Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Июл 02, 2010 9:13 am Заголовок сообщения:
Материал из Википедии
Пекинская опера — одна из форм традиционного китайского театра.
Возникла в конце XVIII века и стала в полной мере разработана и признана в середине XIX века. Сочетает в себе музыку, вокальные исполнении, пантомимы, танца и акробатики. По одной из версий в 1790 году в Пекин на праздник в честь 80-летия императора Цяньлуна приехали сразу четыре оперные труппы из провинции Аньхой. Игра их так понравилась императору, что он велел всем артистам остаться в столице навсегда и развивать в ней театр. Основные труппы находятся в Пекине и Тяньцзине, на севере, и Шанхай на юге страны. Представлена также и на Тайване.
Традиционная китайская опера представляет собой один из видов синтеза театрального искусства. Ее основными выразительными средствами являются пение(исполнение арий), речитатив(мелодичные монологи или диалоги), игра(телодвижения с элементами танца) и бой(приемы рукопашного боя и актробатики). Театральное представление включает в себя литературный текст, музыку, живопись и актерское исполнение, достигая гармоничного единства. В традиционном китайском театральном искусстве насчитывается свыше 300 видов оперы. К общенациональным видам относятся цзинцзюй(пекинская опера), пинцзюй(сформированная на основе хэбэйской оперы), юецзюй(шаосинская опера), юйцзюй(хэнаньская опера), юецзюй(гуандунская опера). Самой известной из них является пекинская опера.
Пекинская опера называется Цзинцзюй (столичной оперой, потому что этот вид музыкального театрального искусства возник 200 лет назад во времена Цинской династии в тогдашней столице Пекине. Она объединяет в себе элементы драмы, пения, музыки, танца, акробатики и боевого искусства.
Персонажи оперы распределяются по четырем основным амплуа: шэн (мужские роли), дань (женские роли), цзин (сильные, грубые или опасные персонажи) и чоу (мужские-комики).
Вокальные партии весьма богаты и разнообразны, причем в процессе развития оперы возникли различные школы вокала. В игре и упражнения кулочного боя каждый из персонажей использует свои определенные, но многообразные приемы. Они заимствованы из жизни и адаптированы актерами и в большинстве своем представляют нарочито гиперболизированные или символические условные движения. На сцене, почти лишенной декораций или реквизита, актер своими телодвижениями дает зрителям понять, что персонаж, например, открывает дверь, поднимается по лестнице, гребет в лодке, восходит на гору и т.п.
Спектакль пекинской оперы сопровождает оркестр, который состоит главным образом из хуцинь (двухструнных скрипок), гонгов и барабанов.
Во время спектакля на сцене то раздается звонкое пение, то слышится полный юмора диалог, то исполняются головокружительные акробатические трюки, что производит великолепное впечатление.
Наиболее известны такие актеры пекинской оперы, как Мэй Ланьфан, Чэн Яньцю, Сюнь Хуэйшэн, Шан Сяоюнь, Чжоу Синьфан, Ма Ляньлян, Тань Фуин, Гай Цзяотянь, Сяо Чанхуа, Чжан Цзюньцю, Цю Шэнжун, Юань Шихай, Ли Шаочунь, Ли Докуй, Цзян Мяосян и др.
Неизменным успехом у зарубежных зрителей пользуются номара «Тройная развилка», «Осенняя река» и «Дереполох в Небесном дворце».
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Июл 02, 2010 9:18 am Заголовок сообщения:
Жестикуляция -это элементы акробатики используемые во время представления. В "Пекинской Опере" есть такие персонажи которых можно представить только применяя акробатическое искусство. Это, так называемые амплуа "военного героя", "военной героини" и "женщины-воительницы". Все сцены жестокой войны в спектаклях составлены из акробатических трюков, есть даже специальные "военные пьесы". Играя "старца" не обойтись без акробатических приемов потому - что "старцу" иногда тоже нужно "помахать кулаками". Искусство жестикуляции является "Гун-фу" которым должен обладать каждый персонаж и, соответственно актер.
В каждой части представления артист применяет особые способы игры: "игру руками", "игру глазами", "игру телом" и "шаги". Это и есть "четыре умения" о которых уже говорилось выше.
Игра руками. Актеры говорят: "По одному движению руки можно определить мастера", следовательно "игра руками" является очень важным элементом театрального представления. Она включает в себя форму рук, их положение и жесты. Форма рук - это собственно, форма ладоней. Существуют женские и мужские формы. Женские имеют к примеру такие названия: "Лотосовые пальцы", "старушечья ладонь", "лотосовый кулак" и др. Мужские - "вытянутая ладонь", "пальцы-мечи"," сжатый кулак". Так же положения рук имеют очень интересные названия: "Подножие одинокой горы", "две поддерживающие ладони", "поддерживающие и встречающие ладони". Названия жестов тоже передают характер игры :"Облачные руки", "мелькающие руки", "трепещущие руки", "поднимающиеся руки", "раскладывающиеся руки", "толкающие руки" и т.д.
Игра глазами. Люди часто называют глаза окнами души. Есть такая театральная пословица: "Тело заключается в лице, лицо заключается в глазах." И еще одна : "Если в глазах нет духа - человек умер внутри своего храма. "Если во время игры глаза актера ничего не выражают, значит потеряна жизненная сила. Для того чтобы глаза были живыми мастера театра уделяют большое внимание своему внутреннему состоянию. Это помогает им почувствовать разницу таких понятий, как "взглянуть", "посмотреть", "прицелиться", "присматриваться", "рассматривать" и т.д. Для этого артист должен уйти от всех суетных мыслей, видеть перед собой, как художник, только натуру своего персонажа: "Увидел гору - стал горой, увидел воду-потек как вода."
Игра туловищем - это различные положения шеи, плеч, груди, спины, поясницы и ягодиц. Незначительным изменением положения туловища можно передать внутреннее состояние персонажа. Это хотя и сложный, но очень важный театральный язык. Чтобы владеть им в должной мере, двигаться непринужденно и точно артист должен соблюдать определенные законы положения тела. Такие как: шея прямая плечи ровные; поясница прямая грудь вперед; живот подобран ягодицы зажаты. Когда при движении поясница служит центром всего тела, тогда можно говорить о том, что все тело работает согласованно. Пословица говорит об этом: "Одно движение или сто - начало в пояснице."
Шаги. Под "шагами" подразумеваются театральные позы и передвижения по сцене. В "Пекинской Опере " есть несколько основных поз и способов шагов. Позы: прямая; буквой "Т"; "ма-бу" (ноги расставлены в стороны, вес распределен равномерно на обе ноги); " гун-бу" (вес тела перенесен на одну ногу); поза наездника; расслабленная стойка; "пустые ноги". Способы шагов: "облачный", "дробленый", "круговой", "карликовый", "быстрый", "ползающий", "расстилающийся" и "семенящий" (тот, кто знаком с ушу найдет в названиях шагов и позиций театральной школы много общего с терминологией принятой в Китайском воинском искусстве). Актеры считают что шаги и позы на сцене являются фундаментом спектакля, выполняют роль базовых движений несущих в себе возможность бесконечных изменений, которые, в свою очередь используются мастером для передачи своих чувств зрителю. На этих восьми китах - "четырех способах игры" и "четырех видах мастерства" стоит " Пекинская Опера". Хотя это, конечно, не все. Ведь фундамент пирамиды искусства "Пекинской Оперы" заложен глубоко в культуре Китая. Но рамки статьи не позволяют в полной мере ощутить всю прелесть и глубину этого театрального действа. Для этого нужно хотя бы один раз увидеть.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах