Зарегистрирован: 30.08.2009 Сообщения: 10233 Откуда: Russia
Добавлено: Сб Авг 27, 2011 7:49 am Заголовок сообщения: Сергей Дягилев. Русские сезоны
Сегодня, спустя 100 лет, трудно понять масштабы такого события, как русские сезоны Дягилева в Париже. Даже сейчас, когда всеобщая интеграция и современные средства связи сделали границы прозрачнее, а расстояния – ближе, событие такого масштаба вызывает восхищение, – а в начале века Сергей Дягилев произвел настоящий фурор.
Биография Дягилева весьма противоречива. Сергей Павлович Дягилев родился 19 (31) марта 1872 в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда. Его мать рано умерла, и воспитанием мальчика занималась его мачеха. В детстве Сергей Дягилев жил в Петербурге, однако позднее его отец получил назначение в Пермь и Дягилев переехал туда. В 1890 году Сергей Дягилев окончил гимназию в Перми и вернулся в Петербург, где поступил на юридический факультет университета. При этом он параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В 1896 Сергей Павлович Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства.
Сразу после окончание университета он, совместно с Александром Бенуа, основал объединение «Мир Искусства», и начал выпуск одноименного журнала. В это же время произошел его дебют в роли организатора – в 1897 он организовал выставку английских и немецких акварелистов, а позднее – выставку скандинавских художников и выставку русских и финских художников в музее Штиглица.
Зарегистрирован: 30.08.2009 Сообщения: 10233 Откуда: Russia
Добавлено: Сб Авг 27, 2011 7:50 am Заголовок сообщения:
Несомненный талант Дягилева, как организатора и антрепренера, проявился на организованной им выставке русского искусства в Осеннем салоне Парижа в 1906 году, где он представил произведения Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского и других. Именно с этого события началась история знаменитых русских сезонов Дягилева в Париже. В 1907 годы сезоны Дягилева продолжились – начиная с этого времени, Дягилев стал организовывать ежегодные зарубежные выступления русских артистов. В рамках сезонов Дягилева в 1907 году были проведены выступления музыкантов – «исторические русские концерты». Музыка Дягилева была представлена такими именитыми композиторами и певцами, как Н.А. Римский-Корсаков , В.С. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин и многими другими.
В 1908 году для Дягилева произошло большое событие– в Париже состоялась премьера оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Уже знакомые с музыкой Дягилева, французы благосклонно восприняли премьеру. Однако не многие знают, какая поистине титаническая работа стоит за этим успехом. Дело в том, что знаменитая опера до этого существовала в двух редакциях – оригинальная, написанная Мусоргским в 1874 году и адаптированная в XX веке Римским-Корсаковым. Дягилев, приступая к постановке, внимательно изучил оба варианта, и, как и следовало ожидать, предложил свой вариант видения оперы, которое немного отличалось от обоих вариантов. По мнению Дягилева, наибольшее значение в опере имеет сцена венчания на царство Бориса Годунова. В музыке Дягилева даже была переписана партитура таким образом, чтобы продлить сцену шествия бояр и духовенства, которая должна была стать торжественным и праздничным фоном для пронзительного скорбного монологая царя Бориса.
Помимо музыки, Сергей Дягилев надеялся завоевать признание французской публики еще и размахом действия на сцене. Так, помимо богатого убранства и русского народного платья, в разное время на сцене присутствовало не менее трех сотен артистов и статистов. И его надежды оправдались – постановку сопровождал поистине грандиозный успех.
Другой интересной находкой Сергея Дягилева, которая позволила добиться потрясающей голосовой гармонии и слаженности, стала весьма оригинальная идея. Хитрый постановщик придумал ввести дирижера хора непосредственно на сцену, постоянно перепоручая ему разные роли. Его непосредственное присутствие позволило более точно и четко управлять хором, и это послужило причиной шквала аплодисментов после каждой массовой сцены.
Вернувшись в 1909 году в Санкт-Петербург, Дягилев занялся подготовкой нового сезона. На этот раз для того, чтобы поразить французов, помимо оперы, Дягилев выбрал русский балет. При содействии балерины Матильды Кшесинской, которая была приближена к императорскому двору, Сергею Дягилеву была обещана крупная субсидия в размере 25000 рублей, а также была предоставлена возможность проводить репетиции в Эрмитаже.
Подобно тому, какое оригинальное и новое прочтение постановки «Бориса Годунова» было представлено в 1908 году, в 1909 Сергей Дягилев хотел создать совершенно иной тип русского балета. Русский балет Дягилева – это «единство художественного замысла и исполнения». Для достижения этой цели Дягилев задействовал при обсуждении будущего спектакля всех задействованных в нем лиц – хореографов, художников и композиторов – для того, чтобы сообща разрабатывать сюжет, придумывать характер музыки и танца, костюмов и декораций.
В разгар подготовки правительство неожиданно прекратило поддержку сезонов, отняло субсидию и запретило репетировать в Эрмитаже, отказавшись, в довершение всего, предоставить костюмы и декорации Мариинского театра. Дягилев чудом избежал провала благодаря своим друзьям– князю Аргутинскому-Долгорукову, Мисе Серт и графине Греффюль, которые помогли собрать необходимые для организации сезонов средства. Собранные средства позволили организовать репертуар из пяти балетов, которые поставил Михаил Фокин. Премьера русского балета Дягилева обернулась настоящим триумфом. Публика восторженно встретила русских танцовщиков. Французам особенно понравились Нижинский, Павлова и Карсавина, а также уникальные декорации и костюмы.
Русские балетные сезоны Дягилева продлились до 1929 года и прекратились из-за смерти Сергея Павловича Дягилева. Все это время балетные постановки встречали неизменный успех в Париже и Лондоне, и эта деятельность Дягилева внесла большой вклад в развитие русской культуры в Европе, послужили причиной большого интереса к ней. Популярность сезонов Дягилева привела к увлечению традиционным русским костюмом и породила новую моду.
vlasta-tula.ru
Последний раз редактировалось: Desi Girl (Сб Авг 27, 2011 7:06 pm), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 30.08.2009 Сообщения: 10233 Откуда: Russia
Добавлено: Сб Авг 27, 2011 7:52 am Заголовок сообщения:
С чего начались «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже?
19 мая 1908 года французская столица замерла в напряжении: вечером должна была состояться парижская премьера оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Сергея Дягилева. Тогда мало кто мог предположить, что эта постановка станет прологом большого ежегодного эстетического празднества, которое продлится до самой смерти маэстро в 1929 году.
Почтенная публика вряд ли задумывалась над тем, какие муки творчества испытывал Сергей Павлович, и чего ему стоила эта постановка. По тогдашним меркам Дягилев был относительно молод: в марте ему исполнилось всего-то 36 лет. Но парижане уже встречались с этим русским талантом: годом ранее, в 1907-м, он уже устроил сезон «Исторических русских концертов», в которых выступили Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И.Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра.
Приманка сработала
Но и французы, и сам Дягилев оценили те концерты, говоря военным языком, разведкой боем. Обе стороны остались довольны друг другом. И прекрасно понимали, что русские своего последнего слова еще не сказали. Но больше всего ожидали французы приезда Федора Шаляпина, которым были очарованы в 1907 году. И когда в газеты просочилась информация о том, что Шаляпин в Париж приедет, ликованию меломанов не было предела.
Конечно, творческая кухня Дягилева была надежно скрыта от обывателей. А поработать ему пришлось изрядно. Было, по меньшей мере, две редакции оперы. Первая – оригинальная, написанная Мусоргским и увидевшая свет в 1874 году, а вторая – «адаптированная» под ХХ век Римским-Корсаковым. Кстати в Мариинском театре шла отнюдь не авторская редакция. И хотя автором по-прежнему числился Модест Петрович, но редактура есть редактура. Какие-то сцены «выпали», какие-то были переосмыслены.
Как поступил Дягилев? Во-первых, он очень внимательно изучил оба варианта. И, как водится в таких случаях, предложил свое видение оперы, которое несколько отличалось от обоих вариантов. Особую роль в опере он отводил «венчанию на царство» Бориса Годунова. «Сцену венчания надо поставить так, чтобы французы рехнулись от ее величия», – написал Дягилев Римскому-Корсакову. И даже попросил композитора дописать сорок тактов в партитуре, чтобы продлить сцену шествия бояр и духовенства. На этом торжественном, праздничном фоне особенно пронзительно и одиноко должен был прозвучать скорбный монолог царя Бориса.
Но «рехнуться» французы должны были не столько от богатого убранства русского народного платья, сколько оттого, что постановщик задумал привлечь к этому действию, по крайней мере, три сотни артистов и статистов. Чем не 300 спартанцев?! И представьте, что вся это армада не просто стоит на сцене, а куда-то движется, что-то голосит – зрелище невообразимое!
Ни денег, ни времени не жалко
Французы не могли взять в толк: каким образом можно руководить такой большой массой исполнителей, как добиться голосовой гармонии, а не разобщенности. И этот секрет хитрющий Дягилев решил не раскрывать. А дело в том, что постановщик ввел дирижера хора Санина непосредственно на сцену, постоянно перепоручая ему разные роли. Вначале он спрятался в образ пристава, потом – знатного дворянина, но из зрительного зала такие нюансы, естественно, не просматривались. Но публика настолько завелась, что после каждой массовой сцены награждала исполнителей шквалом аплодисментов.
Но вернемся к организации действа: пока костюмеры, не покладая рук, трудились над пошивом одежды, Сергей Павлович «занялся» художниками. Задники ему рисовали не художники масштаба а-ля Остап Бендер, а лучшие театральные оформители того времени – Юон, Головин, Бенуа, Яремич! И они выдали такой продукт, что парижане потеряли дар речи еще не услышав первых сольных партий – все было расписано так, что можно было смело снимать шляпу.
И еще одно интересное наблюдение, скрытое от любопытных глаз: Дягилев с особой скрупулезностью высчитывал хронометраж каждого спектакля, точно расписав до минуты, сколько времени понадобится для перемены декораций и мизансцен. Ни одна из опер в его антрепризе не должна была, начинаясь в восемь вечера, заканчиваться позднее четверти двенадцатого. Поистине: точность – вежливость королей!
Победная поступь Шаляпина
Вне всяких сомнений, сразил наповал французов Федор Шаляпин, который одинаково фантастически и пел, и играл. Фактически именно с этой оперы, Федор Иванович стал любимцем Европы, а потом и США. И здесь нельзя не сказать следующее: крайне мало иметь талант, даже великий талант, его еще нужно реализовать, чем ярче, тем лучше. Но без человека поверившего в этот талант, и доверяющего место на сцене, вряд ли удастся завоевать любовь миллионов людей.
И как сильно были ошарашены французы, когда узнали, что это великое действо (опера «Борис Годунов») стало первым в творческой биографии Сергея Дягилева, как постановщика! Да не оскуднеет наша страна талантами!
…А потом были очередные «Русские сезоны в Париже» (в 1909 году Дягилев привез балет), которые продолжались до 1929 года, многочисленные постановки в турне по Европе и США, где за 15 лет Сергей Павлович организовал порядка 70 спектаклей от русской классики до современных авторов, причем значительная часть из них были музыкальными новинками. Поговаривали, что за Дягилевым «вечно следовали восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов».
Вся эта фантасмагория продолжалось чуть более 20 лет. Какой, даже самый талантливый человек это выдержит?! Тем более что на фоне обострения болезни сахарного диабета у Дягилева случился инсульт. Впрочем, о Сергее Павловиче мы как-нибудь поговорим отдельно. А пока можно вспомнить слова одного из французов: «Русские дважды брали Париж. Один раз в марте 1814 года, и несколько раз начиная с мая 1908 года»…
«Русский балет» Дягилева, по сути, был русским лишь для иностранцев. Балет, созданный русскими, оказался отличным от канонического французского балета, привезенного признанными законодателями балетной техники, теми же французами, в Россию в начале XIX века. То есть, балет Дягилева был «нефранцузским», но и не русским в том лубочно-народном смысле, как это может показаться.
Балеты Дягилева были уникальны тем, что представляли собой в чистом виде синтез искусств: хореографии, музыки, живописи – где каждый из трех компонентов был самодостаточно выражен и не вступал в услужение другому, как это часто бывает с живописью в сценических видах искусств, к которым, в частности, относится балет. Над костюмами к балетам Дягилева работали художники мирового уровня: Александр Бенуа, Леон Бакст, Николай Рерих, Сергей Судейкин, Мстислав Добужинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Пабло Пикассо, Анри Матисс.
Позднее некоторые изображения и эскизы к костюмам были возведены в культ, «Русские сезоны» стали олицетворять все русское искусство за рубежом, а имя Дягилева стало брендом.
По иронии судьбы, большая часть предметов, костюмов и эскизов «Русских сезонов» а данный момент находится за границей в частных собраниях.
Джоджо де Кирико. Эскиз обложки сувенирной программы «Русских балетов» 1929 года
В "Русских сезонах" участие принимали многие артисты. Сейчас вы увидите в сценических костюмах тех балетов, которые проходили в рамках "Русских сезонов". О некоторых из этих артистов на нашем форуме уже открыты отдельные темы в разделе "Танцевальный рай".
Вацлав Нижинский в балете «Шахерезада». Париж, 1910
_________________ Happy Dancing!
Последний раз редактировалось: Desi Girl (Вт Фев 14, 2012 6:56 pm), всего редактировалось 1 раз
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах