Добавлено: Сб Июл 12, 2014 8:56 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
Легенды русского балета. Марис Лиепа
Ма́рис-Рудо́льф Эдуа́рдович Лие́па (латыш. Māris Rūdolfs Liepa; 27 июля 1936, Рига — 26 марта 1989) — советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, актёр кино. Один из ведущих танцовщиков балетной труппы Большого театра в 60-х—70-х годах XX века. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).
Добавлено: Сб Июл 12, 2014 9:15 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
Марис-Рудольф Лиепа родился 27 июля 1936 года в городе Риге (Латвия). Он был вторым ребенком в семье Эдуарда и Лилии Лиепы. Его детство прошло в годы гитлеровской оккупации. Его отец в молодости пел в Либавском хоре, но потерял голос и работал мастером сцены в Рижском театре оперы и балета. И все же его склонность и любовь к пению осталась жива, именно поэтому дети росли в атмосфере, наполненной музыкой и песнями.
В их доме бывал директор театра Рудольф Берзинь, и он предложил Марису петь в хоре мальчиков в постановке оперы "Кармен". Так состоялся сценический дебют Мариса. Когда Марису исполнилось семь лет, он начал петь в хоре мальчиков Рижского театра оперы и балета. Но о балете он даже не думал. Мальчик рос слабым, худеньким, поэтому, по совету ещё одного друга отца Болеслава Милевича, родители отдали Мариса в хореографическое училище. И хотя мама Мариса мечтала, что ее сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на том, чтобы Марис продолжил занятия танцами, окреп и развился физически.
Сперва ему там не понравилось, тем более что он не видел результатов своего труда. Но потом учеников стали привлекать к участию в спектаклях. Это было уже интереснее. Только в апреле 1950 года, после поездки в Москву на Всесоюзный смотр хореографических училищ, Марис понял, что балет – это его судьба.
В училище педагогом Лиепы стал Валентин Блинов, в прошлом характерный танцовщик. Лиепе тоже прочили карьеру характерного танцовщика. В 13 лет Марис танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в "Бахчисарайском фонтане", сегидилью в "Дон Кихоте", китайского кули в "Красном маке", половецкого мальчика в опере "Князь Игорь", страшилище в "Аленьком цветочке". В "Ромео и Джульетте" Марис исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в биографии актёра было около сотни. Наряду с работой Лиепа занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевав титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции и радикулит.
Весной 1950 года несколько учеников, и в их числе Марис Лиепа, были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе с Галиной Ждановой и Интой Карулис он танцевал па-де-труа из "Щелкунчика" и "Мазурку" в постановке своего учителя Блинова. Рижское училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты.
На соревнованиях по плаванию он и был замечен отдыхавшими на Рижском взморье балетными педагогами из Москвы Е. Сергиевской и Н. Тарасовым. Эти педагоги способствовали переводу перспективного ученика Рижского училища в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 года, и два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Николая Легата.
Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться. И за два года учёбы Марис Лиепа не пропустил ни одного урока, аккуратно приходя за 10 минут до начала.
Также как и в Риге, в Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МХУ "Щелкунчик", а к выпускному концерту подготовил классические номера - па-де-де из балета "Дон Кихот" и партию Солора в акте "Тени" из "Баядерки". Это решило его дальнейшую судьбу – после выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком.
В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу.
Добавлено: Сб Июл 12, 2014 9:31 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
На фото 1: Марис Лиепа - Тотс. Балет «Сакта свободы» А.Скулте. Хореография Е.Чанге. Академический театр оперы и балета Латвийской ССР, 1955 г.
На фото 2 и 3: Марис Лиепа - принц Зигфрид. Балет «Лебединое озеро» П.И.Чайковского. Хореография М.И.Петипа в редакции В.П. Бурмейстера. Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. 1956 г.
По возвращении в Москву в 1956 году Лиепа получил партию принца Зигфрида в "Лебедином озере", возобновленном в канонической редакции Иванова-Петипа. Это была последняя партия, исполненная Лиепой в составе Латвийского государственного театра оперы и балета: летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы – Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (МАМТ). В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение. Первой партией в театре стал принц Зигфрид в новаторской для того времени редакции "Лебединого озера" балетмейстера Владимира Бурмейстера.
Сезон 1956-57 годов для танцовщика стал самым продуктивным из четырёх сезонов в МАМТ - Лиепа станцевал ещё три новых партии: Феба в "Эсмеральде", Конрада в "Корсаре" и Лионеля в "Жанне д'Арк" в хореографии В. Бурмейстера. В 1958 году артист подготовил партии Чабана в "Лесной фее" в хореографии А. Чичинадзе и Синдбада в "Шехерезаде" в хореографии В. Бурмейстера. Последней работой Лиепы в МАМТ стал Поэт в "Штраусиане" в хореографии В. Бурмейстера в 1959 году.
Летом 1960 года Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого театра в Польшу. На гастролях он станцевал партии в балетах "Тропою грома" в хореографии К. Сергеева, "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева ночь" из "Фауста" в хореографии Л. Лавровского.
После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-61 годов в партии Базиля в "Дон Кихоте" состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра. В этом сезоне Лиепа также станцевал Вакха в "Вальпургиевой ночи" и Ленни, чернокожего юношу, в балете "Тропою грома".
В 1961 году Лиепа подготовил и новые партии в классическом и современном репертуаре. Первой из этих партий стал Зигфрид в "Лебедином озере" в знакомой ему по гастролям с Плисецкой редакции Горского – Мессерера, а второй - Альберт в "Жизели". Эта роль стала этапной в его артистической карьере, именно за неё Лиепа впоследствии получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского. В этом же году Леонидом Лавровским впервые "на Лиепу" был поставлен балет - "Ночной город" на музыку Белы Бартока "Чудесный мандарин", в которой Марис станцевал партию Юноши.
Добавлено: Сб Июл 12, 2014 9:57 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
На фото: Марис Лиепа - Юноша. Балет «Шопениана» на музыку Ф. Шопена. Хореография М. М. Фокина. Большой театр, 1962 г.
1962 год был посвящён Лиепой ролям в советских балетах. Это была роль Георгия в "Страницах жизни" в постановке Л. Лавровского, роль Армена в "Гаянэ" в постановке В. Вайнонена и роль Спартака в оригинальной по пластическому языку версии "Спартака" А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона. За роль Спартака артист был удостоен памятной медали имени К. С. Станиславского. До сих пор Лиепа остался единственным обладателем этой награды среди артистов балета. Кроме современных партий в том же году Лиепа станцевал и классическую партию Юноши в "Шопениане".
В том же году у Лиепы и его второй жены, артистки Московского театра драмы имени А. С. Пушкина Маргариты Жигуновой, родился сын Андрис, а в 1963 году – дочь Илзе. Дети Мариса Лиепы – Андрис и Илзе – впоследствии тоже стали известными артистами балета. (Первой женой Мариса Лиепы была в 1956 году балерина Майя Плисецкая, но они прожили в браке всего 3 месяца, что не помешало им в дальнейшем сохранять хорошие отношения и танцевать вместе в спектаклях Большого театра). Позднее третьей женой Мариса Лиепы стала балерина Большого театра Нина Семизорова, на которой Марис женился в 1980 году, сразу после развода с Маргаритой Жигуновой. Марис Лиепа развёлся с Ниной Семизоровой в 1985 году. Четвёртая жена (в официальном браке не состояли) — Евгения Шульц, художник по костюмам, у них в 1979 году родилась дочь — Мария Лиепа. Также Марис Лиепа имел длительные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева.
1963 год стал в творческой биографии Лиепы годом "благородных" героев: он исполнил роль Принца в "Золушке" в постановке Р.Захарова, роль принца Дезире в "Спящей красавице" в постановке Л. Лавровского по произведению М. Петипа и А. Горского и Жана де Бриена в "Раймонде" в постановке Ю. Григоровича по произведению М. Петипа. В этом же году Лиепа создал одну из своих лучших ролей - Ромео в хореографической редакции Л. Лавровского "Ромео и Джульетта" на музыку С. Прокофьева.
1963 год стал для Лиепы началом педагогической деятельности. Он взял мужской класс в Московском хореографическом училище. С середины 1960-х годов наступил период творческой зрелости артиста, который совпадал с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера – Ю. Н. Григоровича.
Добавлено: Сб Июл 12, 2014 10:24 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
На фото 1 и 2: Джульетта - Марина Кондратьева, Ромео - Марис Лиепа. Балет «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева. Хореография Л.М.Лавровского. Большой театр, 1963 г. В 60-х годах XX века в Большом театре Марина Кондратьева и Марис Лиепа считались одним из самых лучших и красивых балетных дуэтов, наряду с такими звёздными дуэтами, как Екатерина Максимова и Владимир Васильев ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5879 ), Наталия Бессмертнова ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5863 ) и Михаил Лавровский. Одними из лучших балетов, в которых блистал дуэт Кондратьевой и Лиепы, были балеты «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Спящая красавица».
На фото 3 и 4: Ромео - Марис Лиепа, Джульетта - Раиса Стручкова ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5882 ). Балет «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева. Хореография Л.М.Лавровского. Большой театр, 1963 г.
Добавлено: Сб Июл 12, 2014 10:38 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
На фото: Принц Дезире - Марис Лиепа, принцесса Аврора - Марина Кондратьева. Балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Хореография М. И. Петипа в редакции Ю. Н. Григоровича. Большой театр, 1963 г. В 60-х годах XX века в Большом театре Марина Кондратьева и Марис Лиепа считались одним из самых лучших и красивых балетных дуэтов, наряду с такими звёздными дуэтами, как Екатерина Максимова и Владимир Васильев ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5879 ), Наталия Бессмертнова ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5863 ) и Михаил Лавровский. Одними из лучших балетов, в которых блистал дуэт Кондратьевой и Лиепы, были балеты «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Спящая красавица».
Добавлено: Сб Июл 12, 2014 10:49 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
На фото: Жизель - Наталия Бессмертнова ( 2 ), Марина Кондратьева ( 5 - 8 ), граф Альберт - Марис Лиепа. Балет «Жизель» А. Адана. Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа. Большой театр, 1961 г. В 60-х годах XX века в Большом театре Марина Кондратьева и Марис Лиепа считались одним из самых лучших и красивых балетных дуэтов, наряду с такими звёздными дуэтами, как Екатерина Максимова и Владимир Васильев ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5879 ), Наталия Бессмертнова ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5863 ) и Михаил Лавровский. Одними из лучших балетов, в которых блистал дуэт Кондратьевой и Лиепы, были балеты «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Спящая красавица».
Добавлено: Сб Июл 12, 2014 11:08 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
На фото: Красс - Марис Лиепа. Балет «Спартак» А. И. Хачатуряна. Хореография Ю. Н. Григоровича. Большой театр, 1968 г.
В 1965 году балетмейстер Юрий Григорович перенёс из Кировского (ныне - Мариинский) в Большой театр свою знаменитую постановку "Легенды о любви". В этом спектакле Лиепа создал одну из своих лучших ролей в советском репертуаре – Ферхада.
В сезоне 1964-65 годов в репертуар Большого театра вошёл экспериментальный балет-пантомима И.Стравинского "Сказка о солдате и чёрте" (постановка эстонского балетмейстера Энн Суве), в котором сочетались танец, пантомима, пение и слово. Начав репетировать роль Солдата, Лиепа по ходу репетиций "переключился" на многоликий образ Чёрта и "сделал" его центральным персонажем балета.
В течение шести лет артист занимался восстановлением легендарного фокинского балета "Виденье розы", премьера которого состоялась в 1966 году на Кубе, а в Большом театре спектакль включён в репертуар с 1967 году. "Звёздным" стал в биографии Лиепы стал 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Юрием Григоровичем специально для Лиепы. В 1970 году за роль Красса Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства - Ленинская премия. В 1977 году балетный спектакль "Спартак" был экранизирован на киностудии "Мосфильм".
Добавлено: Сб Июл 12, 2014 11:32 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
На фото: Дух (Видение, Призрак) Розы - Марис Лиепа. Балет «Видение (Призрак) Розы» на музыку К. М. фон Вебера. Хореография М. М. Фокина. Возобновление М. Лиепы. Большой театр, 1967 г.
На фото: Дух (Видение, Призрак) Розы - Марис Лиепа. Балет «Видение (Призрак) Розы» на музыку К. М. фон Вебера. Хореография М. М. Фокина. Возобновление М. Лиепы. Большой театр, 1967 г.
Добавлено: Сб Июл 12, 2014 11:51 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
На фото: Марис Лиепа - Гамлет. Телефизионный фильм-балет «Гамлет» на музыку Д. Д. Шостаковича. Хореография В. Е. Камкова. Производство ТО «Экран». 1969 г.
В 1969 году Лиепа снялся в роли Гамлета в одноименном телебалете "Гамлет" на музыку Шостаковича. В 1970 году артист станцевал в новой версии "Лебединого озера" Юрия Григоровича. Конец 1960-х и начало 1970-х годов стали периодом триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе в ведущих балетных странах - во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получил мировое признание. В 1971 году Лиепа был признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком года и награждён премией имени Вацлава Нижинского. В этом же году Лиепа снялся в главной мужской роли - Анри в телебалете "Имя твоё" на музыку Ф. Пуленка (хореография А. Лапаури и О. Тарасовой).
В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. После роли Зигфрида в "Лебедином озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил. Он репетировал, но не получил возможности станцевать Курбского в "Иване Грозном", не был занят и в новой версии "Раймонды". Новые роли на сцене театра после 1970 года Лиепа получал только в балетах других балетмейстеров, а "лицо" Большого театра по-прежнему определяли постановки Григоровича.
В 1972 году Марис Лиепа станцевал Вронского в премьере "Анны Карениной" на музыку Р. Щедрина в постановке Н. Рыженко и В. Голованова совместно с Майей Плисецкой, в 1974 году - Каренина в этой же постановке. Появление Лиепы в этом же году в роли принца Дезире в новой редакции "Спящей красавицы" Григоровича стало эпизодическим.
В 1976 (1977) году Марис Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра "Спартак" в роли Красса. В этом же году Лиепа был удостоен почетного звания народного артиста СССР.
В 1977 году Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре - принца Лимона в детском балете "Чиполлино" К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова.
На гастролях в Исландии Лиепа появился в партии Клавдио в балете "Любовью за любовь" в постановке В. Боккадоро, а в Дании – в роли Гирея в "Бахчисарайском фонтане". Однако в Москве на сцене Большого эти роли показать не удалось. В этом же году Лиепа вместе с Е. Максимовой снялся в популярном телебалете "Галатея" (хореография Д. Брянцева) в роли профессора Хиггинса. За вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.
В 1978 году Лиепа станцевал солиста в бессюжетном балете В. Васильева "Эти чарующие звуки", а в 1979 году на гастролях в Австралии - лесничего Ганса в "Жизели", однако зрители его Ганса на сцене Большого театра так и не увидели. Низкая занятость в текущем репертуаре Большого театра привела Лиепу к необходимости поиска нового репертуара вне театра. С 1977-го по 1979-й годы Лиепа подготовил и провёл свои творческие вечера в Центральном концертном зале "Россия", где исполнил роль Хозе в "Кармен-Сюите" А. Лемберга и впервые в СССР - па-де-де из балета "Сильвия" в постановке Ф. Аштона.
После опубликованной в 1979 году в газете "Правда" статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Юрием Григоровичем, около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра. В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году он станцевал Рогожина в "Идиоте" Бориса Эйфмана и солиста в его же "Автографах" вместе с Аллой Осипенко. В этом же году провёл творческий вечер в Большом концертном зале в Олимпийской деревне, завершил учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, поставил балет "Дон Кихот" и несколько балетных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета. Только через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра культуры СССР П. Н. Демичева 28 марта 1982 года состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра. Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора. Коллеги не желали или не могли противостоять Григоровичу. После "бенефиса" Лиепу вынудили уйти на пенсию. Артисту было 45 лет.
На фото:
Марис Лиепа - Каренин. Балет «Анна Каренина» Р. К. Щедрина. Хореография Н. И. Рыженко, В. В. Смирнова-Голованова, М. М. Плисецкой. Большой театр, 1976 г.
Марис Лиепа - Рогожин. В спектакле труппы Б. Я. Эйфмана «Новый балет». Балет «Идиот» на музыку П. И. Чайковского. Хореография Б. Я. Эйфмана. 1981 г.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах