Надежда Дмитренко: «Через освоение практики танца я оказываю психологическую помощь».
Автор: Елизавета Корнева
Она миниатюрная, аккуратно сложенная, плавная и пластичная. Звучит она также тонко, плавно и звонко. Я медленно рассматриваю фотографии. Слушаю рассказ о ее детстве, любви к далекой стране, которая близко, практически рука об руку идет через всю ее жизнь….
И мысленно переношусь в джунгли, в старый город у горбатой горы, где шумит зеленый бамбук, растет дикая слива, и тигры сбегаются посмотреть на это зрелище…,там живет Золотая Антилопа*… И она могла бы жить рядом с ней. А может, она жила там когда-то….
Моя собеседница — Надежда Дмитренко, преподаватель индийских танцев, руководитель индийского ансамбляnada «Радхарани» (г. Запорожье)
— Как давно и с чего началась твоя любовь к Индии?
— С того момента, как я себя помню. Наверное, лет с 5…. Я посмотрела индийский фильм, уже не помню точно какой. Мне очень понравились костюмы, танцы, вид индийских женщин, их выразительные глаза…. Что-то тогда меня сильно зацепило в этом образе женственности. И помню, мне подарили куклы — 15 пар, которые олицетворяли 15 республик СССР, и я сразу отобрала в качестве любимых принцесс куклы, которые представляли восточные республики: Грузию, Азербайджан и Армению. Длинные волосы, пышные косы, много украшений, вуали на голове – эти образы казались мне воплощением женственности. Русские матрешки в сарафанах, вообще славяне меня не впечатляли, уходили на задний план…. Я не знаю, что это было у 5-ти летнего ребенка и почему. Может, память из прошлой жизни?! (Смеется).
Сестра меня водила на все индийские фильмы. И у меня появились вырезки с изображением актеров: Раджа Капура, Шабаны Азми… Я с этими вырезками спала, я с ними ела, везде с ними ходила. А потом я вообще стала собирать вырезки про Индию. Все. Одного слова «Индия» в заметке было достаточно для того, чтобы я ее вЫрезала и сложила под коврик для кукол, который лежал на полочке. Со временем вырезок накопилось так много, что когда я в очередной раз полезла под полочку, все это на меня высыпалось. Я сообразила, что так информацию хранить не хорошо. И тогда я стала все заметки клеить в тетрадки. И в итоге к окончанию школы, а любовь моя к Индии никак не ослабевала, таких толстых тетрадок накопилось более 30-ти. Со временем я их систематизировала по темам: история Индии, природа Индии и т.д. В школе эта информация помогала всем моим друзьям.
Естественно, все, и моя семья, считали меня помешанной на Индии. И когда мне было 13 лет, сестра остановила на улице индианку (дело было в г. Иваново, РФ – авт.), и объяснила ей про меня. А я к этой индийской девушке плотно приклеилась, и практически поселилась с нею в общежитии. Я была несовершеннолетней, и меня официально в студенческое общежитие не пускали. Поэтому заходила тайком, иногда меня заводили под юбками… В итоге мама договорилась с вахтершами, и с тех пор я пропадала в общежитии на легальных, можно сказать, основаниях. Там жила, ночевала, оттуда уходила в школу… вообщем, я все время находилась в этой среде. Была такая «дочь полка». Они говорили, что я на них на всех похожа. И ко мне у них было другое отношение, нежели к остальным русским девочкам.
Потом, когда наша семья уехала в Запорожье, мне стало очень тяжело. Таких друзей тут у меня уже не было…. Пришлось себя заново адаптировать к нашему менталитету….
— Индийскими фильмами грезило целое поколение советских девушек. Но не каждая так глубоко впитала индийскую культуру, как ты. Что еще этому способствовало?
— Я не знаю…. Конечно, хорошо, что моя семья меня в этом поддерживала. Родители относились с пониманием. Ни у кого не было проблем, что мне подарить. Мне дарили пустые коробки из-под индийского чая с индианками на этикетках. Я их возила сюда из России огромными сумками. И думала о том, что если таможенники меня досмотрят, они очень удивятся, и куда-то меня направят (смеется). Еще мне дарили такие приятные мелочи как пуговицы, наклейки, платочки – все, что связано с Индией. Я огорчалась, если дарили что-то другое, другое мне было просто не нужно. Любая вещь, на которой было написано «made in India», представляла для меня самую большую ценность.
— А как в твою жизнь вошел индийский танец?
— С самых ранних лет я повторяла движения из фильмов. Вначале развлекала родственников. Потом изредка приглашали выступать на вечера. У меня даже было подобие сари. А когда я познакомилась с индианками, они меня научили всем стилям танца понемногу, кто, что умел. И я с ним всегда представляла Индию на сцене. Причем они могли представлять и другую страну. А я неизменно передавала колорит Индии.
— А как давно ты обучаешь танцам?
— Четыре года. Хотя до этого тоже были некоторые «пробы пера». Вначале я работала индивидуально. А с момента открытия Центра «Анаэль» пришла сюда, и тут уже третий год.
— Какие возрастные группы у тебя занимаются?
— Подростковая группа и взрослая группа, хобби-класс. Вообще считается, что заниматься можно с 5 лет. Но лучше с 7-ми. Все же обучение должно быть более осознанно. А вообще среди зрелых людей это направление даже более популярно, за счет тоски по индийским фильмам советских времен. У нас это скорее так. Хотя на Западе, и в Америке по-другому. Там на индийские танцы мода рождается заново. И американцы забирают к себе известных мастеров классического индийского танца из танцевальных школ Индии.
— Поделись успехами своих воспитанниц…
— Девочки из подростковой группы в этом году заняли I место на Международном фестивале-конкурсе «Ритмы радости» в Харькове. Мы готовились, занимались, первый раз коллективом приехали, и сразу заняли I место.
Взрослая группа у нас работает несколько специфически. Я по образованию медицинский психолог, и системный семейный терапевт, и знаю, что через танец снимаются многие блоки и зажатости. Индийский танец включает в себя и технику, и сценическое мастерство, и психологический рост. Выходит, что через практику танца и использования некоторых методик, я оказываю психологическую помощь. Как, чем помогаю, насколько хорошо, лучше спросить у группы. Я слова благодарность слышу часто (улабается).
— А как попасть к тебе на занятия? Есть ли какие-то ограничения, в том числе возрастные?
— Нет, абсолютно. Если нет жестких медицинских противопоказаний – предынфарктное состояние, например, и есть желание, то заниматься танцами можно и нужно!
Конечно, если начать заниматься после 40 лет, о сцене думать не придется. Но для здоровья, общего тонуса, раскрепощения, заниматься индийскими танцами показано и полезно.
— Были какие-то яркие, может курьезные случаи в твоей практике?
— Я помню, ко мне пришла женщина, ей было далеко за 40-к, и у нее было острое воспаление бедренного сустава. С помощью занятий танцами (она это где-то прочитала), она хотела вылечить воспаление. Я ей посоветовала все же вначале снять острый процесс, и приходить ко мне тогда, когда процесс станет хроническим (не смеется – авт.).
— Скажи, это ты так пошутила, или действительно с помощью танца можно лечиться?
— В хобби-классе женщины, можно сказать, «лечаться». Точно – восстанавливаются. Я веду процесс, конечно, отвечаю за безопасность. У меня есть на то образование, начальное медицинское, я – массажист, и вижу, в каком состоянии находится человек, как работает его позвоночник, мышцы… И «восстановительный процесс» касается любого возраста. Например, ко мне пришла девочка 14 лет, я на нее смотрю, и понимаю, что передо мною – Буратино! А она хочет на сцену. И она это сделала! За два года занятий она сильно изменилась, стала плавной, женственной.
Со старшей группой еще показательнее. Женщины возраста мудрости знают себя, свое тело, что могут себе позволить, что нет. Но постепенно они позволяют то, что не делали никогда в жизни. Например, стойку на голове. Причем, это упражнение не входит в обязательный комплект танцевальной разминки. Но если есть жалобы на плохое поступление крови к голове, в целом есть ко мне запрос «что-то с этим сделать», и нет противопоказаний (кроме стереотипа и страха), мы постепенно, очень плавно нарабатываем подобную технику. И вместе наблюдаем, как позитивные изменения входят в жизнь танцовщиц. Они с радостью делятся ими.
— А какие стили танцев ты преподаешь? И какие наиболее востребованы?
— Я преподаю многие стили и направления. Бхаратанатьям, Одисси, Народный индийский танец, и входящий в моду Болливуд (танец индийского кинематографа). Даю некоторые движения из Катхака. Для меня же самой ближе стиль Бхаратанатьям и именно ему я бы хотела посвятить всю себя, как только для этого появится благоприятная возможность.
— Если в детстве кумиры находились в индийских фильмах, то где сегодня черпаешь вдохновение? У кого учишься?
— Я люблю учиться и хочу учиться. И пытаюсь найти себе Учителя для дальнейшего развития. Вообще стараюсь не упускать возможность брать мастер-классы. Например, у Суджаты Мохапатра, Виталины Любач, Надежды Кавриги, Алины/Yasmin и др.
Что касается кумиров…. К счастью, они рядом. В нашей стране живет замечательная танцовщица – Анна Смирнова. Я давно хотела у нее заниматься, даже просто с ней познакомиться… Не знала, как…. И вот. В этом году, летом Анна приехала в Центр «Анаэль», мне было поручено ее встретить…. Мы провели много времени вместе. Она божественно танцует! Мне бы хотелось достичь хотя бы 10-й доли мастерства, которое есть у Анны. Таким образом, мне есть, кому подражать, и куда стремиться.
— обилие вращений вокруг своей оси, резкие переходы от движения к неподвижности прекрасно тренируют вестибулярный аппарат;
— движения рук и ног в танце построены таким образом, что они улучшают кровообращение и нормализуют артериальное давление;
— специально разработанная система движений для мелких частей тела, таких как пальцы рук и ног, шея, глаза, брови, активизирует связанные с ними участки мозга, в результате чего пробуждаются новые творческие способности;
— изучение сложных ритмов развивают концентрацию, внимание и умственные способности. _________________
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах