Добавлено: Пт Окт 03, 2008 1:06 am Заголовок сообщения: Ганди: жизнь после смерти
2 октября - день рождения Махатмы Ганди. И по решению ООН эта дата отмечается как Всемирный день мира и ненасилия.
В 2008 году отмечается еще одна дата - ровно 60 лет со дня его смерти. Это был один из самых замечательных людей, когда-либо живших на нашей планете. С 1948 года, когда он был злодейски убит, от войн и насилия, от голода и болезней погибли еще сотни и сотни миллионов человек.
Так что нельзя сказать, что идеи Ганди и его пример праведной жизни стали универсальным средством для всего человечества. Но его народу они помогли добиться независимости - разве мало?
Бушующий на планете мировой финансовый кризис, сопровождающийся резким обострением международной обстановки, поставили на повестку дня вопрос о новой системе экономических, политических и нравственных координат, в которых, возможно, будет жить вскоре все человечество.
Весь мир пришел в состояние мощного и непредсказуемого движения. Всем странам, в том числе и Казахстану, который продолжает приобретать черты центра геополитических и экономических интересов многих сил, придется выбирать новый путь. И от нашего общего выбора зависит, каким он будет.
Мы, наконец, должны научиться перестать заниматься убийствами. Насилие, экономическая и военная мощь, агрессия не могут считаться и быть главным способом решения межгосударственных и межэтнических проблем.
Простая вроде бы вещь, но никто за тысячелетия не мог ее добиться... Кажется, это утопия. Но в истории человечества есть примеры, когда идея овладела миллионами и принесла добрые плоды.
Само имя Ганди как раньше, так и сейчас у многих вызывает противоречивые чувства. Двадцатый век знал немало диктаторов, которым рукоплескали миллионы, но этот человек был единственным праведником, который старался не убить даже маленькой мошки, и которого десятки миллионов людей считали не просто Учителем жизни, но даже Богом. Индийцы недаром его назвали "Махатмой", то есть "Великой душой".
Как и при его жизни, так и сегодня европейцам трудно понять Ганди во всей целостности его натуры, в которой древние восточные идеи ахимсы и сатьягархи причудливо сочетались с европейскими политическими учениями, а личный пример праведной жизни становится краеугольным камнем общественного служения. Ахимса - внутреннее совершенствование человека, гармония, приближающая его к Богу. Сатьягарха - упорство постижения истины, основанное на ненасилии. Ганди писал: "Мой Бог - истина, ненасилие - средство его постижения".
Его необычность выражалась во всем - от поведения до питания - и ставила в тупик людей европейской культуры. Русский писатель Марк Алданов вспоминал, как он, будучи в Лондоне, в первый раз увидел Ганди:
"В холл вбегает старый человек; на нем нет ничего, кроме набедренной повязки. Больше всего поражает необычайная худоба Махатмы. Он весит сорок пять килограммов - результат питания лимонами и козьим молоком. Он вдобавок раз в неделю не ест ничего, а не так давно, чтобы помирить индусов с мусульманами, не ел двадцать один день. Таково его правило: перед серьезными делами серьезный пост. В свое время, услышав о 14 пунктах президента Вильсона, Махатма спросил американских журналистов, сколько дней постился американский президент перед выработкой каждого из этих пунктов... Ноги его - две спички, воткнутые в сандалии. Он носит этот костюм, чтобы слиться с индусским народом. Первое впечатление - как такой человек может жить? И второе - необыкновенная подвижность этого неестественно худого, слабого человека".
Ганди ставил в тупик многих людей на протяжении всей своей жизни и политической карьеры. Он, например, с огромным упорством добивается от англичан предоставления независимости индийскому народу. И в то же время он глубоко убежден, что политика - это дело не слишком важное и преходящее, а все зло человечества проистекает от... излишнего, неправильного питания, ведущего к искажениям в пищеварении, а следовательно, и в мировосприятии. Меньше ешь - меньше злобы в душе. Смерть от голода - смерть благая, святая. Голодовка - благо для организма, для общества...
Ганди только исполнилось тринадцать лет, когда отец женил его на сверстнице Кастурбай, и с ней Ганди прожил шестьдесят два года. Но лет в тридцать, по мужским понятиям - в расцвете сил, уже имея несколько детей, Ганди прекратил интимную жизнь с женой, что не мешало им испытывать близость духовную. Как рассказывают некоторые биографы, на нее не оказывала влияния даже привычка Ганди ложиться в постель с несколькими обнаженными девушками - просто для тепла. Так Ганди преодолевал еще одно искушение плоти, стремясь полностью подчинить свое тело и желания высшей духовной силе...
Или тот факт, что много лет Махатма питался только рисом, козьим молоком и почему-то - лимонами, и во множестве своих писем горько сокрушался, что не может заставить себя отказаться от козьего молока, видя в этом великий грех...А однажды, когда он "соблазнился" и съел овсяную настойку на прованском масле, которую приготовила ему жена: за этот "грех чревоугодия" его постигла болезнь и Махатма, как он пишет в своих воспоминаниях, "отказался от всякого лечения, постился десять дней, желая искупить свое безумство".
Конечно, такие странные факты личной биографии великого человека многими расцениваются просто как чудачества, а иными даже как свидетельство некого нарушения рассудка. Уинстон Черчилль, аристократ и империалист, с негодованием и брезгливостью смотрел на этого полуголого человека в сандалиях, с посохом, который в промозглую осеннюю погоду в Лондоне приветствовал тысячные толпы народа... Но, несмотря на удивление и непонимание европейцев, именно этот "голыш", как называл его Черчилль, смог увлечь за собой миллионы жителей Индии, которые видели в нем воплощение Бога и верили каждому его слову. Борьба с несправедливостью через сатьягарху - ненасилие - вот суть его учения, нравственное совершенствование, через страдания и соблюдение строгих духовных правил и запретов - вот суть его морали. Он несокрушимо верил в справедливость своего дела - освобождение Индии и добился своего. Недаром он говорил: "Если ты хочешь увидеть изменение в мире - стань им".
Парадоксально, но сама фамилия Ганди несет на себе какой-то рок. Апостол ненасилия всегда был окружен облаком насилия и угрозы. Сам Махатма Ганди был убит, смерть унесла и продолжательницу его дела, первого премьер - министра - женщину Индии, Индиру Ганди, а в 1991-м был убит ее старший сын Раджив. А до этого, в 1980 году погиб ее младший сын - Санджай... Несмотря на то, что Индира Ганди и вся ее семья не являются потомками Махатмы, они просто однофамильцы, все они несут на себе эту роковую угрозу гибели и сегодня вдова Раджива, итальянка по рождению Соня Ганди вынуждена появляться на публике только под серьезной охраной - такую ненависть вызывает у многих и по сей день идеология гандизма, который стал важной частью политической программы партии Индийский национальный Конгресс, где Соня сегодня - один из лидеров.
Ганди, конечно, был исключительным явлением в истории человечества. Его высокие нравственные качества, редкая сила воли, совершенное бескорыстие (во всех смыслах этого слова), беззаветная преданность делу освобождения Индии не вызывает никаких сомнений. Трудно было бы отрицать и высокие умственные качества Махатмы Ганди, без них он, вероятно, не мог бы в течение десятилетий сохранять то положение и влияние среди миллионов людей, которые он приобрел у себя на родине. Его идеи и сегодня влияют на сознание миллионов людей в Индии и других странах, особенно там, где сильны древние восточные религиозные традиции.
Но из политики гандизм уходит совершенно. Сейчас даже Индия, где идеи Ганди были приняты политиками для обретения независимости, стремительно рвется в клуб развитых стран, все больше вовлекаясь в систему западных ценностей и устремлений. Исторический пример сатьягархи, как средства политической борьбы уходит все дальше в прошлое. Да и какая же сатьягарха, когда страна усиленно вооружается, овладевает ядерными бомбами и баллистическими ракетами, а ее отношения с Пакистаном находятся на грани военного конфликта вот уже добрых пятьдесят лет?
Но величия личности, высоты духовного примера Махатмы Ганди ничто отменить не сможет. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой). Уже завершая свой путь, он как-то написал: "Бог есть Любовь - это единственная истина, которую я признаю".
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах