Майлапур Гаури Аммаль – легенда танцевального искусства девадаси и великий мастер Абхинаи. Среди её учениц были Баласарасвати и Рукмини Деви. В преклонном возрасте она, к сожалению, стала терять зрение. Но те, кто знал и видел её в танце, вспоминают, как её тогда уже ослепшие глаза наполнялись слезами, когда она исполняла Падамы и Джавали, изображая Шри Кришну. Рождённая девадаси, она всю свою жизнь служила в храме Капилашвара в Майлапур. Лишённая своего статуса в зрелом возрасте из-за запрета, который был наложен на всех девадаси, Гаури Аммаль пришлось доживать свои дни в бедности. Уроки Абхинаи, которые она давала девочкам из разных семей, помогали ей немного. Но её единственной опорой и силой были служение и танец.
Из книги Лакшми Вишванатхан "Женская гордость - наследие девадаси в Индии".
Майлапур Гаури Аммаль
Я живо вспоминаю лицо Гаури Аммаль, последней девадаси, которая танцевала в храме Капалишвары в Майлапуре (Майлапур - центральная часть Ченнаи, можно сказать, культурно-исторический центр города, место, с которого город начинался, с которым связаны имена многих поэтов, музыкантов и девадаси). Во время моих визитов в храм я видела, как она разговаривала со священниками и одуварами. Время от времени, она заглядывала к нам домой, всякий раз прибывая в одном из эдаких вручную раскрашенных рикш. Она была бедна, не только потому, что она никогда не носила украшений, лишь простое хлопковое сари, но также потому, что она просила у моей матери деньги, которые та без колебаний давала. Будучи тронутой добротой матери, Гаури Аммаль, которая к тому времени уже начала терять зрение, садилась на циновку на полу и начинала учить нас тамильским падамам и показывать их содержание с помощью абхинайи. В качестве благодарности моей матери, она предлагала придти "завтра", чтобы обучить меня падамам. Но "завтра" так никогда и не наступило. Я была слишком юной, чтобы осознать ценность ее опыта. Она была слишком старой и уязвимой, чтобы учить.
Музыкальная Академия Мадраса была одним из первых учреждений, которое предоставило сцену искусству девадаси, вне храмов и дворцов. В 1927 году, музыкальная конференция совпала со встречей партии Конгресса. В ней участвовали музыканты из общины девадаси (исаи велла). В 1929 году Академия начала существовать, как целостная культурная организация. Секретарем-основателем был Е. Кришна Айер. С его подачи была организованы выступления девадаси-подростков из Кумбаконама и Панданаллура. Гаури Аммаль не была такой юной, как эти танцовщицы, однако ее талант был широко известен и она танцевала в Академии в 1932 году, когда ей была 40. Она унаследовала широчайший репертуар, вместе с мастерством абхинайи от ее матери. Она знала неисчислимые падамы и джавали, поэтические композиции, предназначенные для выразительного танца на темы любви. Вина Дханаммаль (легендарный мастер игры на вине, бабушка Баласарасвати) посылала своих дочерей петь на концертах Гаури. Баласарасвати, внучка Дханаммаль, училась у нее абхинайе.
К сожалению, ее сценическая карьера длилась лишь несколько лет. В последний раз она выступила на серебряном юбилее Индийского Национального Конгресса. В скобках - ей это и неинтересно было, все таки главный интерес девадаси всегда оставался в храме, в служении. Она не понимала суеты вокруг сцены, не любила афишировать себя и не далась сняться на видео.
Ее жизнь отмечает как раз поворотный момент для девадаси в Мадрасе. Их влияние на новую эру еще должно сформироваться. Гаури жила и танцевала во время наиболее драматических перемен в культуре и политике. Она также учила танцу легендарную Рукмини Деви, которая увлеклась наследием девадаси, будучи выходцем из браминской семьи. Рукмини училась у Минакшисундарам Пиллай из Панданаллура, и со временем основала институт и школу танца, которые она назвала Калакшетрой.
Гаури зарабатывала на жизнь, выступая и обучая танцу. Но ее сыновья растратили ее деньги и выгнали ее побираться на улице. Ей нелегко давалось искусство обучать танцу (девадаси никогда не учились учить танцу), ей нелегко было приспособиться к переменам вокруг. Она милями ходила пешком, чтобы дать уроки нескольким ученицам. Когда танец в храме был запрещен, подобно тысячам других храмовых служителей, она потеряла свою позицию в Майлапурском храме. Дом, в котором жили несколько поколений ее предков, был у нее отобран. Годами она ютилась в крохотном уголке того дома в Майлапуре. Хотя были люди, которые ей помогали, в особенности Рукмини Деви, которая привлекла ее к обучению абхинайе в Калакшетре (Шанкарабарана и Ананда Бхайрави варнам, Хусейни свараджати, несколько знаменитых шабдамов, падамов и джавали, ставших классическими - Инденду, АийярСерийяр, Сарасиджакшу и пр.), жизнь Гаури катилась вниз по скользкому коридору в котором очутились все девадаси, оставленные без традиции, крова и заработка. Почести от Музыкальной Академии и Академии Сангит Натак ничего не изменили в ее жизни. Когда она умерла в 1971 году, Рукмини Деви была единственным человеком, кто взял на себя расходы на похороны.
Гаури Аммаль, последняя девадаси Майлапурского храма и первая гуру Рукмини Деви, является почти сюрреальным лицом в истории танца. Однако, она не будет забыта до тех пор пока мы помним о ее легендарных ученицах - Баласарасвати и Рукмини Деви, которые без преувеличения представляют бхаратанатьям 20 столетия. Первая представляет огромное наследие и ценность традиции, вторая - возрождение и традицию, открытую заново.
Добавлено: Пн Апр 22, 2013 11:39 am Заголовок сообщения:
Вот это да! От статьи невозможно оторваться! Если честно,меня такое пробивает до слёз! Вот где ярчайший пример для подражания преданности своему делу,трепетного отношения к ДАРУ, который подарил Всевышний! Сегодня конечно и время изменилось, но суть остаётся сутью! В нынешний час многие превратили танец больше в бизнес,повторю не все,но многие.И рассматривают его с позиции шоу-бизнеса и много разного подобного.Но эта личность-Гаури,у меня нет слов,чтобы выразить ей благодарность,свои поклоны за миссию,которую она выполняла,не смотря ни на что! Моя гуру Сароджа Вайдьянатхан тоже когда-то сказала,что к наградам и почестям она не стремилась,они пришли к ней сами собой.Здесь мы видим разные судьбы или кармические предназначения одной,второй и каждого из нас.Я сейчас пишу,но на самом деле не могу выразить словами того,что я прочувствовал после прочтения данного материала.Спасибо тем,кто помещает такие ценные вещи! Я бы хотел попросить всех,кто исполняет,обучается классическим танцам обратить внимание на столь важный для всех нас путь.Я ещё раз убедился и сделал лично для себя выводы и открыл в глубине своей души новые пути и знания.Это в принципе и должно происходить с истинным последователем на пути искусства танца! А этой прекрасной Девадаси пожелать мира,блаженства и счастья,где бы она сейчас не находилась,в каких мирах.По народному скажу: Царство ей Небесное!!! _________________ Сергей
Яшода Тхакор в настоящее время принимает участие по возрождению Виласини Натьям, яркого вида искусства, который был предан забвению. Одна из немногих учениц гуру Свапнасундари, Яшода изучает и исполняет Виласини Натьям с особой страстью, как и ее гуру.
____________________
aliii
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Мар 02, 2015 9:37 am Заголовок сообщения:
waleed444 писал(а):
Яшода Тхакор в настоящее время принимает участие по возрождению Виласини Натьям, яркого вида искусства, который был предан забвению. Одна из немногих учениц гуру Свапнасундари, Яшода изучает и исполняет Виласини Натьям с особой страстью, как и ее гуру.
____________________
aliii
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах