Добавлено: Сб Июн 07, 2014 7:32 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Спесивцева
Легенды русского балета. Ольга Спесивцева
О́льга Алекса́ндровна Спеси́вцева (18 июля 1895, Ростов-на-Дону, Российская империя — 16 сентября 1991, Нью-Йорк, США) — русская прима-балерина.
«В мире появилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Павловой, другая — Спесивцевой»... Эти слова принадлежат Энрико Чекетти, знаменитому итальянскому балетному педагогу начала XX века. В истории русского балетного театра имя Ольги Спесивцевой занимает одно из значительных мест наряду с именами Анны Павловой, Тамары Карсавиной и Матильды Кшесинской.
Драматический и прекрасный облик балерины вошёл в историю русского балета как пример беззащитности и трагической незащищённости таланта перед обстоятельствами.
Её называли последней легендой балетного романтизма и «красной Жизелью». В её жизни было множество загадок. Патриарх русского балета хореограф Фёдор Лопухов в своей книге «Шестьдесят лет в балете» писал, что Спесивцеву «воспринимал как воплощение красоты на сцене, как носительницу идеала, иногда поруганного, но всегда остающегося идеалом». Так думали и чувствовали многие.
Добавлено: Сб Июн 07, 2014 7:49 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Спесивцева
На фото: О. Спесивцева в партии Эсмеральды
Ольга Спесивцева родилась в Ростове-на-Дону 6 ( 18 ) июля 1895 года. Отец был провинциальным театральным актером. В семье, кроме Ольги, было ещё четверо детей. Когда Ольге исполнилось шесть лет, отец скончался от туберкулеза, оставив без средств к существованию большую семью. Мать Устинья Марковна, не в силах прокормить всех, вынуждена была отдать в детский приют при доме ветеранов сцены трех старших детей: Анатолия, Зинаиду и Ольгу. Туда принимали детей — актерских сирот на полное содержание. Все трое позже были приняты в Санкт-Петербургское театральное училище.
В Петербургском театральном училище Ольга училась в балетном классе К. М. Куличевской. Уже на выпускном спектакле Спесивцева показала себя талантливой классической балериной. «Наиболее способной из молодых дочерей Терпсихоры считают Спесивцеву, выдвинувшуюся на экзаменационном спектакле в балете „Сказка Белой ночи“», — сообщала «Петербургская газета». Окончив училище в 1913 году, она тут же была принята на петербургскую сцену императорской балетной труппы, дебютировав на сцене Мариинского театра в балете «Раймонда» в исполнении одной из небольших партий. В дальнейшем своё искусство совершенствовала у Екатерины Вазем и Агриппины Вагановой.
С 1918 года она уже ведущая танцовщица, а с 1920 — прима-балерина Мариинского театра. С 1919 года Ольга Спесивцева начала заниматься у Вагановой, и эти занятия и передача опыта старшей балерины оказали огромное влияние. В 1919 году, когда стране было совершенно не до балета и всё вокруг крушилось, Ольга Спесивцева под руководством Вагановой подготовила главные партии в балетах «Жизель» и «Лебединое озеро». В том же году к её репертуару прибавляются «Корсар», «Баядерка» и любимая ею, одна из лучших ролей — Эсмеральда. Большая нагрузка и полыхающий послереволюционный Петроград приводят к болезни — начинается туберкулез. Возвращается на сцену она в мае 1921 года.
Выдающиеся способности балерины особенно ярко проявились в лирико-романтическом репертуаре. Необыкновенно впечатляющей была внешность танцовщицы. Ф. Лопухов (известный хореограф, балетмейстер) вспоминает: «Великолепная фигура, отличное сложение, нежная пластика рук, идеальная форма ног, лицо камеи с большими пылающими глазами, красивый прыжок с элевацией и баллоном,— природа щедро и всесторонне одарила Спесивцеву. Что бы она ни танцевала, зритель воспринимал ее как воплощение красоты на сцене, как носительницу идеала, иногда поруганного, но всегда остающегося идеалом».
Наибольшие ее удачи — партии Эсмеральды и Одетты — Одиллии. В. Богданов-Березовский (известный театральный критик и балетовед) отмечал, что Спесивцева улавливала самую суть концепции Чайковского, Льва Иванова и Петипа, находя диалектическое сочетание родства и противоположностей в образах Одетты — Одиллии. В партии Жизели, которую она танцевала на протяжении почти 20 лет, ей не было равных. В первые годы (на отечественной сцене) Спесивцева — Жизель поражала безграничным самопожертвованием, до предела одухотворенной человечностью. В ее интерпретации не существовало разрыва между I и II актами балета — образ был единый, целостный. С годами в ее интерпретации появилась тема обреченности, самоотверженности, бесчеловечности мира. Жизель Спесивцевой, как и др. создания ее таланта, оказала глубокое, длительное влияние на советских и зарубежных (особенно французских) балерин.
Добавлено: Сб Июн 07, 2014 7:58 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Спесивцева
Девятнадцатый год – сложнейшее время в русской истории, а потому неудивительно, что эти занятия проходили в тяжелых условиях. Все вокруг рушилось, но артисты продолжали танцевать. Именно в это время Ольга Спесивцева дебютировала в своей коронной роли – роли Жизели.
На этих фотографиях изображены знаменитые, ставшие практически легендарными, чисто "спесивцевские" позы в балете Жизель. Огромное количество балерин после Спесивцевой пытались и до наших дней в современности продолжают тщетные попытки копировать рисунок этих спесивцевских поз, но ни одна не пошла дальше внешнего контура, не решилась погружаться во внутрее содержание образа, которое блистательно удавалось Спесивцевой.
«Дух, плачущий о своих границах» – такой увидел А. Волынский Жизель-Спесивцеву. А сама она говорила: «Я не должна танцевать Жизель, я слишком в нее вживаюсь». Образ был наполнен предчувствием скорой гибели, пронизан обреченностью яркой, но краткой вспышки.
Добавлено: Сб Июн 07, 2014 8:13 am Заголовок сообщения:
На фото: Ольга Спесивцева в партии Жизели
Выступления Спесивцевой в «Жизели» сопровождались огромным успехом.
Уже через два года после начала ее выступлений Дягилев пригласил Спесивцеву принять участие в американских гастролях его труппы. Под влиянием своего близкого друга, писателя и критика Акима Волынского, который был яростным сторонником чистоты классического танца и непримиримым врагом новшеств Фокина, Спесивцева отказалась от участия в гастрольной поездке.
Но в 1926 году она приняла приглашение Сергея Дягилева, который перестроил репертуар своей труппы на классику специально для редкостного дарования Спесивцевой. На гастролях 1927 года в Италии она танцевала «Жар-птицу», «Лебединое озеро», «Свадьбу Авроры». В том же году Жорж Баланчин специально для нее поставил балет «Кошка» на музыку А. Соге. Спектакль имел успех.
Ольга Спесивцева выехала на гастроли в Соединенные Штаты Америки в составе дягилевской труппы, которой руководил Вацлав Нижинский. Великий танцовщик уже был на грани безумия. Встреча с ним сильно подействовала на тонкую и впечатлительную натуру Ольги Спесивцевой.
Эта встреча сыграла огромную роль и в ее творческой судьбе, став поворотным моментом ее самораскрытия. Она стала партнершей Нижинского в классическом па-де-де Флорины и Голубой птицы, в «Сильфидах» и «Призраке розы».
По приглашению Дягилева балерина принимает участие в лондонской постановке «Спящей красавицы». Гастроли, кроме успеха, принесли Спесивцевой и пользу: во время участия в дягилевских постановках она работала с педагогом Энрико Чекетти. Но как только показ был завершен, она покинула труппу, несмотря на то что ей обещали блестящее будущее. Спесивцева вернулась на петроградскую академическую сцену, где исполнила одну за другой партии Авроры в «Спящей красавице», Аспиччии в «Дочери фараона», Одетты-Одиллии в «Лебедином озере».
Добавлено: Сб Июн 07, 2014 8:26 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Спесивцева
Гастрольные поездки стали для Спесивцевой настоящим испытанием. Жизнь балерины в этот период очень ярко описывает ее мать, Устинья Марковна, в письме из Монте-Карло: «Сегодня Оля танцует, а утром ставили банки… До красоты ли… Со слезами порхала. Знала, что не под ее силу… Все заработанное уходит на отели и кормежку. Даже не остается на одежду… Ну, выкупила кольцо. Да за квартиру. А теперь февраль и март не танцевать. Дягилев при долгах… Все высчитал и дал ей такую сумму, чтоб ей только на жизнь и стало. Он ее затянет. Она очутится в кабале».
Расставшись с Акимом Волынским вскоре после прихода большевиков к власти, она стала гражданской женой крупного советского чекиста Бориса Каплуна – одного из тех авантюристов, кого революция вознесла очень высоко. Он был родным племянником председателя Петроградского ЧК Моисея Урицкого, в двадцать пять лет стал управляющим делами Петроградского совета. Надо отдать ему должное – он немало помогал писателям и поэтам, помешал закрытию Мариинского театра, где в благодарность за ним была закреплена особая ложа. И он же был инициатором открытия первого в Петрограде крематория. Каплун возил туда Спесивцеву, как будто на вечеринку или в ресторан. Могло ли не повлиять на ее психику такое странное развлечение?
Каплун довольно скоро исчез из жизни Спесивцевой. Но именно он впоследствии помог ей эмигрировать вместе с матерью в 1923 году во Францию, где в течение 1924—1932 годов она выступала в парижском «Гранд-Опера», став ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы. Позже, в начале тридцатых годов, он неожиданно появился в Париже. Говорили, для того, чтобы убить Ольгу. Не тогда ли ею овладела мания преследования?.. Его потом постигли крупные неприятности: его убили при невыясненных осбстоятельствах, что очень испугало Ольгу и негативно сказалось на её здоровье.
С 1932 года Спесивцева работала с труппой Фокина в Буэнос-Айресе. После смерти Анны Павловой в 1931 году ее муж Виктор Дандре организовал труппу «Классический балет» и в 1934 году пригласил Спесивцеву на десятинедельные гастроли в Австралию, предложив ей танцевать «Сильфиду», второй акт «Лебединого озера «и фокинский «Карнавал». Эта гастрольная поездка стала для балерины настоящим испытанием: к напряженной работе добавлялась еще и неспособность адаптироваться к незнакомому климату. К тому же ее тревожили мысли об оставшейся в Париже матери, которая, не дождавшись возвращения дочери, уехала в Россию. Все это сказалось на состоянии психического здоровья Спесивцевой.
После возвращения в Европу и лечения Спесивцева снова приступила к работе – открыла небольшую студию, пробовала силы в педагогике.
Добавлено: Сб Июн 07, 2014 8:46 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Спесивцева
Напряженная жизнь и неопределённость приводят балерину в отчаяние и подрывают её психическое здоровье. Последнее её выступление в Париже состоялось в 1939 году и после этого она переезжает в США. Надвигающаяся война, обещания богатого американца Брауна помочь вернуться в Россию закинули Спесивцеву в Америку. Однако возник конфликт, и после тяжелого объяснения Ольга Спесивцева оказалась в стенах платной психиатрической больницы. Спустя месяц мистер Браун умер, и оставшуюся без средств Спесивцеву перевели в бесплатную психиатрическую клинику, где она провела долгих двадцать два года. Из клиники ее забрал бывший партнер Антон Долин, поместив в дом для престарелых.
У неё уже давно стали проявляться симптомы психического заболевания, а нездоровая эмигрантская обстановка постепенно обостряла эти явления. В 1943 году признаки болезни проявились особенно тяжело, она все более теряла память. Балерина вынуждена была прекратить балетную карьеру. 20 лет жизни (с 1943 до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, память постепенно восстановилась, и выдающаяся балерина выздоровела. Однако вернуться к сцене она уже не могла по возрасту. Деваться ей было некуда, никого и ничего в чужой стране.
Последние годы она жила в пансионе на ферме Толстовского фонда (Tolstoy Foundation, Inc.), созданного младшей дочерью писателя Льва Толстого Александрой Львовной Толстой, в маленьком провинциальном городе Вэлли Коттедж (англ. Valley Cottage) в штате Нью-Йорк графства Рочестер, вблизи города Нью-Йорка.
Марис Лиепа, посетивший Ольгу Спесивцеву в США, оставил воспоминание об этой встрече:
«Маленькая комнатка с почти спартанской обстановкой: кушетка, стол, шкаф и умывальник составляли все её убранство. Наконец к нам вышла очень изящная, с классической, то есть гладкой, балетной причёской женщина, с широко раскрытыми возбужденными глазами. Она поздоровалась, расцеловала нас всех по очереди, сказала, что все утро ужасно волновалась, когда узнала, что в гости к ней едут Уланова и Долин… Она сказала, что неважно себя чувствует, потому что приближается Пасха, а великий пост чрезвычайно ослабил её, и, когда мы преподнесли ей розы, она растрогалась и расплакалась безутешно, и мы невольно почувствовали себя так, словно совершили бестактность… Мы уехали полные жалости и сострадания к судьбе известной в своё время балерины. Дело было даже не в болезни, дело было в безысходности и одиночестве, которыми веяло от её пристанища и от всей её маленькой, сохранившей изящество фигурки».
Скончалась 16 сентября 1991 года. Похоронена на русском кладбище в Ново-Дивееве (крупнейшее русское православное кладбище в США, располагается при Ново-Дивеевском Успенском монастыре Русской Православной Церкви Заграницей в местечке Нануэт, штат Нью-Йорк).
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах