Зарегистрирован: 30.08.2009 Сообщения: 10233 Откуда: Russia
Добавлено: Вт Авг 23, 2011 6:32 pm Заголовок сообщения: Ранние формы танца. Танец древних майя
Ритуальный танец древних майя в монументальных текстах Сийахчана
Токовинин А.А. (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова) Многочисленные колониальные и современные этнографические свидетельства показывают, что для майя танец был и остается одной из важнейших форм выражения религиозных представлений, культурной идентичности и исторического опыта. Поэтому реконструкция ритуальных танцев остается важной задачей, стоящей перед исследователями культуры майя классического периода (250-900 гг. н. э.). В данном случае, царские надписи становятся основным историческим источником с начала 90-х гг., когда эпиграфисту Н. Грюбе удалось прочесть блок T516.103, как ’AK’OT-(ta) (’AK’-ta) ’ak’ot (’ak’ta’) "танец”, и сгруппировать упоминания о ритуальных танцах по нескольким категориям.
Значительное количество надписей (более 15), посвященных ритуальному танцу, происходят из городища Йашчилан (бассейн р. Усумасинта), столицы царств Сийахчан и Пет. Большинство текстов датируются второй половиной VIII в. н. э., когда неспокойная внутриполитическая обстановка в правление Йашун-Балама IV, пришедшего к власти после десяти лет "междуцарствия”, требовала консолидации элиты, в том числе, посредством публичных ритуальных действ, основным из которых стал танец, запечатленный в изображениях и текстах на стелах и притолоках. Царские надписи Йашчилана представляют практически все основные разновидности ритуальных танцев: танцы с посохами "шукпи”, "хасав-чан”, "чак-к’ат” и танец "взятия к’авиля”.
"Взятие к’авиля” - важнейшая часть церемонии восшествия на престол во всех царствах майя. В Сийахчане этот ритуал приобрел вид особого танца, буквально "танца взятия”. К’авиль - имя одного из общемайяских божеств классического периода (Бог K [6, с. 70-76]), а также обозначение основной царской инсигнии - скипетра в виде фигурки этого бога, - передача или принятие которой символизировали переход верховной власти к царю-преемнику . Причем, если к’авиль - это название царского скипетра как такового, то отдельные к’авили имели собственные имена . Йашун-Балам IV брал к’авиль в танце при воцарении 3 мая 752 года (о дате последнего нам известно по текстам на стелах 11, 12 и притолоке 30 ), а затем повторял ритуал в начале каждого пятого года от даты восшествия на престол (надписи на притолоках 3 и 52). Значительно сложнее интерпретировать практически идентичные тексты на притолоках 32 и 53. Примечательно, что изготовление обеих датируется 760-70-ми годами, тогда как повествуют они о танце взятия к’авиля, который якобы совершил Ицамнах-Балам III в присутствии матери Йашун-Балама IV, Иш-Ух-Чаниль, 29 октября 709 г. Отсутствует всякая логическая связь с воцарением Ицамнах-Балама III в 681 г. На возможное объяснение указывает сходство с текстом на притолоке 1: в обоих случаях правящий царь берет к’авиль в сопровождении матери будущего царя (на притолоке 1 спустя 75 дней после родов, на притолоках 32 и 53 - спустя 63 дня). Можно предположить, что происходит проекция событий 752 года, на год рождения Йашун-Балам IV и создается "идеальная” преемственность в ритуалах двух супружеских пар - Йцамнах-Балама III - Иш-Ух-Чаниль и Йашун-Балама IV - Иш-Чак-Чам.
Танец с посохом "шукпи”, как видно из текста на притолоке 2, также напрямую увязывался с датой воцарения Йашун-Балама IV, но с окончанием пятилетия царствования, а не с началом каждого пятого года.
Наибольшее внимание исследователей неизменно привлекал танец с посохом "хасав-чан”, упомянутый в надписях на притолоках 9, 33 и 50, а также на стеле 11. Во всех случаях (кроме притолоки 50, где дата не сохранилась) ритуал приходится на день летнего солнцестояния. И в XX веке традиционные общины майя - ч’орти приурочивают к этому дню церемонии, связанные с максимальным смещением солнца к северу, началом следующей половины солнечного года и сменой особых "жрецов”, которая происходит раз в 18 месяцев. Кроме того, вслед за летним солнцестоянием в сезоне дождей наступает перерыв, во время которого крестьяне производят повторный сев.
Внимание эпиграфистов привлекал именно сюжет со сменой "жрецов”: танец Ицамнах-Балама III (за год до смерти в возрасте примерно 95 лет) и Йашун-Балама IV с посохами хасав-чан 26 июня 741 г., изображенный на стеле 11, интерпретировался, как свидетельство получения Йашун-Баламом IV важных жреческих полномочий еще при жизни предшественника, вероятно, сфальсифицированное . Можно лишь предполагать, каким был статус будущего Йашун-Балама IV в 741 году. Примечательно, что последний, судя по тексту на притолоке 9, танцевал с посохом хасав-чан в июне 768 г. (за год или в год своей смерти) не с сыном и наследником Челет-Чан-К’ихничем (Ицамнах-Балам IV), а с его дядей по матери, сахалем Чак-Чамом, который (если согласиться с вышеупомянутой интерпретацией события 741 г.) и принял соответствующие жреческие обязанности, позднее передав их наследнику.
Ритуальные функции самого танца остаются в тени гипотетических должностных перемещений. К. Тейт предположила, что танец с посохом хасав-чан был кульминацией церемоний по случаю максимального смещения солнца на север . Н. Грюбе, напротив, отмечает господство военных мотивов в костюмах танцующих, предполагая, что хасав-чан мог быть разновидностью боевого штандарта. Перевод названия посоха, как "он расчищает небо”, скорее указывает на связь танца с аграрным календарем и обрядами, с уходом облаков и наступлением долгожданного перерыва в сезоне дождей.
Особенность ритуального танца в Сийахчане - наличие дополнительных участников, что придает танцу характер важного социально-политического действа. Причем, в ходе одного и того же танца участники могли меняться: в надписи на притолоке 6 Йашун-Балама IV сопровождает сахаль К’ан-Ток-Вайаб, тогда как на притолоке 43, посвященной тому же событию, фигурирует одна из жен царя (из царского дома Хишвица). Демонстрации "приближенности” отдельных сахалей к персоне царя, соучастия в важнейших обрядах - характерная черта периода правления Йашун-Балама IV и Ицамнах-Балама IV. Особый статус придается наследнику, его матери и дяде (по всей видимости, то, что Иш-Чак-Чам стала матерью наследника, способствовало возвышению всего "клана” Чак-Чам). Судя по надписи на притолоке 2, Челет-Чан-К’ихнич принимал участие в ритуальных танцах, начиная с 5 лет. Причем, не как "наследник”, ch’ok или ba:h ch’ok, что вполне типично, а как "царь”. Последнее указывает либо на позднюю датировку текстов (после смерти отца), либо на какой-то аналог соправительства, установленный Йашун-Баламом IV, чтобы укрепить позиции наследника.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах