Зарегистрирован: 30.08.2009 Сообщения: 10233 Откуда: Russia
Добавлено: Вт Май 01, 2012 2:29 pm Заголовок сообщения: Ансамбль "Берёзка"
Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» — хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 году Надеждой Сергеевной Надеждиной, с июня 2000 года носящий имя его создателя — Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» им. Н. С. Надеждиной.
Название ансамбля взято от первой постановки русского девичьего хоровода «Берёзка» (1948) на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла…». Чуть позже Н. С. Надеждина скажет:
«В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или веселая пляска — поэтический образ русской девушки… Мы хотим, как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля».
Тридцать лет Надежда Сергеевна являлась художественным руководителем коллектива и от своих слов не отступалась никогда. Наверно, это тоже в какой-то мере объясняет феномен «Березки», которая очень быстро стала одним из своеобразных и прекрасных символов России. Первоначально коллектив являлся женским (до 1959 года) и первое выступление коллектива с одноимённым танцем состоялось в театре Эрмитаж в 1948 году и имело оглушительный успех. В дальнейшем Н. С. Надеждиной были поставлены такие шедевры русской народной хореографии как: Вальс «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Холостяки», «Сибирская сюита», « Ямщики», триптих «Русский фарфор», цикл хореографических композиций «Времена года» и другие. Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она — родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии
Выступления ансамбля «Берёзка» имели и имеют большой успех в России и в зарубежных странах.
После ухода из жизни Н. С. Надеждиной (1979) художественным руководителем коллектива стала М. М. Кольцова народная артистка СССР и Украины,профессор, которая бережно сохраняет творческое наследие основательницы ансамбля, успешно развивает его и преумножает . Ее постановки: хороводы «Радуга», «Кружевницы», плясовая «Раздольная», народная сцена «Петрушка», танцевально-игровое действо «Московский двор» — продолжение надеждинского стиля.
«Березка» давала концерты более чем в 80 странах мира: США, Япония, Франция, Южная Корея, Колумбия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Греция, Китай, Италия, Северная Корея, Турция, Швейцария,Бельгия, Хорватия, Сербия, Польша и др.
ru.wikipedia.org
Зарегистрирован: 30.08.2009 Сообщения: 10233 Откуда: Russia
Добавлено: Вт Май 01, 2012 2:30 pm Заголовок сообщения:
Участницы ансамбля «Берёзка» владеют секретом особого скользящего шага
Русский ансамбль «Березка» удивляет мир плавным шагом, секрет которого никто не может разгадать. «Березка» была создан в 1948 году хореографом Надеждой Надеждиной. С тех пор ансамбль побывал на гастролях в более 80 стран мира, пройдя более 47 тысяч километров своим загадочным шагом.
Каждый концерт «Березки» начинается с кругового хоровода, который выполняют особым, скользящим шагом. Особенность этого шага кроется в том, что создается впечатление, что танцоры стоят на месте, в то время, как сцена под ними движется. Рассмотреть движения ног не удается, поскольку девушки носят платья с удлинными юбками. Шаг, созданный Надеждиной, впечатляет завораживающей красотой и степенной грацией. Кажется, что даже платья девушек не колыхнутся в такт движениям.
Ходят слухи, что участницы ансамбля связаны обязательствами не раскрывать тайну завораживающего скользящего шага даже членам своей семьи. Нынешняя руководительница ансамбля «Березка», Мира Кольцова, сообщила «Никто не требует клятв, это было бы глупо. Людей завораживает духовность, которую выражает танец. Существует материальное и духовное. И последнее всегда перевешивает».
factroom.ru _________________ Happy Dancing!
Зарегистрирован: 30.08.2009 Сообщения: 10233 Откуда: Russia
Добавлено: Вт Май 01, 2012 2:45 pm Заголовок сообщения:
Чем ансамбль «Березка» покорил весь мир?
Н.Надеждина
Мира Кольцова
Надежда Сергеевна Надеждина давно обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре, отметила «задушевность» ее танца. Привлекала и внешность девушки. Голубоглазая Мира Кольцова с пшеничной косой была настоящей русской красавицей. Теперь надо было только уговорить девушку работать в их ансамбле.
А «превращать» балерин в «березок» Надежда Сергеевна уже научилась. Очень скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля.
Сегодня в коллективе около ста танцоров. Почти до последних дней своей жизни, три десятилетия Надеждина руководила «Березкой».
А начиналось все так…
Надя могла часами танцевать в школьном хореографическом классе. Она была невысокой, тонкой, пластичной. Когда начинала звучать музыка, ее воображение рисовало разные радостные картины. Ей казалось, что она не в холодной комнате для занятий, а где-нибудь на поляне, где множество цветов… Надя видела зеленый луг, в который хотелось упасть лицом…
Она родилась в Вильно (Польша) в 1908 году, 100 лет назад, в семье известной писательницы А.Я. Бруштейн. Когда дочь после окончания школы сказала, что хочет танцевать, мать нахмурила брови. Умная, талантливая, успехи по всем предметам. Какие танцы? И она строго сказала: «Нет». Потом, уже менее сурово добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся».
Но Надежда настояла на своем. Она стала ученицей известного педагога А.Я. Вагановой в балетной школе Петрограда. Девушка ежедневно оттачивала свое мастерство, умела, как никто другой, донести «смысл» каждого движения танца до зрителей. Уже к концу обучения стало ясно, что Надю ждет большое будущее. И педагоги в ней не ошиблись. Уже на первом экзаменационном показе ей предложили работу в Большом театре.
Она летела домой как на крыльях. «Мамочка, – радостно воскликнула Надя, – я уезжаю в Москву. Я – артистка балета!» Александра Яковлевна грустно спросила дочь: «Значит, твоя мечта сбылась?» Надежда опустила голову, задумалась на мгновение, потом уверенно ответила: «Сбудется, обязательно сбудется».
9 лет упорного труда в Большом театре принесли результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера», «Раймонда»... Ее страсть к танцам была оценена по достоинству. Она перетанцевала в театре русские, украинские, испанские, венгерские танцы. Актеры сбегались посмотреть, как лихо девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы.
В 1941 году Надежду попросили поработать в коллективе ансамбля Сибирского военного округа в качестве художественного руководителя. Дело это было для нее новое и ответственное, но она справилась, хотя больше приходилось заниматься хозяйственной работой, а не творческой. А спустя 3 года, когда Надежде исполнилось 35 лет, ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады. Она с присущей ей энергией и неутомимостью практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар. Казалось, что все в ее жизни складывалось удачно. От гастролей нет отбоя, зрители принимают новый коллектив на «Ура!», цветы, аплодисменты, поклонники…
У нее молодой и талантливый муж, но уже известный художник, график В.В. Лебедев, в свое время сотрудник «Сатирикона», один из основателей «Окон РОСТА». С ним Надежда познакомилась в Москве, когда играла в Большом театре.
И тут долгожданный сюрприз. В коллективе народного хора г. Калинина (Тверь) не было руководителя для постановки танцев. Надежду пригласили поработать, и она согласилась. Впервые она должна была работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом. Потом Надежда не раз благодарила судьбу за столь щедрый подарок. Несколько лет подряд она ездила из Москвы в Калинин и обратно, мысленно «протанцовывая» все фрагменты движений.
И опять был грандиозный успех, залы, полные зрителей, хвалебные статьи в газетах …
Но она была не она, если бы не решилась сказать себе, что давно готова работать самостоятельно, с собственным коллективом. «В 40 лет все начинать с нуля? – спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды, – зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?» Только муж Владимир Васильевич радостно заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».
Теперь она целыми днями пропадала в учебных заведениях, танцевальных коллективах, по «крупицам» собирала свой коллектив. И вот в 1948 году впервые на сцену театра московского сада «Эрмитаж» вышли 16 статных девушек в красных сарафанах с платочками в руках и веточками березы. «Хоровод» зрители приняли с радостью. Всех покорили лиричность, неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» Надежды. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина.
Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сиюта», «Сударушка» и многие другие были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Трудно было поверить, что это не сцена вращается, а танцуют девушки. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров. Со временем появился и свой оркестр народных инструментов...
Мира Кольцова, народная артистка РФ, художественный руководитель Государственного хореографического ансамбля «Березка» им. Н. Надеждиной отметила в этом году свой творческий юбилей – 50-летие. Из них вот уже почти 30 лет она руководит «Березкой».
Муж Кольцовой, Леонид Константинович Смирнов, является главным дирижером оркестра ансамбля. Сын Филипп – композитор, а внук оканчивает музыкальную школу. Неслучайно их семью все в ансамбле называют музыкальной «шкатулкой». В своей работе Мира Кольцова следует заветам своего Учителя – Надежды Надеждиной, которая всегда преклонялась перед русским фольклором. Постановки Кольцовой «Радуга», «Раздольная», «Кружевницы», «Петрушка» в исполнении ансамбля известны в 80 странах мира. Артисты «Березки» побывали в Италии, Греции, Аргентине, Чили, КНДР, Испании и Китае, а также в Польше, на Кипре.
Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию… В танцах актеров – русский нрав, сила и красота народа.
shkolazhizni.ru _________________ Happy Dancing!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах