Добавлено: Сб Июл 12, 2014 11:58 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Марис Лиепа
Уход из Большого театра не стал концом балетной и артистической карьеры Мариса. И в период работы в Большом театре, и после ухода он вёл обширную творческую деятельность за пределами театра. С 1963-го по 1980-й годы Лиепа преподавал в Московском хореографическом училище, выпустил один мужской класс (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Борис Акимов), затем вёл класс поддержки. Артист активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил "пластику" в знаменитом спектакле "Антоний и Клеопатра" Вахтанговского театра. Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы.
В 1978 году Марис Лиепа снялся в "синтетическом жанре" - популярном телевизионном цикле "Телебенефис" - в бенефисе Людмилы Гурченко.
В 1970-х и 1980-х годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино - в телефильме "В одном микрорайоне", кинофильмах: "Могила льва", "Детство Бемби" и "Юность Бемби", "Лермонтов", "Четвёртый" (для которого поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 году поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождению".
В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги "Я хочу танцевать 100 лет" и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа". Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством - в конце 1970-х годов он записал пластинку с песнями Давида Тухманова.
С 1983-го по 1985-й годы по приглашению Болгарского правительства Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил два балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу". В "Спящей" Лиепа создал свои последние игровые роли в балете - Короля Флорестана и Фею Карабос. В 1985 году болгарский балет отпраздновал 30-летие творческой деятельности Мариса Лиепы. В том же году Лиепа вернулся в Москву, но оказался никому не нужен в Большом театре и впал в тяжёлую депрессию. Из неё его не смогла вывести ни четвёртая женитьба (в официальном браке не состояли) на костюмере Евгении Шульц, ни рождение ещё одного ребёнка - дочери Маши, ни занятия балетом со старшими детьми - Андрисом и Илзе. В те дни Марис Лиепа записал в своём дневнике такие строки: "Бесперспективность... Для чего ждать, жить, быть?.. Я сижу днями дома без дела и убиваю себя в надежде на прекрасную, лёгкую смерть во сне. Это единственное, о чём я могу мечтать теперь".
Осенью 1986 года Марису Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском оперном театре и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице.
В "Советской культуре" 4 марта 1989 года появилось объявление о конкурсе в театр "Балет Мариса Лиепы". Он должен состояться 15 марта. Художественное руководство должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором.
Но 26 марта 1989 года Марис Лиепа внезапно умер от инфаркта. После того, как его запретили впускать в Большой театр, охранник отобрал у него пропуск, сердце артиста не выдержало, и через несколько дней он скоропостижно скончался. Артисту было 52 года.
Укомплектованная труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в "Фестиваль-балет" под руководством Сергея Радченко.
Разрешение на то, чтобы гроб с телом Лиепы был установлен в Большом театре, его друзьям пришлось добиваться ценой неимоверных усилий. Большую помощь в этом вопросе оказал председатель СТД Михаил Ульянов, который имел обширные связи среди тогдашних руководителей страны. В конце концов, такое разрешение было получено. Тысячи людей пришли к Большому театру, чтобы проститься с выдающимся танцовщиком. Их число было столь велико, что панихида грозила продолжиться до глубокой ночи. Поэтому пришлось ограничить доступ прощавшихся, чтобы закончить панихиду.
Борис Акимов вспоминал: "Хоронили Мариса Лиепу на Ваганьковском кладбище. Неся гроб с его телом на высоко поднятых руках, мы с трудом протискивались между памятниками, могилами, оградами. И я подумал: "Господи, неужели такой великий танцовщик, слава и гордость Большого театра, не заслужил себе места на кладбище, к которому хотя бы можно нормально подойти?.."
На фото: Марис Лиепа с детьми: 1 - 2 - с сыном Андрисом (2 - Марис Лиепа в костюме принца Зигфрида из балета "Лебединое озеро"); 3 - 4 - с дочерью Илзе; 5 - 6 - с детьми Андрисом и Илзе на балконе дома на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок).
На фото: дети Мариса Лиепы: 7 - Андрис и Илзе; 8 - Андрис и Илзе в балете "Видение Розы"; 9 - Андрис Лиепа в партии Ромео в балете "Ромео и Джульетта"; 10 - Илзе Лиепа в хореографической миниатюре "Умирающий Лебедь".
На фото: Екатерина Максимова - Элиза, Марис Лиепа - Хиггинс. Фильм-балет «Галатея» на музыку Ф. Лоу в обработке Т. Когана. Хореография Д. А. Брянцева. «Лентелефильм», 1977 г.
Фрагменты из книги-автобиографии Е. С. Максимовой «Мадам „Нет“», издательство «АСТ-Пресс Книга» (Москва), (из серии «Звёзды балета»), 2003 г. (автор литературной записи мемуаров — Е. Фетисова.)
Отрывок из главы «Партнёры первых лет».
Марис Лиепа – талантливейший танцовщик, необычайно интересный актер, но человек безумно трудный, сложный. Я с ним довольно много танцевала в театре, выступала в концертах, позднее еще и снималась с ним на телевидении, и ситуации у нас с ним складывались самые разные.
Характер Марис имел своенравный, даже скандальный, с внезапными срывами, демонстративными выходками, бесконечными претензиями ко всем окружающим. На сцене мог мяукать, квакать. На съемках – раздражаться, грубить, бесконечно придираться: тут ему дует, а здесь ему жарко: там слишком темно, здесь слишком светло.
Типичная картина на съемках – все готовы, свет установлен, камера включена:
- Марис Эдуадович! Мы Вас ждем!
- Но я еще не попил чаю!
Когда же он готов – Марис не желает ждать ни минуты! Доведет всех до белого каления и, страшно довольный, начинает съемку. Не знаю, возможно, так он входил в творческое состояние: иногда как раз после подобных «представлений» Лиепа действительно танцевал и играл великолепно.
Но уж если Марис заявлялся в хорошем настроении, то считал необходимым очаровать буквально всех! Рассказывал анекдоты, пел, стихи читал, исполнял пародии на коллег-артистов, угощал шоколадом знакомых и незнакомых. К той самой гримерше, на которую наорал только вчера, обращался самым кротким голосом: «Танюша, солнышко, вдохнови меня!» - «Иду, ангел мой!» - отвечала Танюша, и Марис выпархивал на сцену: «Все, все, уже достаточно!»
Со мной, правда, Марис вел себя по-другому. Стоило мне в разгар его демонстративных выступлений сказать: «Марис, вот это – без меня!» - как он мгновенно прекращал куражиться и серьезно включался в работу. То же самое происходило на съемках. Когда Марис с традиционным возмущением вопрошал: «Кого мы ждем?! Почему не снимаем?!» - достаточно было сказать: «Меня ждем, успокойся!» - и Марис тут же стихал: «Ну тогда подождем хоть три часа!»
Необыкновенно галантный, артистичный во всем, он обожал делать красивые жесты. Помню, как, уже довольно давно, мы первый раз танцевали вместе Жизель. И вот после спектакля прямо на сцене Марис преподнес мне керамический горшочек, в котором росли цветущие ландыши. В то время достать любые цветы представлялось неразрешимой проблемой – но живые ландыши! Зимой! Это было невероятно и безумно красиво!
Если я нуждалась в помощи, Марис никогда не отказывал. Он вводил меня в «Лебединое озеро», которое сам танцевал уже много лет. Репетировать давно знакомый спектакль, разбирая вновь и вновь все детали – ужасно скучно. Но Лиепа безукоризненно терпеливо и внимательно репетировал со мной столько, сколько потребовалось.
Однажды он заставил меня выступить в Риге в балете «Видение розы» - фокинском шедевре, который Марис сам возобновил. С Лиепой собиралась ехать другая балерина, но она заболела, и он примчался ко мне в последний момент: «Я тебя умоляю, поедем! Па-де-де из «Дон Кихота» станцуем, «Шопениану»…» Все это мы с ним танцевали и раньше, поэтому я и согласилась, поехала, и только в Риге Марис признался, что мне предстоит еще выступить в «Видении розы». Этот балет я никогда в жизни не танцевала и, конечно, твердо сказала: «Нет!» До последнего момента была убеждена, что ни за что не выйду на сцену вот так – без единой репетиции. Однако в конце концов и в театр пришла, и станцевала, - увлеченный своей идеей, Марис обладал сокрушительной силой убеждения!
В общем, мы всегда неплохо понимали друг друга и, что называется, ладили, но настоящими друзьями так и не стали. Он умел вызывать восхищение, умел расположить к себе и часто пользовался этим, чтобы завести полезные знакомства. Рядом с ним всегда находились «нужные люди», вокруг него – боготворящие его поклонники, но вот друзья… Помню, как в 1964 году мы с Володей Васильевым отмечали присвоение нам звания заслуженных артистов РСФСР. На радостях пригласили в гости чуть ли не всю балетную труппу, засиделись далеко за полночь, настроение было чудесное, и расходиться совсем не хотелось. Тогда отправились гулять по ночным московским улицам, и уже в пять утра Марис вдруг позвал нас продолжить праздник у него дома. А жил он тогда в Брюсовском переулке в бывшей квартире Екатерины Гельцер, так хорошо мне знакомой. Мы еще долго сидели у него, что-то вспоминали, шутили, смеялись, и здесь неожиданной печальной нотой прозвучали слова Мариса: «Какие вы с Володей счастливые, у вас столько друзей! А у меня их нет…»
То, что Мариса Лиепу изгнали из тетра и из хореографического училища, где он преподавал, стало для него непереносимой трагедией, перед которой он оказался совершенно один. Да, Марис много ездил, его часто приглашали в разные театры: он танцевал и ставил в Днепропетровске, у себя в родной Риге, где его обожали, он руководил балетной труппой Софийского театра, снимался и в телебалетах, и в художественных фильмах – он был востребованным. Но Марис не представлял себе жизнь без Большого театра, своей вечной мечты, главного смысла в жизни… И без Большого театра Мариса Лиепы очень скоро не стало…
Отрывок из главы «ГИТИС. Экзамены на „бис“»
Ощущение, что жизнь не бесконечна, что надо успевать, подгонять себя, искать новые способы самореализации кроме непосредственно танцевального творчества (которого я могу в любой момент лишиться), привело меня в 1976 году на кафедру хореографии ГИТИСа.
На экзамены отправились в компании со всеми нашими народными артистами: с Васильевым, Марисом Лиепой, Мариной Кондратьевой, Светланой Адырхаевой, Ниной Тимофеевой, Володей Никоновым. Нас вообще-то приняли с трудом, потому что существует определенный возрастной ценз для поступающих в ГИТИС, а нам всем лет-то уже было многовато. Тогда придумали некое исключение их правил и назвали нас «экспериментальным академическим курсом».
Как положено, прошли все экзамены, сочинение писали, историю сдавали, марксизм-ленинизм… Сидим рядышком, перешептываемся, как школьники, шпаргалки друг другу передаем. Нина Тимофеева Лиепу в бок толкает: «Чего писать-то?» - он ей что-то подсказывает, косясь на комиссию. Я взяла билет, иду на место, а меня все потихоньку спрашивают: «Кать, то что, какой билет?» Я только рукой махнула: «Какая разница, все равно ничего не знаю!» Как сдала экзамен, сейчас даже и не помню, зато мы все хорошо запомнили, как оригинально справился со своим заданием Марис. На первый вопрос билета («Коренной перелом в Великой Отечественной Войне») он ответил, а про второй – «Ленин об империализме» - честно сказал, что не знает. Приемная комиссия задала ему дополнительный вопрос: «Расскажите, какие исторические эпохи отражались в балете?» - «Хорошо, - заявил Марис, - я вам расскажу об историческом значении победы Красса над варварами». И ведь доказал, что значение положительное! А после экзамена приемная комиссия брала у всех автографы…
Последний раз редактировалось: mari-lance (Сб Июл 12, 2014 1:43 pm), всего редактировалось 1 раз
На фото: Марис Лиепа и Екатерина Максимова в балете «Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо. Хореография В. Васильева. Большой театр, 1978 г.
На фото: Марис Лиепа и Екатерина Максимова в балете «Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо. Хореография В. Васильева. Большой театр, 1978 г.
На фото: Марис Лиепа - принц Зигфрид. Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Хореография А. А. Горского и А. М. Мессерера. Большой театр (дебют в 1961 г.).
На фото: Марис Лиепа - принц Зигфрид. Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Хореография А. А. Горского и А. М. Мессерера. Большой театр (дебют в 1961 г.).
Фотогалерею Мариса Лиепы в самых разных ролях, спектаклях все желающие могут посмотреть на замечательном сайте «Мастера музыкального театра» (обратите внимание, что на этом сайте есть фотогалереи многих выдающихся деятелей балета и оперы прошлого и настоящего): http://gallery-mt.narod.ru/pages-b/liepa_m.html
Документальный фильм "Я хочу танцевать 100 лет". В фильме использованы фрагменты из дневников Мариса Лиепы и его книги-автобиографии "Я хочу танцевать сто лет", а также воспоминания дочери Мариса - Илзе Лиепы - об отце.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах