Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Ср Июн 23, 2010 9:39 am Заголовок сообщения: Ява
Я́ва — остров, находится в составе Индонезии (столица Индонезии, Джакарта, расположена на острове Ява). Площадь 132 тыс. км². Протянулся на 1000 километров с запада на восток, тридцать процентов его территории занимают джунгли.
Ява — самый населённый остров в мире (124 млн чел., 2005), плотность населения составляет 979 чел./км². Наиболее распространённые языки — яванский и индонезийский.
На Яве находится около 120 вулканов, из них 30 действующих.
На острове выращивают один из знаменитых сортов кофе — Копи Лювак.
На острове Ява находится главная достопримечательность Индонезии — храм Боробудур. Эта святыня буддистской религии представляет собой модель буддистской космологии. Храм входит в список важнейших архитектурно-исторических памятников ЮНЕСКО и относится к объектам мирового наследия.
Яванская культура
Яву называют "сердцем и мозгом страны". Многое в жизни яванцев типично и для любого индонезийца. Культура яванцев, самого крупного народа не только Явы, но и всей Индонезии, достигла высокого развития уже в середине 1 тысячелетия.
Литература
Литература на яванском языке — самая древняя и богатая в Индонезии.
Яванский язык - это древнейший писменный язык страны.
Поначалу использовалось слоговое письмо (кави, паллава, чаракан), основанное на индийском письме девангари, позже к нему добавились варианты арабского письма (в настоящее время почти всегда используется латиница).
Особенностью яванского языка является существование нескольких стилей, или форм, обращения, сложившихся в период средневековья и отражавших сословно-кастовое деление яванского общества.
Самый распространённый стиль - "нгоко", или "простой язык", имеющий наиболее богатый словарный состав; на нём говорят лица, равные по социальному положению и возрасту, а также старшие при обращении к младшим.
Более вежливый стиль "кромо"используется младшими при обращении к старшим. Есть и другие стили языка.
С конца 1 тысячелетия начинается расцвет литературы на древнеяванском языке: переводятся, пересказываются, переделываются на местный лад классические произведения индийского эпоса ("Рамаяна" и "Махабхарата"), живущие и сейчас в образах героев театра теней.
Позже подобную трансформацию претерпели предания о подвижниках ислама и героях арабской и персидской литературы.
К 14 веку относится начало создания знаменитого яванского эпоса "Сказание о Сери Раме", завершённого к 18 веку.
В конце 18 века у яванцев, а затем у сундов появляются профессиональные поэты и писатели.
Для средневековой письменной литературы характерно наличие двух основных языков - яванского и малайского. Первый использовался в яванской культурной зоне (Ява, Мадура, Бали и Ломбок), населенной, помимо яванцев, сундами, балийцами, мадурцами и сасаками. Второй - в малайской культурной зоне, включающей все другие острова.
Несмотря на то, что в современной Индонезии в основном используется латинское письмо, в яванском, сундском и балийском не забыты ещё и старые системы письма. Они до сих пор иногда используются для печатания религиозных, философских и фольклёрных текстов, а также текстов средневековых хроник.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Ср Июн 23, 2010 9:44 am Заголовок сообщения:
Танец
Яванский танцор 1885 г.
Непередаваемые чувства вызывают классические яванские танцы, насыщенные древней символикой и исполняемые в сопровождение оркестров гамелана.
Классический танец сложился в 13 - 14 вв. при дворах яванских правителей на основе синтеза анимистических ритуалов и индуистско-буддийских канонов и до начала 20 в. оставался аристократическим.
Танцовщицы отбирались только из знатных семей, близких к кратонам Суракарты и Джокьякарты.
Характерной особенностью классического танца является своеобразное сочетание чопорности и грации поз и движений, призванных отразить утонченность придворных вкусов. Двигаясь в соответствии с заданными хореографическими образцами, танцовщицы часто застывают, фиксируя позы, с опущенными глазами. Медленные ритмические движения, позы медитации, мелодия гамелана, аккомпанирующего танцу, оказывают на зрителя гипнотическое воздействие. Важное значение в яванском классическом танце придается движениям рук, ног, головы и корпуса, языку жестов (кодифицировано 7 мудра).
Требуются годы тренировок, чтобы добиться владения телом, которое демонстрируют испонительницы танцев бедайя или серимпи. Многие яванские классические танцы повествуют о борьбе богов, принцев и героев.
Вторая по значимости школа классического танца - балийская сложилась на основе мистериальных действий под влиянием индийских и яванских канонов. Танцовщицы движутся зигзагообразно по кругу, руки согнуты на уровне плеч локтями вверх, голова втянута. Неожиданная смена направления движений, выверенность резких шагов - особенность балийской хореографии. Почти все балийские танцы - сюжетные, многие из них включают пантомиму и клоунаду (баронган, легонг). Исполняются они, как правило, на открытой площадке около храма (пура) или в нем во время религиозных церемоний либо праздников.
Весьма многообразны народные танцы.
В яванском народном танце главное - уметь достичь полной концентрации. Танцоры обычно собираются в полупрофессиональные коллективы, которые выступают на праздниках и семейных торжествах.
Танцоры, как правило, выступают под руководством колдуна-дукуна, который доводит их до полного исступления.
Один из нардных танцев - Джатилан, или Яран Дор (от "яран" - лошадь и "дор" - хлыст). Собственно, танцем это действо можно назвать с большой натяжкой. В какой-то момент актеры впадают в транс и начинают бесноваться, как будто в них вселились демоны. "Начало ничего такого не предвещает. Танцовщицы плавно движутся по площадке, держа в руках расписных деревянных лошадей. Видимо, они помогают девушкам слиться с миром бессознательно.
Взгляд танцовщиц становится все более отрешенным. Наконец дукуны усаживают их в круг. Те некоторое время сидят, уронив голову на грудь. Щелчок кнута, и девушки падают на спину. Они погрузились в транс. Дукуны помогают им подняться. Танцовщицы начинают самнамбулически двигаться по площадке, подчиняясь ритму, который задает гамелан. Актриса входит в образ животного, в данном случае лошади, берет корм из рук дукуна, становится на колени и пьет воду из таза. Дукуны внимательно наблюдают за своими подопечными, чтобы те в состоянии транса не причинили вреда ни себе, ни зрителям. Постепенно девушек на площадке становится все меньше. Одну за другой их отводят или относят подальше от любопытных глаз, чтобы привести в нормальное состояние."
Классические и народные танцы получают развитие в постановках современных хореографов: Кусумакесово создал в 1961 театр танца "Рамаяна"; художник Багонг Кусудиарджо основал в 1958 труппу в Джокьякарте.
Хореографическая подготовка осуществляется в Консерватории музыки и танца в Денпасаре, Академии музыки и танца в Суракарте, в школе Багонга Кусудиарджо и в школе "Кридо Бекса Вирама" в Джокьякарте, в Институте художественного образования в Джакарте.
Музыка
Яванская музыка полифонична, музыкальный лад либо пятиступенчатый, либо семиступенчатый. Традиционная яванская музыка исполняется большими оркестрами - гамеланами. Полный оркестр насчитывает до 50 музыкантов.
Преобладают различные ударные инструменты - гонги, барабаны, подобие металлофонов и ксилофонов.В гамелан входят также двуструнный ребаб, напоминающий небольшую виолончель, и флейта.
В сопровождении оркестра идут все представления классического театра и балета. Без гамелана не обходится ни один праздник.
Взаимодействие с западными музыкальными традициями началось с проникновения португальцев и голландцев (16 - 17 вв.).
В католических миссиях распространялась хоровая музыка культового типа, приобрели популярность духовые оркестры военных гарнизонов.
Наиболее явно синтез местных традиций с западной субкультурой наблюдался в городском популярном творчестве. На территории современной Джакарты уже в 16 - 17 вв. начинают складываться гибридные жанры, формы и стили музыки, объединявшие западноевропейские и азиатские традиции. Типичны в этом отношении романтические песни-баллады, исполняемые под миниатюрную гитару (вокально-инструментальный жанр крончонг), восходящая к португальскому колониальному периоду.
В 18 - начале 20 вв. в городах возникают оркестры популярной музыки, включающие как местные, так и заимствованные виды инструментов: духовые оркестры танджидор (в составе труб, тромбонов, кларнетов, валторн, а также ребаба, барабана бедуг, гонга кеданг); т. н. китайские ансамбли Батавии - гамбанг кромонг (с начале 19 в., включали китайские, сунданские, малайские, португальские инструменты); позднее - оркестры, сопровождавшие пение крончонг и другие.
Театр
На Яве очень популярны театральные зрелища.
Наибольшего развития сценическое искусство получило именно в яванской культурной зоне. Основной формой традиционного театра, связанного с древними театрализованными ритуалами и культами, является ваянг.
Любое зрелище в Индонезии называют "ваянгом". Чтобы ясно было, о чем именно идет речь, ставят уточняющее слово. Например, "ваянг пурво", или "ваянг кулит" - это театр теней, или театр вырезанных из кожи плоских фигур. Ему около 3 тыс. лет.
Ваянг клитик - театр плоских деревянных кукол; ваянг голек - театр тростевых объемных деревянных кукол; ваянг бебер - театр представления картин, нарисованных на полотне; ваянг вонг или ваянг оранг - театр живого актера; ваянг топенг - театр масок. Для первых трех видов характерно вербальное начало, для двух других - хореография и пантомима.
Самым популярным является ваянг кулит, каноны которого оказали влияние и на другие разновидности ваянга: актеры в ваянг вонг, например, танцуют, имитируя движения плоских кожаных кукол.
Все виды ваянга объединяет общность сюжетов, связанных с мифологическим или мифо-историческим циклом (местные версии "Махабхараты" и "Рамаяны"”, циклы о Панджи, Дамар Вулане, Менакджинге, Чалон Аранге и др.), и типологии героев, стилизация образов и напряженность действия.
Общим является присутствие ведущего - даланга: в ваянг кулит и ваянг голек он манипулирует куклами, произносит диалоги, поясняет ход событий; в ваянг топенг и ваянг бебер он руководит музыкантами и певицами-танцовщицами, выступления которых, не имеющие отношения к сюжету, создают соответствующее настроение у зрителей; в ваянг вонг, где артисты сами поют и произносят диалоги, он поясняет ход событий, делает подношения богам перед началом спектакля. Необходимым атрибутом всех видов ваянга является кайон или гунунган - декоративная заставка в форме листа, символизирующая мировую гору (Меру) или мировое древо.
Она устанавливается до начала и после окончания спектаклей, а также во время перерывов и в моменты смены действий и одновременно может служить декорацией (изображать дерево, гору, огонь).
В 19 в. в городах получили распространение зрелища, типологически близкие к таким европейским театральным жанрам, как водевиль и мелодрама. Это - малайская опера бангсаван, или комеди-стамбул, сунданская сандивара, яванские лудрук и кетопрак, джакартский ленонг. Большое место в них занимают шутовская интермедия, песни и танцы, не имеющие прямого отношения к основному сюжету.
Темы пьес заимствованы из хроник, легенд, сказок ("Тысяча и одна ночь"), городских повестей конца 19 в. ("Ньяи Дасима", "Си Чонат"), популярных европейских романов.
Позднее появились оригинальные пьесы (Анджар Асмара и др.). Большую известность в 30-е гг. 20 в. имела джакартская труппа "Мисс Чучих" (сандивара), в 40-е гг. - "Опера Дарданелла" (комеди-стамбул). В настоящее время популярны "Лудрук Мандала" и "Сри Мулат".
Основные театры и труппы сконцентрированы в Джакарте. Среди них "Театр Кома" (рук. Н. Раинтиарно), "Театр Кечил" (рук. Арифин С. Нур), "Театр Мандири" (рук. Путу Виджая), "Театр Популер" (рук. Тегух Карья), "Лисендра Буана" (рук. Чок Хендру), "Театр Лембага" (рук. Сеномбунг), "Театр Саджа" (рук. Икранегара), "Театр Септембер" (рук. Али Шахаб).
Большой известностью пользуется джокьякартский “Бенгкел Театр” (рук. В. С. Рендра). Значительное развитие получило движение университетских и других любительских полупрофессиональных театров.
В 70 - 80-е гг. частым явлением стали театральные фестивали, проводимые Культурным центром Джакарты в Парке Исмаила Марзуки. Основной центр подготовки кадров для театра - Национальная академия театра, созданная Усмаром Исмаилом в 1955.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах