Основы белорусского танца зародились в эпоху древнерусского Киевского государства, на почве которого развились и сформировались три народа — русский, украинский и белорусский. Корни же этого «славянского древа» уходят еще дальше — во времена освоения территории Белоруссии восточнославянскими племенами — дреговичами, кривиами, полочанами, радимичами, потомки которых явились этническим ядром будущего народа. Первые элементы танца, рожденные еще в древности, явились основой хореографического искусства, дальнейшая эволюция которого шла параллельно с развитием белорусской народности ;и образования нации.
Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одного сколько-нибудь значительного события в жизни, чтобы в нем не находилось места -танцам. И хотя таневальные элементы не всегда приобретали законченную форму, они, как правило, были ярки в художественном отношении и оказали немалое влияние на дальнейшее развитие народной хореографии.
Некоторые из древних обрядовых действ дошли даже до нашего века. Исторические условия существования белорусского народа, на протяжении значительного исторического периода существовавшего в отрыве от русского и украинского (с XIII и первой половины XIV века территория Белоруссии находилась лод властью Литовского княжества, а с 1565 года до второй половины XVIII века входила в состав Речи Посполитой), тяжкий социальный и национальный гнет, постоянная и упорная борьба белорусов против крепостничества, ополячивания и окатоличивания, за сохранение своей национальной самобытности — все это обусловило сохранность в белорусском фольклоре следов древней культуры.
В зимнем цикле календаря годовых праздников интересной с хореографической точки зрения была игра «Женитьба Терешки», распространенная в основном на севере Белоруссии, и повсеместно популярное колядное а хождение с «козой». В «Женитьбе Терешки», разыгрываемой в святочные вечера, с песнями и танцами, симпатизировавшие друг другу парни и девушки играли шуточную свадьбу. Хождение же с «козой» представляло собой маленькое вокально-хореографическое представление, которое разыгрывали колядующие, идущие по хатам: юноша, одетый козой, его вожатый и сопровождающая свита ряженых. «Коза» танцевала, притворялась мертвой и «оживала, когда хозяева выносили колядовщикам угощение.
Восходящий к древним сакральным культам, к тотемизму и зооморфизму, этот театрализованный обряд способствовал распространению в Белоруссии многочисленных танцев и игр, в основе которых подражание повадкам и движениям коз — животных, олицетворяющих для земледельца животворящую силу природы.
В весеннем цикле хореограф, несомненно, обратил бы внимание на обряд «вождение куста», когда увитую зеленью девушку с песнями и подтанцовками водили по деревне; на таинственно-поэтичные девичьи хороводы в «русальную неделю»; на троицкие «завивания» венков и деревьев, на старинное хороводное шествие «Похороны стрелы».
Тесно слито с хореографией, пронизано танцевальными токами было и знаменитое Купалье, распространенное почти по всей Европе. Легенды о расцветающем в эту ночь цветке папоротника, приносящем счастье и открывающем клады; купание и прыжки через костер, гадание на венках, многочисленные лирические песни и буйные хороводы — все это не раз вдохновляло балетмейстеров на создание ярких сценических произведений. «Эти ночные хороводы вокруг огней, сопровождаемые то нежно захватывающими песнями, то дикими выкриками среди ночной тишины, производят на зрителя глубокое впечатление,— писал в начале нашего века этнограф И. Сербов в книге «Мои записки по Полесью»,— перенося его в далекую, седую старину, когда подобные пляски с песнями служили предметом выражения возвышенного движения души первобытного человека».
Традиции этого народного праздника сохранились, и, трансформировавшись, Купалье отмечается и поныне во многих деревнях и селах республики.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах