Дуссера (Дашера), известный также как Дурга Пуджа (поклонение Дурге), Дурготсава (праздник Дурги) и Наваратри (девять ночей), - один из важнейших индуистских праздников, начинающийся в первую ночь месяца Ашвин индуистского календаря (приходится на сентябрь-октябрь) и продолжающийся десять дней. Дуссера посвящается богине Деви, занимающей одно из центральных мест в пантеоне индуизма. Собственно, сказать, что Деви - богиня, будет не совсем точно. Понятие Деви наполняется различным содержанием в зависимости от того, какое ее воплощение или функцию мы рассматриваем. Как "Шакти" (изначальная энергия) она воплощает динамизм космического движения, вселяет жизнь во все тела и предметы. В этом плане даже Шива, считающийся ее супругом, по отношению к ней не более чем тело, лишенное жизни. В качестве Дурги Деви предстает перед нами богиней-воительницей, находящейся в постоянном противоборстве со злом, представленным демонами, самым грозным из которых является Махишасур, нападающий на нее в виде ревущего буйвола. Как Кали она поглощает само всепоглощающее время - Каль. Она же - всемилостивейшая мать, кормящая вселенную, в образе Джагадамбы. Одно из известнейших ее воплощений - богиня Парвати - почтительная хранительница домашнего очага, разумная хозяйка, наслаждающаяся семейным счастьем со своим супругом Шивой и двумя детьми - Ганешей и Картикеей.
В другом воплощении - Сати - индуистская мифология рисует ее верной женой, предающей себя самосожжению в отмщение за оскорбление, нанесенное супругу ее отцом. Грозная Рактаданти с окровавленными клыками - божество кровопролития и резни - это тоже Деви. Она же - непорочная дева в лице Кумари. В этом же ряду стоит другое ее воплощение - Лалита, красавица столь ослепительная, что, по словам философа Шанкары, один ее вид возвращал страстность лишенному мужественности. Под именем Умы индийская мифология знает Деви-отшельницу, символ аскетического воздержания. Таким образом, Деви - богиня, что называется, на любой вкус, а потому и поклоняются ей в период Дуссеры по-разному.
Шактисты, почитающие богиню верховным божеством, поклоняются ее воплощениям в каждую из ночей Наваратри. Обычно это следующие воплощения: Махакали (великая Кали), истребившая демонов Мадху и Кантхабху, с которыми безуспешно воевал в течение пяти тысяч лет сам Вишну; Махишасура Мардхини (победительница демона Махиши); Чомунда (истребительница демонов Чонду и Мунду); Кали, убившая вампира Рактабиджу; Панда, предсказавшая гибель смертельного врага великого Кришны - злодея Кансы; Рактаданти, загрызшая демона, неуязвимого для смерти, причиняемой оружием или происходящей от естественных причин; Санхамбари, спасшая мир от голода, продолжавшегося сто лет; Дурга, убившая демона - своего тезку, и Лабхрамари, уничтожившая демона Аруну.
В домах, а зачастую и в общественных местах, в эти дни можно увидеть изображение Кумари - непорочной девы, перед которой совершаются пуджи (молитвы) и "катха". Катха состоит в зачтении ученым пандитом, хорошо разбирающимся в древних преданиях, специально подобранных отрывков из ветхих текстов, восхваляющих божество, которое он сопровождает толкованием, оживляемым многочисленными анекдотами и нравоучениями. Хороший катхак, как называется такой рассказчик, способен довести аудиторию до подлинного религиозного экстаза. Катха чрезвычайно популярна среди индусов, в особенности - в деревнях.
Много шактистов в Бенгалии, где Дурга пуджа отмечается с особым пылом. После девяти ночей вознесения молитв изображения Дурги во главе огромных процессий проследуют к реке, к морю или пруду побольше, в глубине которых им суждено завершить свою жизнь.
Дуссеру празднуют не одни шактисты. В некоторых районах Индии девять ночей поровну распределяются между всеми тремя главными индийскими богинями; Дурга - первые три ночи, в следующие три - Лакшми, почитаемая вишнуитами, а в остальные три - Сарасвати. Поскольку последняя является богиней искусств и учености, в эти три дня на алтарях оказываются книги и... пишущие ручки, а деятели пера откладывают в сторону всякую литературную работу. Свои инструменты и реквизит посвящают богине в эти дни музыканты и актеры, а в ряде районов страны - многие ремесленники.
В Пенджабе в первые семь ночей Наваратри соблюдается пост. Это связано с легендой, рассказывающей о том, как злобные демоны, правившие когда-то Пенджабом, запретили людям питаться, пожирая все сами. В ответ на молитвы явилась богиня-воительница Дурга и после семидневной битвы обратила демонов в бегство. На восьмой день богиня явилась народу и, как бы сейчас сказали в Индии, "торжественно открыла" победный пир для простого люда. И в наши дни восьмой день, прерывающий пост, отмечается в Пенджабе пышными обедами теми, кто может себе это позволить.
Следует отметить, что в прошлом Дуссера была особенно популярной среди царей и князей. Вплоть до средневековья все военные операции раджи обычно начинали на десятый день Дуссеры. При этом Дурга довольствовалась молитвами и жертвами, одной из которых непременно бывал буйвол. Известно, что ей поклонялись прославленный маратхский полководец Шиваджи, сикхский гуру Гобинд Сингх, поднявший сикхов против могольских правителей, а позднее, уже при англичанах, к ней обращались бенгальские революционеры-романтики, боровшиеся против колонизаторов.
Что касается Дели и - более широко - Северной Индии, особенно штата Уттар-Прадеш, то здесь Дуссера - праздник в честь скорее Рамы, нежели Дурги. Легенда повествует, что во время битвы за Ланку с демоном Раваной, когда исход борьбы оставался неясен, царевич Рама сумел умилостивить Дургу, и та даровала ему победу. Герой молился и постился семь дней, а на восьмой, отнюдь не утомленный такой "сгонкой веса", сумел убить Равана. На девятый день царевич принес благодарственную жертву богине, а на десятый пустился с возлюбленной женой Ситой и друзьями в обратный путь в родную Айодхью. В честь этих событий в дни Дурготсавы в районах с преобладанием вишнуитов устраиваются танцы и представления, изображающие подвиги Рамы (Рамалила), зачитываются отрывки из "Рамаяны". В завершение Рамалилы сжигаются чучела архидемонов Раваны, его брата Кумбхакарны и сына Мегханада (громовержца), яростно сражавшихся с Рамой и его свитой.
В индийской столице Рамалила чрезвычайно популярна и устраивается обычно в нескольких местах сразу. Наиболее известно представление, организуемое при огромном стечении народа на Рамлила Граундз (между Джавахарлал Неру Марг и Асаф Али Роуд), которое посещается руководителями индийского правительства и представителями дипломатического корпуса. Вслед за традиционным фейерверком загораются огромные чучела демонов, разбрасывая в вечернее небо столпы огня, когда взрываются заложенные в них петарды. Народ восторженно наблюдает за разрушением символов зла, оживленно комментируя успехи и неудачи пиротехников.
.
иныормация взята с сайта -http://calendar.rin.ru _________________ А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы братья. - Ев. от Матфея 23:8
Зарегистрирован: 30.08.2009 Сообщения: 10233 Откуда: Russia
Добавлено: Чт Сен 24, 2009 12:23 pm Заголовок сообщения:
Девять ипостасей Дурги (Нава-Дурга):
1. Шайлапутри – дочь Ханумана, бога-обезьяны, сподвижника Рамы, воплощения, аватары, Вишну. Она сидит верхом на быке и держит в руках цветок лотоса (падма) и трезубец (тришула).
2. Брахмачарини, Ума или Парвати – дочь Хималая, царя Гималаев. У нее в руках чётки (акшамала) и сосудом с водой (камандала).
3. Чандрагханта – она золотого цвета, трехглазая, с десятью руками, в которых у нее различные виды оружия. В этой форме Дурга сидит верхом на тигре (вьягхра).
4. Кушманда – восьмирукая богиня, восседающая на тигре (вьягхра), с чётками (акшамала) и различными оружиями в руках. Сопровождающие ее демоницы-кровопийцы называются кушмандами (синии, как тыква).
5. Скандамата – трехглазая женщина с четырьмя руками, в которых у нее цветы лотоса (падма); она сидит на тигре (вьягхра), а на коленях у нее расположился ее сын, Сканда.
6. Катьяяни – дочь мудреца Катьяяны. У нее золотое тело, три глаза, восемь рук, в которых она держит разнообразное оружие. Ездовым животным ее является лев (симха).
7. Кали или Каларатри – чернокожая, всклокоченная, трехглазая богиня с факелом и боевым топором (парашу) в руках, оседлавшая осла (мудха). Ее сопровождают демоницы-кровопийцы, увешанные человеческими черепами, называются дакинями.
8. Махагаури – белая богиня с четырьмя руками, в которых у нее барабан (дамару) и трезубец (тришула), сидящая верхом на быке.
9. Сиддхидхатри – у нее четыре руки, которыми она благославляет своих поклонников двадцатью шестью различными способами; она сидит на тигре (вьягхра), или на лотосе (падма).
Зарегистрирован: 30.08.2009 Сообщения: 10233 Откуда: Russia
Добавлено: Чт Сен 24, 2009 12:31 pm Заголовок сообщения:
В этом году наваратри проходит с 19 по 28 сентября, после чего наступит праздник Дасара.
Наваратри является излюбленным праздником на западе Индии, в штате Гуджарат. 22 сентября молодежь танцует в традиционных костюмах до ночи.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах