Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Сб Май 12, 2012 9:30 am Заголовок сообщения: Персидские танцы
ПЕРСИДСКИЙ ТАНЕЦ
Танцовщица. Эпоха Каджар
Когда я наблюдаю хороший персидский танец, то зачастую задумываюсь о его истории, о том, как появились этот стиль исполнения и эти костюмы. Не нужно и говорить, что персидский танец совершенно отличается от обычного беллиденса. Его красота и женственность – не частая тема на танцевальных семинарах. И вообще, любое выступление с персидским танцем – настоящая редкость.
Исследования показывают, что танец из Персии появился в одном очень маленьком месте: в провинции Фарс на юго-западе современного Ирана. В свое время Персидская Империя была огромна; она правила многими нациями на просторах от Египта до Индии. Персидская Империя считается первой религиозно терпимой империей в мире. Она состояла из множества различных языков, рас, религий и культур. Профессиональные танцовщицы изображались на рисунках уже 2500 лет до нашей эры.
Корни персидского танца прослеживаются в древнем танцевальном фольклоре. В 478 году до нашей эры древний персидский танец был описан греческим историком Геродотом. Он рассказал о широких культурных взаимоотношениях Персии и древнего мира, особенно Египта и Греции. Греческих артистов привозили на выступления во двор Императора, а персидские артисты выступали в Греции. Правящие династии всегда поддерживали и поощряли развитие искусств. Танец был важным элементом религиозного почитания первой правящей династии Ахеменидов. Религия называлась митраизм, ее главным божеством был бог солнца и света Митра. Даже сам Император принимал участие в танцах. Танцы исполнялись для церемоний, ритуалов и в качестве развлечения. Танцевание было хорошо развито и находилось под покровительством последующих династий. Существовали танцы огня, мечей и даже лошадей (танцевание верхом на лошади).
К несчастью, эта эпоха закончилась. Пришли столетия политической нестабильности, гражданская война и оккупация, сначала арабами, потом монголами. Персидская политическая и культурная индивидуальность была серьезно поколеблена, и традиции персидского танца оборвались. Иранских женщин брали в плен и продавали на базарах, заставляли исполнять эротические танцы. Из-за этого бесчестья ни один мужчина больше не хотел видеть, как его женщина танцует в присутствии постороннего. Вот почему отношение мусульман Ирана к танцеванию сейчас более консервативно, чем в других странах.
Противник танца ислам запретил всякую запись о танце, всякое упоминание. Единственная выжившая исконная форма персидского танца – это фольклор, сохранившийся благодаря группам ирано-американцев, евреев и кочевников. Народные танцы представляют собой яркую мозаику костюмов, музыки и движений; это звон украшений, ритм постукивания ногой по земле, бряцанье тростей и посохов. Объединяют все виды народных танцев мужские выступления, которые основаны на движениях боевых искусств, кружении и поворотах, отражающих вековую практику мистических суфийских орденов Ирана.
Суфии исполняли танцы в 1200 году нашей эры. Первоначально это были танцы исповедников религии. Три великих поэта воспели их в своих поэмах и использовали как символ силы жизни: Хафиз, Садди и Мевлана. В суфизме танец считается духовным инструментом контакта с Богом, этой главной цели веры. Джалал ад-дин Руми, или Мевлана, был самым уважаемым духовным наставником суфиев и считался гением поэзии. Именно он сделал танец главным элементом суфийского учения. Мощный экстатический ритуал Сема, сопровождаемый музыкой и танцеванием, практикуется поныне.
Важной эпохой в развитии персидского танца было правление династии Куаджаров (1795-1925). В этот период танец получил название «классический персидский». Танцоры исполняли художественные танцы во дворе Шаха на праздниках, связанных с коронациями, свадьбами и отмечаниями Нороуза (иранского Нового Года). Женщины открыли для себя древние танцевальные традиции. На расцвете правления Куаджаров отношение людей к танцу изменилось в лучшую сторону, хотя танец остался достоянием королевского двора, элиты и крупной буржуазии. Придворные танцоры содействовали признанию танца полноценным видом искусства.
Костюмы тогдашнего времени обычно состояли из свободного длинного платья с длинными рукавами, которое носилось с жакетом поверх него. Жакет расширялся к бедрам и носился в открытом или закрытом виде. На масляных картинах 19 века видно, что танцовщицы Куаджаров носили под платьем панталоны. Настоящие персидские панталоны узкие, с манжетами и расширяются книзу. Иногда носились турецкие гаремные панталоны, крайне широкие и плотно подобранные на лодыжках. Ткани использовались яркие и цветистые. Шах одарял танцовщиц драгоценностями, поэтому у многих костюмов были золотые украшения, отделка из жемчуга и прочие атрибуты роскоши. На голове носился эгрет (роскошное перо) на маленькой шапочке, украшенной драгоценностями, жемчугом и кожей. Волосы носились длинные, использовались разнообразные челки.
У персидского танца свой неповторимый стиль; у танцовщицы очень выразительные руки, глаза и лицо. Движения бедер мелкие и заниженные, как и движения верха тела. Шаги небольшие и могут образовывать сложные комбинации. Танцовщицы могут выступать с платком и часто используют цимбалы.
[img]
http://awalimofstormhold.files.wordpress.com/2010/10/court-persian.jpg[/img]
Традиционно музыка не оркестрована и играется маленьким коллективом на одном или двух мелодических инструментах и на барабане. Танцевать под нее сложно, потому что она не четырехтактовая и не одна и та же во время каждой фразы. К тому же мелодия обычно импровизирована. Умелая танцовщица персидского танца должна исполнять множество степов, танцевать во множестве ритмов и проводить множество комбинаций. В танцевании она должна полагаться только на свой опыт и интуицию. Ее очарование в контакте со зрителями не подлежит сомнению.
В двадцатом веке танцевальные движения и костюмы стали ориентироваться на Запад. Балет, появившийся в Иране в 1928 году, повлиял на характер выступлений, добавив им легковесности и усложнив работу ног. А жакет стал расширяться книзу почти как пачка.
В настоящее время в Иране публичные выступления – дело нечастое, и в основном танцевание происходит на небольших концертах, организуемых исключительно женщинами. Как и большинство средневосточных танцев, персидский танец развивается в странах никак не исконного региона. Многие молодые девушки в Иране учатся персидскому танцу в секрете ото всех по записям, сделанным ирано-американцами и тайно доставленным в Иран.
Богатство персидского танца еще не понято до конца; его нужно исследовать и делиться им с миром, чтобы это искусство могло быть по-настоящему оценено.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах