Зарегистрирован: 04.02.2008 Сообщения: 319 Откуда: Смоленск
Добавлено: Пт Май 23, 2008 4:38 pm Заголовок сообщения: Тайны восточной медицины
Индия и Тибет
Замечательным достижением древних и средневековых медицинских знаний народов Азии является традиционная система индо-тибетской медицины, которая на протяжении долгих веков формировалась на основе лучших традиций народной медицины многих стран этого региона. (Собственно тибетская медицина складывалась на протяжении веков на основе древней индийской медицины и сохранила многие ее черты до последнего времени. Основное сочинение тибетской медицины "Чжуд-Ши" является переводом древней санскритской медицинской книги, ныне не сохранившейся. И потому вполне правомерно говорить не о чистой тибетской медицине, а об индо-тибетской традиционной системе.)
Индо-тибетская медицина располагала своеобразными методами лечения, собственной системой теоретических взглядов и особыми философскими концепциями, впрочем, весьма подобными философским построениям врачевателей других государств древности.
Содержание даже самых ранних индийских трактатов свидетельствует о весьма высоком уровне медицинских знаний в глубокой древности. Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени развития, в зените расцвета находилась и медицина.
К примеру, медицинские знания нашли свое отражение в столь почитаемом на Востоке "Астрологическом календаре животных", имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов.
Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.
Отношение врачевателей Древней Индии и Тибета к лечению выражалось следующим образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в "узкий физиологизм", столь типичный для ряда лечебных школ античной Эллады и возродившийся во многих позднейших формах западной медицинской науки Нового Времени.
Врач в Индии и Тибете обязан был досконально знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию и другие науки.
Характерно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и далее, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие.
Основы древней традиционной индо-тибетской медицины передавались от учителя к ученику в устной традиции. И лишь гораздо позднее опыт медицинской мысли был обобщен и записан под общим названием "Аюр-Веда", что в переводе с древнего индийского языка - санскрита - означает "Книга Жизни".
В "Аюр-Веде" описываются свойства более чем 1000 лекарственных растений, приводятся самые разнообразные методы и приемы лечения - от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал, изучение которого свидетельствует о серьезных попытках древних индийских медиков осмыслить наблюдаемые ими явления, построить общую медицинскую теорию.
Древние медики Индии и Тибета полагали, что в основе человеческого организма лежат три главных Первоэлемента, которыми и определяются все функции организма: Ветер - Вата, Желчь - Питта и Флегма - Капха. В Тибете и Индии эти Первоэлементы отождествляли соответственно с принципами Движения, Огня и Размягчения.
В соответствии с общепринятой в те далекие времена концепцией принципиального и неразрывного единства организма человека и необъятного Космоса три Первоэлемента имеют как бы собственно организменный (психофизический) и общекосмический аспекты проявления.
Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер заведует кровообращением, пищеварением, выделением и даже обменом веществ, предусматривающим активное движение сложных молекулярных биохимических комплексов. Ускорение же или замедление "движения соков и веществ" посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.
Желчь представлена в Природе Огнем, а в организме она обуславливает "естественное тепло", поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.
Флегма в Космосе и человеке ассоциировалась со всевозможными "мягкими" веществами. Ее сравнивали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.
При каких-либо нарушениях в действии Ветра, Желчи и Слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между тремя Первоэлементами.
Согласно древним медицинским трактатам Индии и Тибета, действительно гармоническое сочетание трех Первоэлементов наблюдается лишь у немногих людей. У большинства же преобладает один из слагающих организм Первоэлементов. Само по себе это не способствует развитию заболевания, но если в результате несоблюдения правильного режима, дурного питания, неблагоприятных жизненных обстоятельств, несоответствующего климата и тому подобного один из Первоэлементов достигает чрезмерного развития, наступает состояние болезни. И врач возвращает здоровье, приводя все три Первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний.
Хотя физиологические концепции Древней Индии и Средневекового Тибета находились под влиянием, казалось бы, наивных представлений, это не помешало врачам на их основе разработать и апробировать множество важных и удивительно действенных диагностических и лечебных приемов.
Заметим, что интерес к теориям и практике индо-тибетской медицины тем более естествен и обоснован потому, что, по утверждению видного специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, "...Аюр-Веда и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями".
Множество лекарственных растений и методов лечения из арсенала индо-тибетской медицины уже прочно вошло в практику современного врачевания. Это термопсис, байкальский шлемник, солодка, препараты раувольфии, иглоукалывание и гелиотерапия. Однако до настоящего времени индо-тибетская медицина еще не изучена с собственно научных позиций. Не выяснена сущность даже самых основных, фундаментальных для практики теоретических положений этой древней науки, не говоря уже о системном анализе огромного опыта применения конкретных лекарственных составов природного происхождения и клинических моделей.
Что касается развития в древности анатомии, то представляется любопытным тот факт, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в Древней Индии никакого противодействия. В подавляющем же большинстве государств древности и средневековья хирургическое рассечение трупов было абсолютно запрещено. В Китае, к примеру, этот запрет отменили лишь в 1913 году! Античная же медицина обратилась к методу анатомического исследования лишь в эпоху эллинизма, в период упадка Древней Эллады. К примеру, у Гиппократа анатомическое исследование, столь важное по современным представлениям для развития медицины, вообще не упоминается!
Становится понятным, почему именно у древне-индийского врача Сушруты, а не у Корнелия Цельса, как считали еще не так давно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса.
Вполне допустимо предположить, что уже в первые века нашей эры индийское влияние на античную медицину Греции становится весьма серьезным фактором развития последней. Взгляды, отраженные в древних индийских медицинских трактатах, в известной мере параллельны воззрениям древних греков, хотя, судя по всему, речь идет об общих особенностях развития человеческой мысли, а не о каких-либо непосредственных влияниях и зависимостях. Впрочем, и заимствования имели место в истории взаимосвязей греческой и индийской культур. Тот же Ананд Кумар Кесвани утверждает, что "...следовало бы назвать Древнюю Грецию не прародительницей современной медицины, а ее нянькой. Мы (имеются в виду индусы - С.К.) можем гордиться тем фактом, что медицинская наука Древней Индии сделала для рождения современной медицины не меньше, чем наука любой другой древней или средневековой страны".
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах