В свое время вышивка Зардози украшала одеяния королевскую семью Индии, драпировки в царских залах, царские паланкины, накидки для слонов и лошадей королевских слоновников и конюшен. Орнаменты, которые создаются в технике вышивки зардози всегда сложные и создаются серебряными и золотыми нитями.
Еще большее великолепие работам добавляют драгоценные камни и жемчуг, усиливающие мерцающее сияние бархата, парчи или шелка.
Зардози – древнейшее персидское искусство (зари с персидского языка означает золото и дози – вышивка), хотя индийцы утверждают, что технику вышивания золотыми нитями здесь знали еще во времена Ригведы. Вышивкой зардози были украшены одеяния статуй богинь и богов.
Искусство вышивки достигло своего расцвета под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В XVII веке Аурангзеб решил отказаться от покровительства, что привело к тому, что искусство зардози перестало развиваться и могло вообще исчезнуть.
Материалы для вышивки стояли достаточно дорого, поэтому мастера не имели возможности заниматься вышивкой самостоятельно.
Большинство мастеров в поисках заработка уехали из Дели в Пенджаб и Раджастан. С конца XVIII века и в XIX веке с наступление эпохи на судьбу искусства вышивки выпала еще одна неудача. И только в середине ХХ века индийское правительство приняло шаги для того, чтобы восстановить и уникальное искусства зардози и дать ему развитие наряду с другими традиционными вышивками. В течение десятилетий зардози главным образом делали в Хайдарабаде и Мадрасе. В наши дни главные центры вышивки находятся в таких городах, как Кашмир, Ченнай, Аджмер, Мумбаи, Агра, Дели, Бхопал и Лакхнау.
Главной проблемой географической ограниченности зардози было то, что серебро и золото не было доступно в больших масштабах. Препятствие было преодолено путем комбинирования золотого покрытия и медной нити, и окрашивания золотом шелковой нити. Не меньшей проблемой были также небольшое количество мастеров, способных передать свои знания.
Вышивка зардози является мужским мастерством. Вышивание в этой технике начинается с того, что мастер располагается вокруг деревянной рамы «аддаа» с необходимым материалом и инструментами. Это нити, стеклянные и пластмассовые бусы, круглые блестки, металлические звезды, золотые проволоки и изогнутые крючки, похожие на маленькие вязальные крючки. Ткань протягивают на раме, копируют на узор, а затем начинают кропотливую работу, непосредственно сам процесс вышивки.
asiansoul.ru
_________________ Happy Dancing!
Последний раз редактировалось: Desi Girl (Пн Дек 24, 2012 4:44 pm), всего редактировалось 1 раз
Зардози - стиль вышивки, распространенный в Индии и Пакистане, который существовал еще со времен Ригведы, но время расцвета этого стиля - эпоха Великих Моголов и правление императора Акбара. Этой вышивкой стали украшать одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов и т.д. Буквально с фарси переводится как вышивка золотом.На бархате, парче, шелке вышивались причудливые узоры золотыми и серебряными нитями, нашивались драгоценные камни, жемчужины, и в результате получалось - волшебство.
Zardozi –древний вид искуства вышивки золотом родом из Персии (Зар на персидском языке означает золото и Дози- вышивка), которое передавалось из поколения в поколение. Зардози зародилась еще до эпохи империи Великих Моголов, достигнув своего апогея под патронажем императора Акбара в 17 веке. Zardozi украшали костюмы , настенные ковры , ножны, попоны слонов и лошадей. Сложные вышивки из золота и серебра, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, блеск которых усиливается мерцающей красотой шелка, бархата и парчи.
Портрет Sri Chamarajendra Wadiyar в костюме расшитом зардози
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах