Добавлено: Пн Июн 09, 2014 4:14 pm Заголовок сообщения: Фильмы о танце. Фуэте. 1986
Фильмы о танце. «Фуэте». 1986
«Фуэте́» — музыкальный художественный фильм в жанре драмы российских кинорежиссёра Бориса Ермолаева и режиссёра-балетмейстера Владимира Васильева, вышедший на экраны в 1986 году. Кинокомпания «Ленфильм», продолжительность 100 минут.
Краткое содержание. …Балерина Елена Князева накануне своего пятидесятилетия готовится к участию в постановке новаторского балета-спектакля «Мастер и Маргарита». Но неожиданно балетмейстер отдает роль молодой балерине. Преодолев отчаяние, Князева начинает работать с ученицей над образом Маргариты…
В главных ролях: Екатерина Максимова, Валентин Гафт, Владимир Васильев.
В фильме звучит музыка композиторов И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, П. И. Чайковского, О. Каравайчука, А. Болчева, стихи Валентина Гафта.
«Прекрасная „голгофа“ балета никогда ещё не была показана с такой силой и правдой, как в этом фильме. Муки труда и творчества огромны, почти непереносимы, смертельны. Но та же Спесивцева когда-то записала в своём дневнике: „Не от танцев помрёшь, оставишь их — и ничего не будет, и ты ничья, и от тебя, и тебе“. Это ощущение пронизывает фильм, все судьбы в нём. Возникает ещё одно трагическое ощущение: неизбежность ухода, конца, мысль о том, какой в этом уходе найти выход. Напряжённость балетных будней показана в фильме с такой достоверностью, что один интеллигентный, но далёкий от балета зритель спросил меня: „Что это — хроника, документальные съёмки?“.» (Б.А.Львов-Анохин, театральный режиссёр, театровед, балетовед).
Добавлено: Пн Июн 09, 2014 4:27 pm Заголовок сообщения: Фильмы о танце. Фуэте. 1986
Случайно на просторах Интернета встретила совершенно потрясающее описание фильма «Фуэте́»:
Нет, это не фильм-балет в привычном значении слова. И не просто абстрактный фильм о жизни театра, которые снимают периодически. Я считаю «Фуэте» явлением уникальным: это история о балете, снятая людьми балета. Когда Владимир Васильев снимает кинокартину в качестве сорежиссёра, а главную роль прима-балерины в ней играет Екатерина Максимова… Ценителю балета не нужно объяснять, что значат эти имена. И какой уровень художественного мастерства они гарантируют.
Фильм «Фуэте» появился как-то тихо в 1986 году. И всё так же тихо существует до сих пор, имея крайне немногочисленных, но верных поклонников. Решив навестить его страничку на сайте IMDb, я не слишком удивилась, что в голосовании приняло участие всего десять человек. Но была поражена тем, что итоговый рейтинг составил 5,6 балла. Как же так?! И это за фильм, который я считаю образцовым произведением искусства?
Право, иногда я не понимаю людей.
Давайте я расскажу вам о «Фуэте». Быть может, кто-то ещё проникнется и захочет его увидеть? Это так несправедливо, что люди тратят столько времени на какого-то дурацкого индиану джонса, оставляя без внимания отечественные киношедевры.
Фильм о Художниках и Творцах. Фильм об Искусстве. Фильм о балете. Не может быть, чтобы это было не нужно людям!
Ведь «Всё начиналось с фуэте…» (С)
Ленинград, крупный театр, прима-балерина.
Елена Князева (Екатерина Максимова), танцовщица с огромным стажем, имеющая все мыслимые звания и награды, подходит к опасному жизненному рубежу. Да, танцуют и в пятьдесят, такое случается. Но ведь нельзя безнаказанно десятилетиями работать на износ. Усталость накапливается, тело начинает подводить, душа леденеет и перестаёт вообще что-либо чувствовать. Жизнь кажется тупиком. Да, со стороны всё выглядит идеально: любящий муж, ведущие роли, непререкаемый авторитет в театре… Но в душе что-то надломилось, и весь мир подёрнулся серой дымкой. Ах, балет, искусство юных!
Сколько десятков глаз внимательно следят за стареющей примой? Сколько молодых балерин ждут момента, оказии, первой же ошибки?
Трёхсотый, юбилейный спектакль «Лебединого озера» - как рубеж. Знаменитые тридцать два фуэте второго акта – как Голгофа. Вся труппа собралась за кулисами в чаянии События: упадёт? не упадёт? На последней репетиции великая Князева так и не сумела докрутить фуэте до конца.
«Ах, только б не остановиться…» (С)
…Прежде всего этот фильм – о закулисье. О той страшной, изнуряющей работе, которая скрыта от нас, зрителей. И это милосердно. Ибо невозможно всерьёз верить в лёгкость и порхание по сцене, если знаешь, как они обеспечиваются. И чего это стоит…
Нам показали оборотную сторону медали. Как укрепляется духом и телом немолодая, очень усталая женщина. Как она перед спектаклем, сосредоточенная до полной потери связи с реальностью, разрезает людские волны поклонников и коллег, окружённая коконом сосредоточенного безмолвия. Как она в мишурном блеске театрального костюма выходит на сцену в перекрестье тысячи глаз… чтобы явить Чудо. Чтобы блестяще станцевать, чтобы восхитить зрительный зал, чтобы улыбнуться Нужным Людям и замолвить несколько слов за будущий спектакль.
А потом окончательно рухнуть в пучину депрессии.
Новый спектакль, который был задуман так давно, роль в котором должна была стать Ролью её жизни… Спектакль состоится, но без неё. Балетмейстер (Владимир Васильев), давний друг и соратник, сказал в лицо, что она уже не та. Что спектакль ставился на другую Князеву, которой больше нет. И что он отдаёт её роль молодой и талантливой балерине.
…А ставить они собирались «Мастера и Маргариту»…
Я не стану пересказывать подробно весь сюжет, хотя могла бы. Только пунктиром, самое главное.
Великая Князева уходит из театра, она покидает его без сожалений – почти. И только для того, чтобы вскоре вернуться в новом качестве. Балетмейстер сам умоляет её о помощи – стать педагогом-репетитором. Обучать свою соперницу… И Князева соглашается, ибо для истинного Творца нет ничего выше Искусства. Спектакль прежде всего!! Но не для избалованной девочки, гордой скороспелым выдвижением в солистки. Как сможет станцевать Маргариту это молоденькое существо, ничего ещё в жизни не видевшее, ничего не пережившее? Как?!!
А в душе истинной балерины тем временем идёт сложная подспудная работа. Образ Маргариты преследует её, вторгается в сны, полные причудливых пластических этюдов. Фоном идут фрагменты спектакля, хоралы Баха, пронзительный вокализ.
Старая балетная мудрость: «Когда приходит понимание, уходит прыжок» (Ц)
К моменту генеральной репетиции выясняется, что юное дарование предпочло балетный конкурс и почти неминуемое лауреатство напряжённой подготовке к спектаклю. Балерина второго состава… На то он и второй. И что же остаётся постановщику, как не падать в ноги к им же обиженной женщине и умолять вернуться. Вот только стоит ли соглашаться снова выходить на сцену…
Уходя – уходи.
Но не беспокойтесь, в итоге Маргарита выйдет на подмостки. И проведёт бал Сатаны так, что вы почувствуете: эта – настоящая. Странно сравнивать полномасштабный сериал по «Мастеру и Маргарите», снятый пару лет назад, с отдельными балетными сценами на ту же тему, снятыми лет двадцать как, но я это сделаю. Максимова – Маргарита, без сомнений. А ту девочку, что снялась с помпой в сериале, я уже забыла.
Вся «реальная» сюжетная линия фильма перемежается сценами из непоставленного спектакля, которые не оставляют героиню. Пилат… Мастер… Она сама, Маргарита… Отчаяние, нежность, безнадёжность и покорность судьбе. Изысканная красота танца, Моцарт и Бах, библейские мотивы.
Постановщик всех балетных номеров – Владимир Васильев.
Вернусь к тому, с чего было начато. «Фуэте» - не просто фильм о балете. Это уникальная картина, в которой Великая играет Великую. Екатерина Максимова, «мадам Нет» русского балета, женщина настолько закрытая, что о ней практически нет информации – даже в Википедии. Но зато у нас есть этот фильм! И достаточно посмотреть в глаза его главной героине, чтобы понять: так нельзя сыграть. Так можно только прожить. Всю отпущенную Богом жизнь.
Вы действительно уверены, что не хотите это увидеть?
Добавлено: Пн Июн 09, 2014 5:16 pm Заголовок сообщения: Фильмы о танце. Фуэте. 1986
Ещё из отзывов:
Кое-что непонятно, он немного не такой фильм, как все, это надо понимать.
О режиссёре-постановщике Борисе Ермолаеве Е. С. Максимова писала, что это был человек очень влюбленный в балет – смотрел балет, влюблялся исключительно в балерин и, говорили, дома тайком занимался балетом.
Фуэте проходи через всю картину. Репетиция, трехсотый конкурс в Москве – как персонаж, хоть и неживой.
Начинается фильм с пробуждения Елены Князевой, прима-балерины Кировского театра. Она вытягивает ногу из-под одеяла, пальцы забинтованы – заживляющий компресс. Квартира богато обставленная, просторная. всюду – ее фотографии и балетные туфли. Даже собака приносит ей не тапочки, а пуанты к кровати. Станок, специальная площадка прямо в комнате. Душ, скудный завтрак, суетливая помощница. Муж привык заботиться о себе сам, ушел на работу, она, игнорируя поклонниц, спешит в театр.
Там класс, коллеги, их оценивающие взгляды. Массаж, репетиция - неудачная репетиция накануне юбилейного спектакля. И все это в безмолвии, механически - когда-то установленный порядок, от которого теперь пустота. Мне больше всего нравится первая часть – когда танцуют «Лебединое озеро». В фильме присутствует мой любимый дирижер Евгений Колобов. Именно его «вариант» «Лебединого», то как он дирижирует мне нравится больше всего. Увертюра начинается, но под музыку мы видим не сцену, а закулисье – разные лица, разные характеры, оборотная сторона.
Потом темпы нарастают, разбивается зеркало у Князевой. Сильный момент. Кстати, у нее очень красивая Одетта. Костюм как влитой, макияж потрясающий, какой-то белый, очень красиво. «У нее настроение – мрамор» - шутят артистки. Да, все делается механически, без эмоций, но отточено, безупречно. Очень волнительный момент - 32 фуэте – как доказательство и себе и другим своей силы, несгибаемости.
Потом – удар, слова Новикова, ночной поезд. Встреча с подругой в Москве. Ее играет Алла Осипенко – еще одно открытие – у нее замечательный голос, она очень хорошо сыграла. Делая вид что счастлива и не жалеет об уходе, она в конце концов срывается, плача говорит – «Что бы ни случилось не бросай сцену. Без этого нет жизни. Без этого ничего нет». – Это вообще, одна из главных мыслей фильма. Или: «Вся наша жизнь похожа на фуэте – сначала долго вертишься на одном месте, потом быстро, быстро начинаешь сходить» - тоже запомнилось. Она ушла, стала репетитором. А душа постепенно оттаивает, кризис отступает, снова жажда творчества..
Ксану сыграла Наталья Большакова - ленинградская балерина, тоже замечательная. Ее героиню и жаль, и можно понять. Константин Заклинский мне понравился, особенно фраза его героя на худсовете «7:7, как в плохом футболе» - этот артист и в жизни, говорят, такой же юморист. Артисты все почти ленинградские, труппа кировского.
В. Гафт, его стихи, его вездесущий герой,– он повсюду, и кажется что он один ее понимает, но не надоедает ей – просто где-то всегда рядом.
У Васильева очень смешная прическа. Его герой вообще не самый симпатичный человек. О. Самошина – такая молодая там. А. Ливанов сыграл любящего мужа, весьма порядочного человека. А. Кабарова со своей царственной осанкой, Е. Дмитриева.. – вот о ней ничего совсем не знаю.
Вторая часть посвящена созданию балета «Мастер и Маргарита», мне, если честно, он не очень нравится. Некрасивые костюмы, хореография, музыка бала навязчивая, ну кроме сцен в пустыне. Там и музыка красивая и играет замечательно Екатерина Сергеевна. Князева – она во многом меня восхищает – ее поведение, манера говорить, серьезность, напряженность – переживая что-то в себе, она оставаётся непонятной.
Краткое содержание. …Балерина Елена Князева накануне своего пятидесятилетия готовится к участию в постановке новаторского балета-спектакля «Мастер и Маргарита». Но неожиданно балетмейстер отдает роль молодой балерине. Преодолев отчаяние, Князева начинает работать с ученицей над образом Маргариты.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах