Добавлено: Вс Июн 15, 2014 4:25 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Галина Мезенцева
На фото: Галина Мезенцева в хореографической миниатюре «Умирающий Лебедь» К. Сен-Санса, хореография М. Фокина:
В 1990—1994 годах Галина Мезенцева работала приглашённой балериной в Национальном балете Шотландии (Глазго). Работала приглашённой балериной в самых различных балетных труппах мира. Также занимается преподаванием балетного искусства. Живёт в США, часто бывает в Лондоне.
Западная пресса отзывается о таланте Мезенцевой таким образом, что она — последняя величайшая русская балерина, представляющая эстетику классического петербургского стиля, которая на Западе уже практически не существует вообще, а в России — тоже начинает исчезать.
На фото: Галина Мезенцева в хореографической миниатюре «Умирающий Лебедь» К. Сен-Санса, хореография М. Фокина.
Добавлено: Вс Июн 15, 2014 4:49 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Галина Мезенцева
Галина Мезенцева
Поступив в Вагановскую балетную академию, Галина Мезенцева подавала большие надежды и была принята в труппу Кировского театра, где, пройдя школу кордебалета, заняла ведущее положение. Получила звание лауреата Международных балетных конкурсов в Москве и Японии, стала заслуженной, а затем и народной артисткой России. Завершив карьеру в Мариинском театре, продолжила работу в Америке.
Танцевала преимущественно классику, так и не дождавшись «авторской» роли в новом спектакле, отвечающей масштабу её дарования. Мезенцева на первых порах охотно сотрудничала с начинающим хореографом Александром Полубенцевым, участвуя в его экстравагантных студенческих опытах, однажды выступила в балете Бориса Эйфмана «Мастер и Маргарита». Не проявила должной инициативы, чтобы расширить репертуар, и, по всей видимости, не особенно тем тяготилась. Её разноплановый репертуар был столь обширен, что на эксперименты, должно быть, не оставалось ни времени, ни сил. К тому же, перенесла тяжёлые травмы ног, операции, долгое и мучительное возвращение в строй.
Мезенцевой природа дала всё необходимое, чтобы занять место на балетном Олимпе. Балерина не просто отличалась от всех. По складу дарования она могла быть причислена к высшей петербургской балетной «аристократии», которую в ХХ веке открыло имя Анны Павловой. Дебют в «Лебедином озере» (1973) позволил критикам увидеть в начинающей балерине преемницу уникальной Аллы Осипенко, покинувшей Кировский театр в 1971 году. Некоторые погрешности исполнения не мешали оценить изысканную красоту и одухотворенность новорожденной балерины, ощутить незаурядность её личности.
Масштаб этой личности прежде всего сказывался в понимании сути балета и собственной роли. Одетта представала у Мезенцевой героиней романтической трагедии. Сказочная дева-лебедь с гордым достоинством принимала выпавшую ей судьбу. Встреча с принцем вносила смятение, искушала несбыточными надеждами, но исход событий для этой Одетты был предрешён. В знаменитом адажио с принцем Мезенцева танцевала не зарождающуюся любовь, но скорбную исповедь. Притом её героиня не допускала ни капли чувствительности и не ждала ответного сочувствия. Лицо танцовщицы было спокойным, едва ли не бесстрастным, а в пластике отсутствовали почти непременные для иных исполнительниц интонации нежности и печали. Певучесть линий, патетика воздушных взлетов не отменяли настороженной «закрытости» героини. Танец же был столь академически строг и совершенен по форме, столь благороден по строю чувств, что Лебедь Мезенцевой воспринималась олицетворением Красоты.
Музыка Чайковского, подчиняясь романтическому сюжету, предписывала Одетте гибель в столкновении с силами зла. Иначе и быть не могло, когда волю этих сил вершила Одилия Мезенцевой. Отбросив уловки обольстительницы, балерина варьировала тему победоносной властности. Её ослепительная Одилия кружила по сцене черным смерчем, ни на минуту не теряя контроля за происходящим. Она не уступала Одетте утончённой красотой и царственной статью, но секрет её магнетизма составляли уверенный расчет и дьявольская воля. Лишь иногда Мезенцева выплескивала темперамент, как тореадор внезапно раскрывает красное полотнище, и тут же гасила чувственный порыв. Она весело разыгрывала партию, итог которой был предрешён, а добившись цели, скрывалась столь же стремительно, как появилась.
Невольное предательство избранника Одетта Мезенцевой переносила стоически. Ни упреков, ни стенаний, ни сожалений, только скорбное принятие неизбежного. Последнее адажио с принцем звучало как прощание навек, но и здесь балерина исключала сентименты, лишь иногда задерживала взгляд на партнере, пристально всматриваясь в его лицо. Но линии танца были все так же идеально чисты, взмахи рук-крыльев царственно-величавы, арабески стрельчатых «готических» очертаний — фантастически прекрасны. Не оттого ли, вопреки драматизму ситуации, Одетта Мезенцевой не выглядела ни жертвой, ни страстотерпицей, а, как и прежде, героиней лебединого мира? Да и могла ли покинуть этот волшебный мир его живая душа — Одетта?
Своеобразным эпилогом «Лебединого озера» обернулся концертный номер «Умирающий лебедь», становившийся в исполнении Мезенцевой «гвоздем» любого концерта. Гениальная миниатюра Фокина получила конгениальное воплощение. В сущности, Мезенцева вернулась к тому, что изначально сочинил хореограф, изобразивший скольжение Лебедя по глади вод. «Умирающим» Лебедя сделала Анна Павлова, для которой номер и был поставлен. Её преемницы развивали найденное, варьируя по собственному вкусу и первоначальную хореографию. Свой вариант танцует и Мезенцева. Глаз знатока высмотрит рудименты прежних редакций, но всё равно номер кажется первозданным. Следует оговорить, что таким он стал не сразу. Стоит сравнить видеозапись 1981 года (телефильм «Балерина Галина Мезенцева») с последними концертами балерины в середине 1990-х, и обнаружится такое же различие, как между черновыми набросками и завершённым произведением мастера. «Лебедь» — поучительная иллюстрация пройденного артисткой пути — от экспрессивной красочности к мудрой простоте.
В телефильме, снятом на пороге тридцатилетия Мезенцевой, её Лебедь восхищает бесконечным разнообразием и выразительностью пластики, живописующей клокотание чувств. По-своему этот Лебедь прекрасен. Но от всей этой роскоши Мезенцева последовательно избавлялась. Ушла патетика борьбы и страданий, пластика очистилась от изобразительных эффектов — порывистых и волнообразных извивов рук. Рисунок танца стал сдержанным и строгим, а ритм движений неспешным и слитным настолько, что весь номер воспринимается как пропетая на одном дыхании кантиленная мелодия.
О чем же поёт этот Лебедь? Нет, не о горестном расставании с миром и не о жажде жизни. Вернее, не только об этом — бренном, земном. Да и героиня Мезенцевой не просто Лебедь — условно-балетное изображение птицы, а нечто загадочное, подобное чеховской «мировой душе». Балерина вводит нас в сферу метафизическую, а как ей это удаётся, знает только она. Конечно, не последнюю роль в этом художественном колдовстве играет облик Мезенцевой: изысканный абрис фигуры, немыслимая красота любой её позы. Значима и её пластика — невероятно гибкие руки и торс — при каллиграфически безупречном танце. Но тайну превращения даже самой совершенной материи в субстанцию нематериальную объяснить невозможно: она равнозначна тайне таланта.
Интуиция (а она-то и есть показатель таланта) подсказала Мезенцевой непривычно замедленный темпоритм танца, его непредсказуемое течение, то вторящее музыке, то взаимодействующее с ней по принципу контрапункта. Уверенное мастерство (а без него на что способен талант?) обеспечило абсолютную свободу, с которой Мезенцева живёт в заданных композиционных рамках — «предлагаемых обстоятельствах» роли. Именно в сознании актрисы родилась многозначительная поза-«жест», звучащая как вопрошание Неба, как обращение к Творцу. Балерина намеренно длит эту позу, возникающую в самом зачине номера, чтобы повторить её в разных ракурсах снова и снова, сделав образно-смысловым лейтмотивом танца.
Мезенцева танцует, импровизируя, отдаваясь настроению минуты, наслаждаясь артистической свободой. Однако драматургический каркас номера выстроен ею прочно, с безошибочным ощущением формы и логики. Неоднократно выверены и движения рук, которые в старину назвали бы «целой хореографической поэмой», и это не было бы ни дежурным штампом, ни преувеличением.
Руки Мезенцевой, её пластика, действительно, явление уникальное. Природа соединилась здесь с художественным чутьем и осознанным культом красоты. Воспитанию этих качеств помогли преподаватели Ленинградского хореографического училища имени Вагановой — Н. В. Беликова (выпускавшая Мезенцеву), Е. В. Ширипина (занимавшаяся с ней в классе усовершенствования) и её театральный педагог-репетитор О. Н. Моисеева. Мезенцева получила из её рук весь классический репертуар, а с ним — умение строить сценический образ, исходя из его поэтической сути, содержащейся в музыке.
Многие находили, что Мезенцева напоминает наставницу манерой танца и даже чертами лица. Сходство можно было обнаружить и в подходе к хореографическому тексту партий — ответственному и строгому, исключавшему какую-либо «отсебятину»: произвольные акценты, неоправданно расточительную нюансировку ради самовыражения во что бы то ни стало. Любую партию Мезенцевой отличали чистота строя и классическая ясность формы, что не мешало ей быть узнаваемой, ни на кого не похожей с первого появления на сцене. Своё — «мезенцевское» — заключалось в интенсивном проживании роли, музыкальной отзывчивости, сообщавшими каноническим текстам высокий эмоциональный тон.
Мезенцеву любили зрители, у неё было множество почитателей, её имя на афише гарантировало переполненный зал. Но вот минуло несколько лет после её последнего выступления в Петербурге, и эпоха Мезенцевой оказалась почтенным прошлым, волнующим преданием. Что ж, таков неумолимый закон театра, который живёт настоящим и носит на руках сегодняшних кумиров. По счастью, остались видеозаписи фрагментов мезенцевских партий, есть телефильм «Незнакомка» по драме Блока, где Мезенцева играет заглавную роль, есть видеозаписи балетов «Лебединое озеро» и «Жизель». Но только в памяти очевидцев будут храниться её Аврора и Фея Сирени, Раймонда и Китри, Зарема и Хозяйка Медной горы, Эгина и Девушка в «Ленинградской симфонии».
Такова же и участь трёх артистических шедевров Мезенцевой — Никии в «Баядерке», Мехменэ-Бану в «Легенде о любви» и Эсмеральды в «Соборе Парижской Богоматери». Петипа, Григорович, Ролан Пети — хореографы с собственным миропониманием и стилем — высказались о главных ценностях жизни с шекспировским размахом. Нравственный пафос этих великих спектаклей вдохновил Мезенцеву, а хореография увлекла сложностью актерских, да и технических задач. Её незаурядные героини раскаляли атмосферу, оказываясь эпицентром трагедий. Жертвы людской злобы и собственных слабостей, они сгорали в пламени земных страстей, но не теряли чести и достоинства. Когда высокий дух поверженных, но не сломленных героинь Мезенцевой торжествовал под сводами театра, этот театр мог по праву называться великим.
Но достаточно было бы и одной работы балерины — гениального Лебедя, чтобы её имя встало в один ряд с самыми громкими именами: Анна Павлова, Марина Семёнова, Алла Шелест, Алла Осипенко — именно этой царственной ветви генеалогического древа балета под стать уникальный талант Галины Мезенцевой.
Ольга Розанова. «Галина Мезенцева и Татьяна Терехова: парный портрет». «Петербургский театральный журнал», № 32 (2003). (Отрывки из статьи о балерине Галине Мезенцевой). Источник: http://ptzh.theatre.ru/2003/32/75/
Добавлено: Вс Июн 15, 2014 5:46 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Галина Мезенцева
Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова в редакции К. Сергеева.
Спектакль ЛАТОБ имени С. М. Кирова, 1986 г., 142 мин., цветной.
Дирижёр: Евгений Колобов.
В главных партиях: Галина Мезенцева (Одетта-Одиллия), Константин Заклинский (принц Зигфрид), Эльдар Алиев (Ротбарт).
Добавлено: Вс Июн 15, 2014 5:55 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Галина Мезенцева
Балет «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции О. Виноградова. 1983 г., 108 мин., цветной.
Спектакль ЛАТОБ имени С. М. Кирова,
Дирижёр: Виктор Федотов.
В главных партиях: Галина Мезенцева (Жизель), Константин Заклинский (граф Альберт), Татьяна Терехова (Мирта), Геннадий Селюцкий (Ганс).
Добавлено: Вс Июн 15, 2014 6:26 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Галина Мезенцева
«Па-де-катр» Ц. Пуни, хореография А. Долина.
Исполнители: И. Колпакова (Карлотта Гризи), Г. Мезенцева (Мария Тальони), Г. Комлева (Люсиль Гран), Е. Евтеева (Фанни Черрито), 1982 г.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах