегда мужчина.
Этот подвид стиля катхак требует от исполнителя тонкого артистизма и чувства меры: в исполнении муджры важна загадка и недосказанность. Знания стиля катхак будут замечательным подспорьем в освоении технических танцевальных элементов муджры. В муджре присутствуют элементы танца, исполняемые в положении сидя, лежа. А овладеть душой муджры, на мой взгляд, дано тем, кто в полной мере осознает свою женственность.
Прекрасные образцы классической муджры можно увидеть в индийском кино о временах правления моголов: Mughal-E-Azam, Pakeezah (1972), Umrao Jaan (1981) - Рекха, Devdas (2002) - Мадхури Дикшит, Umrao Jaan (2006 г) – Айшварья Рай, Mangal Pandey – Рани Мукхерджи. Многие танцевальные номера, исполняемые звездами индийского кино, представляют собой муджру или комбинацию еe элементов (Saajan, Aja Nachle, Bunty Aur Babli, Lagaan).
apsara, спасибо очень интересно! _________________ Танец -- это твой пульс, твое сердцебиение, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и в движении, в счастье, радостье, грусти и любви.
welcome!
я признаться, думала, что сама найду что-то интересное здесь... но эта тема как-то оказалась незатронута... тем удивительнее... ведь очень много муджры в болливудских танцах.. _________________ уроки индийского танца on-line
www.indian-club.ru
тел. 923 38 40
www.elenatarasova.com www.apsara.ru
А вообще хорошей муджры на Ю-тюбе практически нет. Если задать поиск, выскакивает сплошная порнография =( _________________ All I wanna do is stay right here on the floor
Get lost in the night
And dance like there's no tomorrow...
да, пакистанское порно грубого вкуса, увы... вот потому и заинтересовало... сюда же можно еще и Chilman из "Kisna|" _________________ уроки индийского танца on-line
www.indian-club.ru
тел. 923 38 40
www.elenatarasova.com www.apsara.ru
Добавлено: Ср Апр 20, 2011 10:34 am Заголовок сообщения:
apsara
Спасибо, что отдельную тему создали)) Очень нравится это направление в индийском танце - необыкновенно женственное, чувственное. Но без знаний, хотя бы элементарных, Катхака - нет смысла его танцевать...имхо
Много вопросов возникает у наших танцовщиц вообще о сути этого танца, происхождении, настоящем существовании...о приличности/неприличности, об отношении к нему индийского общества...Выступать перед русской публикой - одно, а вот перед индийцами???
Назира Тюленева
Спасибо за интересную статью! Нашла ответы на многие вопросы))
наш ответ Сушмите Сен
стилизация катхака
здесь сокращенная версия танца,
согласно регламенту фестиваля танец пришлось подрезать, т.к. весь получился на 6,5 минут
ИМХО - первый танец лучше =) _________________ All I wanna do is stay right here on the floor
Get lost in the night
And dance like there's no tomorrow...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах