Али́сия Ало́нсо (исп. Alicia Alonso; урождённая исп. Alicia Ernestina de la Caridad del Cobre Martínez del Hoyo; родилась 21 декабря 1920 года, г. Гавана, Куба) — лучшая кубинская балерина XX века, педагог и хореограф, создатель и руководитель Национального балета Кубы (исп. Ballet Nacional de Cuba).
Али́сия Ало́нсо (исп. Alicia Alonso; урождённая исп. Alicia Ernestina de la Caridad del Cobre Martínez del Hoyo; родилась 21 декабря 1920 года, г. Гавана, Куба) — лучшая кубинская балерина XX века, педагог и хореограф, создатель и руководитель Национального балета Кубы (исп. Ballet Nacional de Cuba).
Младший ребёнок из 5 детей в семье военного офицера, Алисия Эрнестина да ла Каридад Мартинес Гойя (исп. Alicia Ernestina de la Caridad del Cobre Martínez del Hoyo) родилась 21 декабря 1920 года в столице Кубы — городе Гаване. Семья была достаточно обеспеченной, дети получили хорошее образование.
В детстве Алисия не шалила только в одном случае — когда её запирали в комнате, где играла музыка. Она танцевала. Это пристрастие осталось у неё на всю жизнь и сделало её имя известным на весь мир.
Большое влияние на творчество Алисии Алонсо оказали представители «старой российской школы». Алисия начала учиться балетному искусству в 9-летнем возрасте в частной балетной школе русского балетмейстера Николая Яворского, и с первого же урока поняла, что балет — это вся её жизнь. Её преподавателем была София Фёдорова — бывшая артистка Большого театра, участница труппы Сергея Дягилева. Впоследствии её учителями были Анатолий Обухов, Анатолий Вильтзак, Людмила Шоллар и Пётр Владимиров.
В 12-летнем возрасте Алисия впервые вышла на сцену в балете «Спящая красавица». В начале 50-х вся семья переехала в США, где Алисия в 15-16-летнем возрасте продолжила обучение в школе Вильтзака-Шоллар, а затем в Школе американского балета, училась в Нью-Йорке и Лондоне (Великобритания). В 1938 году дебютировала на Бродвее (США). Уже в это время у неё появилась мечта — создать Национальный кубинский балет.
В 1944 (1946) году в возрасте 15 (16) лет Алисия вышла замуж за кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо (исп. Fernando Alonso Rayneri) и сменила фамилию на ту, под которой через 3 года её узнал Бродвей, а через 5 лет — и мировая сцена. С 1950 по 1953 годы Алисия Алонсо дебютирует в музыкальных комедиях “Great Lady” и “Stars in your eyes”, выступает в составе труппы “Ballet Theater New-York”, гастролирует, танцуя сольные партии в США и в Европе.
В 19-летнем возрасте частично потеряла зрение, которое в дальнейшем только ухудшалось (к настоящему времени балерина фактически ослепла). В 1939—1940 годах активно участвовала в создании Американского балетного театра, а с 1943 года стала его ведущей артисткой.
2 ноября 1943 заменила Алисию Маркову в партии Жизели, с триумфа в этой роли началась её мировая слава. Работала с Михаилом Фокиным, Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской и другими прославленными постановщиками. Танцевала в балетах Михаила Фокина, Леонида Мясина и Джорджа Баланчина. Постоянно выступала вместе с Игорем Юшкевичем. Несмотря на зрение, была одной из самых техничных балерин мира, сценическое долголетие которой стало примером для последующих поколений балерин.
В 1948 году создала на Кубе собственную балетную компанию «Балет Алисии Алонсо» (исп. Ballet Alicia Alonso), в дальнейшем ставшую основой для создания Национального балета Кубы (исп. Ballet Nacional de Cuba). Возглавляет Национальный балет Кубы до нынешнего дня.
В 1955—1959 годах, покинув Кубу из-за диктаторского режима Батисты, танцевала в труппе «Русский балет Дягилева» в Монте-Карло. В 1957—1958 годах выступала в СССР. Первое выступление Алисии в СССР состоялось 31 декабря 1957 года в Риге, дебют на сцене Кировского театра — 7 января 1958 года, в Большом театре выступила в партии Жизели с партнёром Владленом Семёновым. Танцевала в различных ролях классического балетного репертуара в театрах Европы, Азии и Америки. В 1959 году, после победы Кубинской революции, вернулась на родину по приглашению Фиделя Кастро.
1 августа 1967 года в Национальном балете Кубы специально для Алисии Алонсо в главной партии балетмейстером Альберто Алонсо был поставлен одноактный балет «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина (экранизирован в 1968, 1972 и 1973 годах).
Далеко не каждый кубинец может и хочет попасть на балетный спектакль. Но Алисия не ждёт, когда зритель возвысится до понимания балета, она находит идеальное решение: балет САМ идёт к зрителю. «Мы много лет добивались этого, — говорит Алисия Алонсо в своих интервью. — Теперь мы можем ездить на фабрики, поля. У нас есть всё для этого: созданы передвижная сцена, оборудование, осветительная аппаратура».
В ноябре 2010 года, к столетию Хосе Лесама Лимы, поставила балет по его поэме «Смерть Нарцисса» на музыку Хулиана Орбона.
2 августа 2011 года на новой сцене Большого театра (Россия, Москва) состоялся гала-концерт «Viva Alicia!» в её честь. Партию Кармен исполняла российская балерина Светлана Захарова. Программа концерта состояла из номеров классической и современной хореографии, которые исполнили солисты кубинского балета: Садайсе Аренсибия, Анетте Дельгадо, Янела Пиньера, Вьенсай Вальдес, Дани Эрнандес, Алехандро Вирельес, Осьель Гуно, Ариан Молина. Были показаны «Большой pas de quatre» Чезаре Пуни (хореография Жюля Перро в редакции Алисии Алонсо), «Гром и молния» на музыку Иоганна Штрауса-сына (хореография Эдуардо Бланко); «Умирающий лебедь» Сен-Санса (современная постановка, модерн — Мишель Дискомби); pas de quatre из балета «Коппелия» Делиба (пост. А. Алонсо); pas de deux из «Лебединого озера», «Волшебная флейта» Дриго, «Дон Кихот», «Кармен-сюита» и «Фиеста Криоллы» — всё в редакции Алисии Алонсо. По словам народного артиста СССР Владимира Васильева ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5879 ), «имя Алисии Алонсо уже вписано золотыми буквами в историю мирового балета. На Кубе Алонсо стала синонимом понятия „классический танец“, как Галина Уланова в России».
Когда её спрашивают о планах, Алисия Алонсо обычно отвечает: «О планах? Хорошо, слушайте: дожить до ста лет и продолжать танцевать, видеть жизнь и не потеряться в ней».
Легендарная кубинская балерина и хореограф Алисия Алонсо награждена международными призами и наградами: премия имени Анны Павловой (1966, Франция), почётный доктор искусств Гаванского университета (1973), Орден Феликса Варелы (1981), Орден Изабеллы Католической (1993, Испания), командор ордена Искусств и литературы (1998, Франция), приз «Бенуа танца» «За жизнь в искусстве» (2000, Россия), орден «Хосе Марти», с 2002 года является послом доброй воли ЮНЕСКО.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах