Добавлено: Вс Май 04, 2008 10:49 am Заголовок сообщения: Bollywood dance как номинация на конкурс
Люди по своей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок.
(Шан Ян)
Прежде чем предложить bollywood dance, как номинацию, поговорим немного о самом Bollywood-е. Проследим его историю. Первый фильм в Бомбее был снят в 1912г. Индийская кинопромышленность на сегодняшний день зарегестрированна в книге рекордов Гиннесса: первое место в мире по производству фильмов. Для Болливуда характерно религиозное многообразие :индуисты,сикхи,христиане,джаины,евреи и сравнительно большой процент мусульман.( журнал «Вокруг Света»август2007).Болливуд постоянно адаптируется к запросам местного зрителя. В стране с бурно развивающимися компьютерными технологиями, фармацевтикой, химической промышленностью, растет средний класс, требовательный и прозападно ориентированный.Он тоже хочет развлечений ,но уже более «продвинутого свойства».В результате, в» кассовом» кино, отождествляемом с Болливудом,1940-1950-х создававшим классические мелодрамы ,а в 1970 –х специализировавшимся на боевиках про месть «рассерженного молодого человека»,возникло 2 новых жанра. С одной стороны, фильмы-клоны-«переводы» западных блокбластеров на индийский киноязык,а с другой- чуть более «продвинутые» фильмы,ориентированные на западный рынок.Это изменило само устройство Болливуда.
Прежде всего производство индийского кино стало чаще смещаться за рубежи Бомбея,за границу.Например фильм «Shakalaka bumbum»-цветастая лента,вольный перепев «Амедеуса»,снимался в южной Африке ,а монтировался в США.
Нынешниее кассовое индийское кино показывает не только родные деревушки и мифологические дворцы.Длинные лимузины ,гламурные платья,вертолеты,по-британски коротко стриженые газоны -весь этот золотой мир,который в прежних картинах помещался в сказочные тардж-махалы,тперь размещен в особняках звезд, на других континентах- таких же сказачных для индийцев, как Индия, «страна белых чудес»,для жителей Запада.
Конечно,во многом так называемое «традиционное кино» по-прежнему остается традиционным.»Если в боевике висящее на стене ружье обязательно выстрелит,то в индийском фильме оно будет петь и плясать»,-этот старый анектод актуален и сегодня. Как и раньше,магазины завалены саундтреками: выпуск музыки задолго до выхода ленты в прокат-традиционный рекламный ход индийских производителей.Топ-10 любого индийского радио состоит из музыки к фильмам. Композитор на титрах кино идет сразу после режиссера и актеров ,а его имя пишется на афишах крупными буквами. «<Болливуд-это как шведский стол,»говорит Вайбхави Мерчент,хореограф таких хитов,как «Devdas»2002, «veer-zaara» 2004 и «Krrish» 2006,идешь вдоль стола и складываешь себе в тарелку все ,чего хочется».
Редкий фильм сегодня обходится и без неприменных танцевальных номеров.Правда, теперь влюбленные –она в золотом сари и рубашке-появляется то на скале то в живописной пустыне,то в Альпах,то среди немецких фахверков.
И если изначально в их основу ложились классически стили-исторический танец куртизанок севера Индии или народные танцы,то сейчас на экране вы увидите либо оригинальный сплав традиционного танца с современными западными стилями,либо чередование классических индийских и откровенно западных номеров.
Все это не удивляет зрителя ,ждущего от зрелища не логической связанности,а живописной полновесности. Впрочем, Болливуд -давно уже нигде.Долго перекачивая западные образцы на местную почву(ни для кого не секрет,что Радж Капур –это индийских Чарли Чаплин,Салман Кхан-мумбайский Сталлоне и т.п), производя ремейки и пародии на европейские ленты,такие ,как нашумевшая» Гордость и предубеждение «с измененной единственной буквой в названии),-индийское кино само вырвалось за пределы страны.
Болливуд –сказка,причем сказка сама себя воспроизводящяя ,зачарованный зритель смотрит на экран,прося продлить очарование. Ему не нужно ни сюжетных коллизий,ни психологической правды этих надоедливых западных штук .Зритель болливудского кино верит в судьбу,он знает, что все идет своим должным чередом.что история неприменно закончится хорошо. Нет ни смерти, ни печали ,ни воздыхания -один героический эпос,очередные воплощения вечной истории про принца и его возлюбленную, зритель диктует кино. каким ему быть. Болливуд –в глазах смотрящего.Спрос на сказку идет впереди предложения, и пока это есть ,волшебный небесный котелок будет извергать золотое изобилие из мишуры, папье-маше и снов.
А теперь обсудим , как это обстоит у нас в России. Мы активно берем и используем на концертах и даже на Всероссийских конкурсах песни и танцы Болливуда. При этом мы придумываем не совсем точную формулировку (эстрадный танец) и пытаемся адаптировать данную номинацию для сцены в России. Мы хотим вставить те жесткие правила, которых нет в самих танцах Болливуда. Bollywooddance и есть mix, тот самый шведский стол, где каждый выбирает то ,что ему по вкусу. А если это претит «правильности» на конкурсе, тогда и браться не стоит за песни из кино. Отказаться от них вовсе. Может так и поступить? Взять только какие-нибудь альбомы типа «Budda Trance», «Indian café», «Karunesh» и т.д. и делать профессиональный fusion?Привлечь к постановкам только профессиональных хореографов, танцоров в стиле jazz-modern ,flamenco,bally-dance.?Что тоже очень хорошо. Или танцевать профессиональный kathak ,bharat-natyyam под западные треки. Но готовы ли мы лишить индийского (в основном )и русского зрителя игровых танцев в стиле Болливуд? Если планируется это сделать ,то у меня небольшой совет: проводить данные конкурсные мероприятия не приурочивая к таким веселым праздникам как «Холи», «Дивали»,где собираются полторы тысячи человек, для того чтобы получить удовольствие от праздничной конкурсной программы. Давайте
устраивать такие конкурсы для профессионалов и для любителей в другие дни.
Но опять вернемся к Болливуду. Радж Капур первый внес западную культуру в традиционное еще тогда черно-белое индийское кино, где танцовщица (например «Awara») исполняет номер в европейской белой блузке и в черной прямой юбке до колена. Тот же дедушка Радж в начале 70-х «подарил» Индии первый секс символ Zeenat Aman «Satyam Shivam Sundaram»,что на тот момент было настоящей революцией.А Shammi Kapооr в 50-х познакомил индийских зрителей с рок-н-ролом.Это было настолько модным и популярным, что даже «классическая» Hema Malini повторила этот стиль «Tum Hasin main javan».Более молодое поколение в начале 80-х, помнит какой фурор произвел на всех «Disco Dancer».Танцы Mithun Chakrabarty полюбили и в Индии и в России. Мода на танец с годами меняется …Если игнорировать то что предлагает сам Болливуд ,если мы будем вносить жесткие правила и пытаться поставить в России «свой» Болливуд, то лучше от него вовсе отказаться .Конкурсы станут неинтересными. При наличии жестких правил многие неопытные хореографы начнут брать старые клипы, такие как «Pyar ki jeet», «Thaneedar» и т.д
в надежде «поймать» в них «индийскость» и будут предлагать зрителю и членам жюри слушать «просроченные» фонограммы и смотреть хореографию давно ушедших лет. Примерно такое было на осеннем конкурсе АИИТАМ и «Holy mela 2008».Мне кажется это не совсем хорошо. А то что касается профессиональных педагогов классики, они будут ругать танцы с «чуждой» хореографией и искать изъяны в костюмах, ссылаясь на вульгарность ,а сами при этом будут ставить танцы в стиле «noutanki»-(пьеса, исполняющаяся в сопровождении музыки и пения )и создавать видимость ,что все в порядке. Те кто понимают хинди, знают что танцы «noutanki»-не пользуются уважением в Индии. Я за то, что бы вещи называть своими именами. У нас на конкурсах очень красиво звучат некоторые номинации :»Стилизация классики!»Выходит группа девушек и с огоньком показывают постановки из «Devdas» или «Umrao Jaan» («Амрапали» тоже такое проделывали «Holy mela 2007»),и лишь индийцы и немногие русские знают ,что это в чистом виде «Mujra» (почтительное танцевальное приветсвие куртизанок северной Индии),но объявить «это слово» на конкурсе мы стесняемся, лучше завуалировать под стилизацию классики , да и пусть себе танцуют …
Игровым «чисто индийским» танцам noutanki мы тоже не можем дать одноименную номинацию. Мы стесняемся произнести «эти слова», масштаб мероприятия не позволяет, хотя танцевать их мы можем. Обвинять коллективы в вульгарности, где есть Belly dance –это легко. Но загляните в себя, хореографы, ставящие «Mujra» и» Noutanki»-по Вашему это не вульгарно ?Текст песен ,порой, переходит рамки приличия, однако, я повторюсь, нам вовсе не мешает это. Используем для своих постановок, да и ладно.
В Мумбае, на одной из шоу-программ «Dream Girls» 2001г, целью. которой было с помощью известных актрис т.к :Urmila Matodkar,Sonali Bendre,Ravina Tandan и т.д.п оказать зрителю всю историю Болливуда, начиная со времен черно-белого кино,кинодивы продемонстрировали свое искусство. Программу разбили на десятилетия. Каждая героиня представляла свою «десятку» :Urmila-40-е годы,Sonali Bendre-50-е ,Mahima Chauduri-60-е,Ravina Tandan-70-е годы и т.д. Но отдельными темами были выделены noutanki, которую представляла Shelpa Shitty,и mujra, которую на хорошем уровне преподнесла Aishvariya Ray.
Вернемся к конкурсу…Если брать правила Болливуда, то эти правила , как сказал Vaybhavi Merchant,-и есть «шведский стол». Жюри возьмет тот «салат», который им будет по вкусу. А если постоянно корректировать «повара» в приготовлении того или иного блюда, то в одном из них может быть недостаточно соли , а в другом –перца.
Исходя из всего, у меня есть предложение: убрать размытую формулировку номинации «Эстрадный танец» (уж слишком по-русски это звучит), и на новый конкурс «Holy mela 2009»внести номинацию с новым названием «Bollywood Dance»,если хореографы планируют использовать музыку и песни из фильмов. Собственно говоря, назвать вещи своими именами. Пусть правила диктует Болливуд. Только тогда, когда мы поставим все точки над «i», Bollywood dance назовем Bollywood dance, «муджру» назовем муджрой,театр noutanki-ноутанки, тогда эти направления будут работать по своим правилам и развиваться на хорошем уровне. Нельзя двигаться дальше, не назвав вещи своими именами.
Мне могут возразить ,что я путаю иллюзорный мир Болливуда с реальной жизнью в Росиии. Те программы которые допустимы в крупном шоу-бизнесе, где герой и героиня занимают особое положение в обществе, и являются для простого населения «небожителями»,здесь на нашей российской земле в рамках конкурса это не совсем приемлемо. Не совсем соглашусь .На самом деле у нас в России индийские шоу-танцы в зачаточном состоянии. Назовите мне хотя бы несколько групп, занимающиеся яркими, красивыми шоу-программами с данной тематикой? Их нет!
А вот в Америке есть. Я за то что бы уделять данному направлению особое внимание, развивать его на профессиональном уровне. Поверьте, будет в России такое время ,когда данному развлекательному жанру будет отдано свое уважение и восхищение, но на это уйдет несколько лет. Это будут группы, которые будут «становится на ноги» путем проб и ошибок, падений и взлетов, и, конечно, же профессионализма.
Но давайте о сегодняшнем дне. В правила конкурса можно внести некоторые пожелания, которые помогут руководителям определиться в выборе номера для конкурсной программы.(об этом нужно подумать отдельно),не шокировать зрителя и одновременно продемонстрировать свою индивидуальность. Я не поддерживаю тех преподавателей, которые не стремятся к основам классики, к фольклору, которые не занимаются самосовершенствованием , которые игнорируют индийскую культуру.
Мне кажется ,что нужно с уважением относится и к другим, боле старшим педагогам, которые отдали свои годы на обучение людей классическому искусству.
А теперь об организационной работе.
Были неприятные случаи ,например на Diwali,когда зрители имели доступ в гримерки артистов .Хорошо что организаторы на «Holy mela 2008» учли это, и в коридоре была выставлена охрана. Это помогло избежать многих неприятных ситуаций. Большая просьба к организаторам ,что бы охрана следила и не допускала распития спиртных напитков
в зрительном зале, ведь там присутствуют дети.
На подготовительном к конкурсу этапе четко разбить номинации, определить в них коллективы, что бы каждый коллектив выступал по теме, как это было на прошлом «Holy mela 2007».Сначала прошла вся классика, затем-народный блок, потом эстрада. В этом же году после эстрады была опять классика, и смотрелось это нелепо. Я хочу посоветовать организаторам конкурса: нанять режиссера, который напишет грамотный сценарий и продумает финальную часть. Кульминация должна быть торжественной! Идет награждение коллективов, так пусть звучит музыка!(На прошедшем мероприятии имена руководителей вообще ни разу не были озвучены ведущей).Все коллективы приезжают на конкурс за несколько часов, на репетицию, так почему бы режиссеру не прогнать с группами их финальный выход под фонограмму, а лучше под живое пение приглашенного певца, Поставить несколько красивых проходок , ведь приехали танцоры и можно сделать это очень быстро.(У нас в Твери финалу посвящается отдельная репетиция).
Каким эстетичным и торжественным может быть финал! Это дружное присутствие всех коллективов на сцене поможет на мгновение забыть, что прошел конкурс. Финальный
танец поможет объединить всех , где нет ни победителей ни побежденных!
Добавлено: Вс Май 04, 2008 4:57 pm Заголовок сообщения:
Полностью с тобой согласна и поддерживаю на все 100%!!! Всё точно сказала, молодец, Лина! К сожалению, это понять могут лишь те, кто "живёт" Болливудом, кому он близок и кто буквально чувствует его, для остальных же существует лишь "индийский танец" в широком смысле. Чтобы понять Болливуд, его нужно любить, и любить настолько, чтобы принимать таким, какой он есть, а не загонять в стандартные рамки. "Индийский танец" и "Болливудский танец" - это не одно и то же!!! Когда же это поймут те, кто против смешения стилей?
Добавлено: Вс Май 04, 2008 10:56 pm Заголовок сообщения:
Замечу, что у нас такого названия, как Болливуд-стиль не было в обиходе. Гребли все под одну гребенку.... классику, народные, стилизацию, кино - всему одно название "индийские танцы". Леня, вот, в рекламе написал: "объявлен набор в студию БОЛЛИВУД-стиль"... вот и пошло правильное название танцев индийского кино - Болливуд-dance.
Очень много ценного и разумного сказала Лина. Спасибо. _________________ www.alina-yasmin.ru
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах