На фестивале Нава-ратри (9 ночей) в Гуджарате танцуют народный танец под названием Раз Гарба в честь богини Джагадамбы, также называемой Матаджи, Мать. Небольшие земляные сосуды с множеством отверстий раскрашиваются цветными узорами, а внутрь помещается зажженный фитиль. Огонь в сосуде есть символ Ади Шакти, первичной энергии богини Джагадамбы. В каждом доме на протяжении 9 ночей находится Гарбо или светящийся сосуд, символ богини. (Слово Гарбо имеет санскритское происхождение – Гарбха, обозначающее матку или матрицу).
Раз Гарба – это круговой танец вокруг Гарбо, или светящегося сосуда, помещенного в центре группы. Танцоры поют песнопения в честь богини, хлопая в ладоши в такт ритму, притопывая ногой и переступая во время песни.
На каждой улице молодые женщины общины обходят дом за домом, неся светящиеся сосуды и танцуя Гарба. Они могут также держать сосуды на голове во время танца. Песни, которые они поют, были написаны известными поэтами Валлабха Бхаттом и Нандалалом, и воспевают богиню Шакти. Многие поэты сочиняли песни Раз Гарба в различных тала. Существуют также песни не на религиозные темы. Мужчины тоже танцуют Раз Гарба отдельной группой. Кункавав Раз Мандали Саураштра в Гуджарате – это группа мужчин-танцоров, чьи предки хранили свою традицию народного танца на протяжении многих поколений. Сегодня в танцах Раз участвуют одновременно представители четырех поколений из одной семьи. Сын главы семьи играет на барабанах (табла) и поет. Правнуки танцуют. Они исполняют танец Дандья Раз, двигаясь по кругу, ударяя своими палками, одна о другую либо о палки других танцующих рядом, строго следуя в такт ритму барабанов и колокольчиков на ногах. В этом танце присутствуют много красивых элементов, таких как переплетение, повороты, приседания. Танцоры прокручиваются на коленях (в той же самой манере, что и актеры Якшагана), и демонстрируют другие искусные акробатические трюки.
Во времена царского господства Мандали имели покровителей, как одна из искуснейших групп танцоров. Они всегда участвуют на больших религиозных фестивалях – Холи, Гокулаштами Кришна и Нава-ратри.
Сельские женщины Гуджарата танцуют красивый танец Гагари с латунными кувшинами с водой (гагари). Они встают в круг и поют вступительную песню под бой барабанов в 6-ударном ритме, называемую Кемта. Двигаясь по кругу, они держат свои кувшины на левом плече. Затем они опускают кувшины вниз, и снова поднимают их на плечо. Серебряные колокольчики на всех пальцах рук звенят, внимание сосредоточено на кувшинах. Затем, в качестве вариации, кувшины обносят вокруг головы, сопровождая это гибким поворотом талии. Темп танца ускоряется. Когда танцовщицы совершают полный поворот, обнося кувшин вокруг головы, их юбки раздуваются. По мере ускорения темпа одна за другой танцовщицы покидают круг, пока не останется 2 или 3, которые могут продержаться еще какое-то время. Благодаря четкой слаженности и изяществу, танец Гагари считается одним из красивейших народных танцев. http://artsofindia.tripod.com/rdevi21.htm
По-моему, дандия, или гарба, любимейший танец многих наших коллективов! И ведь не зря! Красивый, привлекающий необычностью используемого атрибута - палочек, танец! А если ещё и музыка энергичная - так и вовсе зажигательно, глаз не отвести! Очень люблю этот танец! А сколько стилизаций создано на его основе в индийском кино! Очень популярный танец!
ГАРБА(или дандия) - кстати, если кто знает разницу, напишите, пожалуйста!
Гарба Главный женский танец штата Гуджарат посвящен богине Амба. В этом танце плодородия используются глиняные горшки, внутри которых помещается горящая масляная лампадка, символизирующая жизнь эмбриона. Женщины с горшками на головах двигаются по кругу, прищелкивая пальцами и энергично хлопая в ладоши. Аналогичный танец, в котором участвуют мужчины, напевая и хлопая в ладоши, известен как гарби. Традиционно, его исполняли только ночью в религиозных целях. В современном варианте его можно танцевать в любое время и по любому поводу. Дандия Этот танец – противоположность гарба. Танцоры образуют круг и танцуют с палочками в руках, на концах которых привязаны маленькие колокольчики. На протяжении всего танца слышится звон колокольчиков и легкий треск соприкасающихся палочек. Танец исполняется не только стоя, но и сидя и даже лежа. В нем каждый участник не только танцует соло, но и взаимодействует в сложном ансамбле с находящимися рядом партнерами.
Но непонятно одно - почему везде танец с палочками гарбой называют? Откуда такая путаница?
Добавлено: Чт Июн 19, 2008 1:48 am Заголовок сообщения:
Обнаружила целый сайт, посвящённый навратри и дандии, но он англоязычный Кто сможет - переведите и разместите здесь интересные статьи с него, пожалуйста.
http://www.dandiyazone.com
Там же взяла фото одежды традиционной для гарбы:
так получается, что мы его очень редко танцуем. На него надо много народу, а это вечная проблема, где взять столько людей. К тому же танец не такой уж лёгкий - надо строить фигуры, а не просто водить хоровод. У нас там есть один элемент - звезда, когда часть людей идёт в круг, а другая из круга по лучам. так на этой фигуре многие путаются и лажают. Так что редко мы танцуем этот танец
Отсутствие нужного количества людей - общая проблема!
А сократить, переделать постановку на другое количество никак? И отработать перестановки и переходы? Ведь такой танец хороший!!!
народу мало и так, чтобы сокращать. Да, конечно, отрабатываем. Но это же не единственный танец, который надо отрабатывать. Так пока он ждёт, когда наступит его час. Кстати, этот вид танца распространён не только в Индии, но и в других странах Азии, я, например, слышала, что подобный есть в Афганистане, у нас в Таджикистане и др. странах.
А вот ещё у Гуджаратцев есть красивые танцы с зонтиками.
Гарба Главный женский танец штата Гуджарат посвящен богине Амба. В этом танце плодородия используются глиняные горшки, внутри которых помещается горящая масляная лампадка, символизирующая жизнь эмбриона. Женщины с горшками на головах двигаются по кругу, прищелкивая пальцами и энергично хлопая в ладоши. Аналогичный танец, в котором участвуют мужчины, напевая и хлопая в ладоши, известен как гарби. Традиционно, его исполняли только ночью в религиозных целях. В современном варианте его можно танцевать в любое время и по любому поводу.
Я наверно видел этот танец на одном из фестивалей Индии в России. У них еще костюмы такие мрачные?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах