Добавлено: Вт Янв 27, 2015 3:12 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Людмила Семеняка
Легенды русского балета. Людмила Семеня́ка
Людми́ла Ива́новна Семеня́ка (род. 16 января 1952, Ленинград, РСФСР, СССР) — советская российская балерина, одна из ведущих балерин Большого театра СССР, педагог, хореограф. Народная артистка СССР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Лауреат Премии имени Анны Павловой Парижской академии танца (1976).
Добавлено: Вт Янв 27, 2015 3:55 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Людмила Семеняка
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Премии имени Анны Павловой Парижской академии танца, лауреат международных конкурсов.
Людмила Ивановна Семеня́ка родилась 16 января 1952 года в Ленинграде.
Танцевальные способности и артистизм Людмилы впервые проявились в хореографическом кружке ленинградского Дворца пионеров.
В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени А.Я.Вагановой (ныне Академия русского балета им. А.Я.Вагановой), и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете "Щелкунчик" (постановка В.И.Вайнонена).
В 1970 году она окончила училище по классу Нины Викторовны Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=4608 ), и была приглашена в Театр оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский), где исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере", Ангела в "Сотворении мира" и занималась под руководством Ирины Колпаковой ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5864 ).
В 1972 году, после Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Людмила стала серебряным лауреатом, Юрий Григорович пригласил её в Большой театр.
В 1972 году артистка с успехом дебютировала в спектакле Большого театра "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского Дворца съездов в роли Одетты-Одиллии. Её наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая наиболее значительное влияние на творчество балерины.
Артистический взлёт Семеняки был стремителен и успешен. Юрий Григорович поручил ей весь классический репертуар и центральные партии во всех своих балетах. Среди её партий — Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка"), Раймонда ("Раймонда"), Сильфида ("Шопениана"), Балерина ("Петрушка"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин ("Легенда о любви"), Мари ("Щелкунчик"), Фригия ("Спартак"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Анастасия ("Иван Грозный"), Рита ("Золотой век"), шекспировские образы Леди Макбет ("Макбет", хореография Владимира Васильева ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5879 )), Геро и Беатриче ("Любовью за любовь", хореография Веры Боккадоро по мотивам комедии "Много шума из ничего"). За роль современницы Валентины в "Ангаре" А.Эшпая (по мотивам пьесы "Иркутская история" Александра Арбузова) Л.И.Семеняка удостоена Государственной премии СССР(1976).
Балерина успешно гастролировала на лучших сценах мира. Её выступления стали событием в Париже, Лондоне, Стокгольме, Токио, Нью-Йорке, Праге, Будапеште и многих других городах. В том же 1976 году она завоевала первую премию и золотую медаль Первого международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручил ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.
В 1986 году ей присуждают звание Народной артистки СССР. В том же году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию Evening Standart за лучшие достижения в области хореографического искусства.
Людмила Семеняка — первая исполнительница партии Роксаны в балете Ролана Пети "Сирано де Бержерак" на музыку М.Констана, перенесенного на сцену Большого театра в 1989 году, а также партии Сони Мармеладовой в балете "Преступление и наказание" на музыку Аарво Пярта, поставленного для балерины хореографом Май Мурдмаа в 1990 году в театре "Эстония" (Таллин).
Знаменитый английский критик Клемент Крисп писал о Семеняке: "Это классический танец в его величии и чистоте, изысканная техника, соединенная с необыкновенной выразительностью. Её искусство имеет безупречную родословную, является частью живой традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан каждый её жест".
Стиль Семеняки называют балетным бельканто: самые виртуозные хореографические пассажи она исполняет легко и четко, будто они поставлены специально для неё. Восхищаясь безупречным сложением балерины, критики особенно ценят в её танце естественность манер, свободу, с которой она пользуется природными данными и техникой в танце, а также органичное сочетание безукоризненного петербургского академизма с яркой эмоциональной манерой московского исполнительства. Когда Семеняка появляется на сцене, сквозь публику будто проходит электрический разряд, заставляющий следить за каждым движением балерины.
Семеняка — разноплановая артистка. Она продолжает традиции психологической школы русского театра, развивавшейся в творчестве Ермоловой, Шаляпина, Анны Павловой ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?p=57233 ), Станиславского, Улановой. Особенно близки Семеняке русские образы и основные мотивы русского искусства. Её героиням свойственны нежность, лиризм, лучистое озарение и в то же время стойкость, жертвенность, служение долгу.
Проработав 25 лет на сцене Большого театра, балерина продолжает расширять свой репертуар. В Петербургском театре оперы и балета имени Мусоргского она встречается с хранительницей датской хореографической школы Эльзой-Марианной фон Розен, которая передаёт Семеняке роль Сильфиды в одноименном балете Августа Бурнонвиля. В её репертуар входят Девушка ("Видение розы", хореограф М.Фокин), центральные партии в балетах "Серенада" и "Тема с вариациями" (хореограф Дж.Баланчин), Фанни Черрито ("Па-де-катр", хореограф Антон Долин, по мотивам Жюля Перро), Гран-па из балета М.Петипа "Пахита", "Лебедь" (хореограф М.Фокин), па-де-де "Лето" (хореограф К.МакМиллан), Дама сердца в "Фантазии на тему Казановы" (хореограф Михаил Лавровский) и Джульетта в прославленной постановке "Ромео и Джульетты" хореографа Леонида Лавровского.
В 1999 году Людмила Семеняка дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.
Поддерживая связь с Большим театром, Людмила Семеняка гастролирует, участвует в крупных международных фестивалях в России и на Украине, успешно выступает во всех педагогических амплуа: дает уроки, мастер-классы, помогает балеринам готовить партии и конкурсные программы. Она — член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), международном конкурсе имени Ю.Григоровича "Фуэте Артека" (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (2000 и 2001), международного приза Benois de la danse (2000).
Драматический дар Людмилы Семеняки нашёл безусловное подтверждение на драматической сцене. В 2000 году в театре "Школа современной пьесы" специально для Л.И. Семеняки был поставлен спектакль "Прекрасное лекарство от тоски" по пьесе Семена Злотникова, где её партнером выступил Альберт Филозов.
С её участием сняты фильмы-балеты: "Танцует Людмила Семеняка", "Монолог балерины", "Приглашает Людмила Семеняка", "The Bolshoi ballerina", "Моя Жизель", "Раймонда", "Спартак", "Каменный цветок", "Щелкунчик", и другие.
Её портреты писали выдающиеся живописцы эпохи, — например, Александр Шилов.
Дважды была замужем: за Михаилом Лавровским, за Андрисом Лиепой. Есть сын Иван.
В настоящее время Людмила Ивановна Семеняка работает педагогом-репетитором в Большом театре: среди балерин, которые под её руководством готовят партии, — одна из ведущих балерин Большого театра современности Светлана Захарова.
Добавлено: Вт Янв 27, 2015 4:05 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Людмила Семеняка
Людмила Семеняка родилась в Ленинграде. В 10 лет поступила в знаменитое Вагановское училище, а через два года уже танцевала Машу в "Щелкунчике". Людмила Ивановна постоянно вспоминает родной город, любимую школу и те два года работы в Мариинском - тогда Кировском - театре, с которых и началась ее стремительная карьера. Она уверена - в Москву ее пригласили во многом благодаря дальновидности репетитора Ирины Колпаковой.
"Она не танцевала "Лебединое", но дала мне выучить па-де-де Черного лебедя (Одиллии), и послала на всесоюзный конкурс. Тут меня увидел Григорович, и было принято решение перевести меня в Большой театр", - рассказывает Людмила Семеняка.
Она почти сразу же получила признание труппы - говорят, это самое сложное, важнее, чем оценки руководства театра, критиков, публики. "Хорошая форма, хорошая выучка, легкость. Она сразу же вошла в репертуар", - вспоминает народный артист СССР Николай Фадеечев.
Обладая природными данными и прекрасной школой, Семеняка сразу же стала танцевать на сцене Большого все классические партии - Аврора, принцесса Флорина, Одетта-Одиллия. Но она не стала бы большой артисткой без невероятного стремления к совершенству, без умения, как губка, впитывать все лучшее, что видела и слышала.
Совсем юной она стала женой Михаила Лавровского - вот они танцуют в балете "Спартак". Семеняка вошла в театральную семью, где каждый вечер говорили о балете. "Конечно, я на нее влиял, она девочкой попала в Большой, и мы объединились. Отношение актера к искусству, что правильно - вот что я Люде говорил", - рассказывает народный артист СССР, балетмейстер Михаил Лавровский.
Людмила Семеняка была идеальной танцовщицей для постановок Юрия Григоровича - тогда он был главным балетмейстером Большого театра. Она танцевала все сольные партии в его балетах – "Спартак", "Легенда о любви", "Золотой век", "Каменный цветок". Семеняка работала как серьезная драматическая актриса над характерами своих героинь. Она даже сама делала грим. В балете "Ангара" Семеняка не танцевала - играла Валентину. Для создания выразительного образа разбитной девицы не пожалела волосы - выжгла их перекисью водорода.
Ей постоянно задают вопрос - не хотела ли она в советские времена остаться на Западе. Людмила Ивановна всегда отвечает: так хорошо как в Большом, ей не было бы нигде. Педагог репетитор - сама Галина Уланова. Столько ролей, разных постановок, гастролей. И, не без кокетства замечает балерина, столько партнеров! "100 человек - могла бы в книгу Гиннеcса войти!" - говорит она.
Людмила Ивановна - одна из самых интеллектуальных русских балерин. Она говорит на хорошем русском языке - сейчас это редкость. Успевает все - пишет либретто, придумывает и рисует театральные костюмы, ставит спектакли. И каждый день приходит в Большой, которому отдано 40 лет жизни.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах