Пина Бауш (нем. Pina Bausch, собственно Филиппина Бауш, 27 июля 1940 года, Золинген, Северный Рейн — Вестфалия — 30 июня 2009 года, Вупперталь) — немецкая танцовщица и хореограф.
В 1954—1958 годах училась балету в Эссене, затем в Джульярдской школе в Нью-Йорке, где среди ее преподавателей был Энтони Тюдор. В 1962 году вернулась в Германию, стала солисткой Эссенского балетного театра, с 1969 года — его руководительницей. В 1973 году возглавила труппу современного танца в Вуппертале. В дальнейшем Бауш со своей труппой создаёт спектакли, навеянные атмосферой и пластикой тех городов, где они выступают: Будапешта, Палермо, Стамбула, Токио, Лиссабона, Гонконга, Мадрида, Рима, Лос-Анджелеса, Сеула, Вены и др. Снялась в двух культовых фильмах. У Федерико Феллини в картине «И корабль плывёт…» (1983) сыграла слепую принцессу, которая на ощупь играет в шахматы. И в фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2002) сыграла саму себя. В июле 2009 года собиралась на гастроли в Москву со своим спектаклем «Семь смертных грехов», но скончалась в Германии 30 июня 2009 года от рака.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Июл 28, 2011 8:57 am Заголовок сообщения:
Пина Бауш в кинематографе
Помимо упомянутых ролей в игровом кинематографе (Феллини «И корабль плывёт…», Альмодовар «Поговори с ней»), Пина Бауш проявила себя и в других жанрах.
В 1983 году бельгийский кинорежиссёр Шанталь Акерман сняла о ней телевизионный документальный фильм «Однажды Пина меня спросила» (фр. Un jour Pina m'a demandé, 57 минут)[2], по его сюжету съёмочная группа следует за знаменитым хореографом и вуппертальским театром на протяжении пяти недель, во время гастрольного тура по Германии, Италии и Франции. Целью режиссёра фильма было уловить беспрецедентное искусство Пины Бауш не только в предлагаемом зрительному залу качестве, но и «за сценой».
Другой документальный телефильм, продолжительностью 15 минут, был снят в течение одной июньской недели 2002 года в Париже, режиссёром Ли Янор (Lee Yanor), и называется он «Кофе с Пиной» (англ. Coffee with Pina). Эта зарисовка нередко используется в качестве «бонуса» для DVD-выпусков более «представительных» фильмов.
Особую страницу отношений Бауш с кинематографом составляют экранизации её спектаклей: её собственные хореографические (и одновременно кинематографические) постановки, нередко и с появлением на экране самой Пины в танцевальных партиях. Хорошо известны её неповторимые и разноплановые фильмы этого жанра, такие как:
«Орфей и Эвридика» — фильм-спектакль Парижской оперы (Opéra National de Paris) на музыку Глюка в постановке и сценографии Пины Бауш. Это «танцопера» (нем. «Tanzoper») — жанр, придуманный Пиной: в нём каждому персонажу соответствует два сценических исполнителя — оперный и балетный.
«Весна священная» — фильм-балет 1978 года на музыку Стравинского.
«Кафе Мюллер» — фильм 1985 года запечатлел спектакль 1978 года, основанный на личных детских и юношеских воспоминаниях хореографа. Действие происходит в пустом кафе, где люди, которые потеряли надежду и способность любить, переживают своё одиночество. Артисты вуппертальского «Танцтеатра» (включая и саму Пину Бауш) рассказывают с помощью танца истории о себе. Музыкальной основой стали арии из опер Генри Пёрселла «Королева фей» и «Дидона и Эней» в исполнении Дженнифер Вивиан, Джанет Бейкер, Джона Ширли Куирка и Онора Шепарда
.
«Зоны контакта, дамы и господа за 65» — фильм 2007 года на основе второй редакции спектакля. В 1998 году в городе Вуппертале появилось объявление, приглашающее пожилых людей без какого либо актерского опыта принять участие в отборе для восстановления первой версии спектакля «Зоны контакта» (1978 года). В 2000 году этот спектакль «Танцтеатра» вышел в новой редакции. Что же случилось с 26-ю стариками, которые откликнулись на то объявление и были в итоге отобраны, как они выстраивают отношения, ищут свою «половинку»? Именно эта тема и становится главным сюжетом фильма, разворачиваясь в старом дансинге на фоне сентиментальных немецких песен 1930-х годов, джаза и танго. Интересно, что уже за рамками фильма — за год до смерти Бауш, в 2008 году — вышел ещё один вариант этого же спектакля, в котором, однако, были задействованы уже не «те, кому за…», а — подростки от 14 лет!
В 2011 году на Берлинале был показан фильм Вима Вендерса «Пина».
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Июл 28, 2011 8:58 am Заголовок сообщения:
Пина была удостоена множества наград и званий ещё в XX веке, среди них: Орден Искусств и литературы Французской республики (1991), Большой крест со звездой и плечевой лентой «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1997) и Военный орденский крест Сантьягу ди Эспада (порт. Cruz do Ordem Militar de Santiago de Espada) от правительства Португалии, а уже в 2003 году — Орден Почётного легиона. Следует также назвать «Премию Бесси» в Нью-Йорке (1984), Национальную немецкую танцевальную премию (1995), Награду Берлинского театра (1997), Императорскую премию Японии (1999). В мае того же 1999 года Бауш получила (в Таормине, Италия) Европейскую театральную премию, а в ноябре старейший Болонский университет вручил ей почётный диплом «Доктора honoris causa» в области Искусств, Музыки и Зрелища (итал. la laurea honoris causa in Disciplina delle Arti, della Musica e dello Spettacolo). В 2004 году она удостоена премии Нижинского в Монте-Карло, в 2005 — Золотой Маски в Москве, в июне 2007 года — Золотого льва венецианской Биеннале «за вклад в искусство», а в ноябре — Премии Киото, и в 2008 году во Франкфурте-на-Майне — премии Гёте.
В 2006 году Пина Бауш стала Почётным директором (итал. Direttore Onorario) Национальной академии танца Италии (основательницей и пожизненной главой которой до 1970 года была Я Руская). Смерть не помешала Бауш остаться на этом посту навечно[8], навсегда возглавляя список руководителей Академии в Риме.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Июл 28, 2011 9:18 am Заголовок сообщения:
Фильм "Пина" в 3D
В столице Германии недавно продемонстрировали фильм в 3D из направления арт-хаус под названием «Пина», режиссера Вима Вендерса. По сущности, это признание в любви знаменитому хореографу, красиво исполненное танцевальной группой Пины Бауш.
На протяжении нескольких десятков лет Вендерс хотел снять кинофильм о Бауш, но ему пришлось немного повременить до тех пор пока появятся новые технологии, которые смогут запечатлеть редкую работу Пины. 3D для этого оказалось наиболее подходящим вариантом, но в 2009 г. Пина умерла. Вендерс сразу закрыл проект, но обожатели Бауш во всем мире просили его продолжать.
В кинофильме Вендерса члены ее группы, танцоры разных возрастных категорий, рассказывают, о том как Пина Бауш давала задания об персональном подходе к каждому ученику и как сильно важна даже очень маленькая деталь.
Фильм представляет собой совокупность танцевальных номеров, поставленных известным хореографом-экспериментатором Пиной Бауш, ушедшей из жизни летом 2009 года, чьей памяти и посвящена картина. Между танцами — говорящие (точнее, молчащие — свои мысли герои озвучивают за кадром, а в кадре пытаются выразить произносимое выражением лиц) головы участников ее труппы, вспоминающие Пину и говорящие примерно такие вот глубокомысленные фразы: «Танец — это язык, и можно научиться его понимать», или «До Пины я был словно немым… Но благодаря Пине я обрел язык!», или «Жизнь без Пины? Не знаю такой». Кроме того, Вендерс решился на интересный 3D-эксперимент со зрителем: пару раз (в середине и в самом конце) на экране возникают ряды темных голов как бы сидящих в зале зрителей. То есть тем самым настоящие зрители, сидящие в этот момент в кинозале, как бы продолжают собой пространство фильма в реальности. Или, наоборот, как бы оказываются внутри самой картины.
ЖАНР: документальный музыкально-танцевальный фильм-воспоминание с performance-art элементами.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Авг 05, 2011 8:18 am Заголовок сообщения:
Посмотрела вчера фильм. Всем, кто интересуется, занимается, да и простым, так сказать, зрителям очень рекомендую сходит и посмотреть. Единственное, что раздражало - формат. Не знаю, зачем это сняли в 3D, спецэффектов там особых нет, а танцы Пины Бауш сами настолько объёмные, что можно было и без этого обойтись. Надеюсь, что фильм выйдет в обычном формате на DVD.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах