Мексиканские индейцы имели весьма развитую музыкальную культуру. В своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский хронист и миссионер Хуан де Торкемада дает живое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (приблизительно соответствующих черным клавишам фортепиано) и не знала полутонов. Музыкальный инструментарий ацтеков включал различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, издававшие звуки наподобие тромбона. Струнных инструментов индейцы не знали. Испанцы обучили индейцев диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных.
Народная креольская музыка Мексики отличается богатством и разнообразием. Из жанров мексиканского песенного фольклора наибольшую известность приобрел корридо, разновидность народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15-16 вв., но обрел глубоко своеобразную тематику и стилистику. Он строится из четверостиший с точной рифмой (в отличие от ассонансных рифм испанского романса), исполняется под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Классикой жанра стал обширный корпус корридо мексиканской революции, сложившийся в 1910-1920-е годы.
В каждой мексиканской провинции бытуют собственные характерные песенно-хореографические жанры. Таковы, например, живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (букв. "старички"), при исполнении которого мальчики рядятся стариками, канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием "мавры и христиане", бытующее в долине Мехико. Кроме того, повсеместно распространены в различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина; а также песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого, харабе тапатио, возникший в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый живописный момент этого танца - пляска женщины на полях мужского сомбреро.
В Мексике популярны самобытные народные инструменты. Широкое распространение во всей стране, особенно в центральной зоне, получили инструментальные ансамбли марьячи. Основу ансамбля обычно составляют две скрипки, шестиструнная гитара, маленькая пятиструнная лютня, большая пятиструнная гитара (т.н. гитаррон), к которым в последнее время иногда добавляют арфу, трубу и кларнет. В южной Мексике популярен деревянный ксилофон маримба.
В отдельных местностях сохраняются индейские песни, танцы и обрядовые действа. Из последних наибольший интерес вызывает необычное фольклорное представление под названием "воладор" (букв. "летатель"): четверо мужчин, привязанные веревками за ступни к верхушке 30-метрового столба, начинают раскручиваться в воздухе, постепенно опускаясь по спирали на землю. Все это происходит под грохот барабанов и пронзительные звуки флейты чиримия. Весьма живописны и церемонии индейцев яки - "олений танец" и "лас пасколас".
Огромную роль в распространении и пропаганде мексиканского фольклора за рубежом сыграл великолепный фольклорный балет, созданный в начале 1960-х годов. Этот коллектив сочетает умело стилизованные формы народного танца с аутентичной фольклорной музыкой.
mexico.ru
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах