Добавлено: Пн Сен 29, 2014 6:23 am Заголовок сообщения:
Галина Уланова и её первая ученица Екатерина Максимова (фрагменты из книги «Дни с Улановой» А. Кана)
«...Жизель возникла как бы без участия ее сознания - по счастливому случаю на нее пал выбор Улановой, искавшей себе первую ученицу, и Масимова пошла за ней - очарованная столь незаслуженной щедростью судьбы и околдованная авторитетом Улановой и даже страхом оказаться недостойной такого доверия.» М. Константинова «Екатерина Максимова».
«— Вполне понятно, что не всегда все шло гладко, — говорит Максимова. — Но Галина Сергеевна терпеливо и очень по-дружески объясняла мне мои ошибки. Она постоянно повторяла, что я должна все время ясно представлять себе характер Жизели, зримо ощущать ее образ, что я должна заставить себя почувствовать всю глубину трагедии этой девушки.
Чтобы Максимова лучше поняла свою роль и прониклась настроением всего балета, Уланова советовала ей почитать различные поэтические произведения классической литературы ( И.С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»).
— Я старалась разжечь ее воображение, — говорила мне потом Уланова. — Потому что артист без воображения — ничто. Я хотела, чтобы Катя научилась мыслить творчески. Я не знаю лучшего способа помочь молодому артисту...
Екатерина Максимова оказалась по-девичьи застенчивой и немногословной. Но то, что она рассказала мне об уроках Улановой, надолго сохранится в моей памяти.
— Уланова говорила мне, что балерина должна научиться выражать свои мысли движениями настолько убедительно, чтобы каждое из них было понятно, как слово, а весь танец получился бы таким же выразительным, как живая речь, — рассказывала Максимова. — Бывало, спросишь Галину Сергеевну: «Как этого достигнуть?» — а она с улыбкой отвечает: «Готовой формулы для создания прекрасного нет. Нужно все время искать и всегда, всегда трудиться...» Да, трудиться, — задумчиво повторила Катя. — Это она чаще всего подчеркивает. Сколько раз она говорила мне: «Работать, работать и работать... Без труда ничего не достигнешь...»
Вот как вспоминает Максимова о первом уроке с Улановой:
— Я очень волновалась, узнав, что Уланова будет готовить меня к роли Жизели. Когда я училась в хореографическом училище Большого театра, я не раз видела Галину Сергеевну на сцене. Она и в училище к нам приходила и на выпускных экзаменах присутствовала. Иногда нам, воспитанникам училища, выпадало счастье участвовать с ней в одном спектакле. В «Золушке», например, мы танцевали птиц. А потом, когда я после окончания училища поступила в Большой театр, мне приходилось танцевать и в других балетах с ее участием. Тем не менее я всякий раз очень нервничала. При одной лишь мысли, что она будет со мной заниматься, меня охватывало волнение. Но когда Галина Сергеевна подошла ко мне, улыбнулась своей доброй улыбкой и сказала: «Ну что ж, давай начнем...» — от моей нервозности не осталось и следа. Так мы начали работать вместе...
Когда работа над партией Жизели уже подходила к концу, к Улановой и Максимовой иногда присоединялся известный дирижер Геннадий Рождественский, которому предстояло дирижировать оркестром во время дебюта Максимовой. Несмотря на свою молодость (ему немногим более тридцати лет), Рождественский уже девять лет работает дирижером в Большом театре.
Начал принимать участие в репетициях и Юрий Жданов — партнер Улановой в балете «Ромео и Джульетта». Теперь он должен был танцевать с Максимовой в «Жизели». Вскоре репетиции перенесли на большую сцену.
В дни, предшествовавшие дебюту молодой танцовщицы, не было такой «мелочи», на которую Уланова не обратила бы самого пристального внимания. Когда пришло время померить костюм, Уланова вместе с дебютанткой отправилась в производственные мастерские театра. Она проверяла каждую деталь платья с такой же заботливостью, с какой мать выбирает подвенечный наряд для своей дочери.
А когда наступил день дебюта, трудно было сказать, кто больше волнуется — Максимова или Уланова. Это напоминало мне рассказ Улановой о ее собственном дебюте в балете «Лебединое озеро»:
— Никакое мое волнение не могло сравниться с тем, что переживала за меня моя мать. Она мучилась вдвойне — и как мать, и как мой педагог, который очень хорошо знал и трудности каждого сложного движения и мои слабости... И вот представьте себе, что должна была чувствовать она в третьем акте, когда мне надо было сделать одно из самых сложных движений — тридцать два фуэтте. Мама не в силах была усидеть на месте от страха и волнения за меня: она вышла из ложи и стала молиться, чтобы все сошло благополучно... И на каждом дебюте, даже на каждом рядовом спектакле, когда мне предстояло какое-нибудь технически замысловатое движение, мама теряла самообладание: она беспомощно втягивала голову в плечи, закрывала лицо руками и только сквозь пальцы, одним глазом, смотрела на сцену.
— Трудно запомнить все, что было... — рассказывала мне позднее Максимова о своем первом выступлении в «Жизели». — Но мне никогда не забыть заботу Улановой. Она не пошла в ложу. Во время действия Галина Сергеевна стояла за кулисами и каждый раз, когда мне нужно было выйти на сцену, она подбадривала меня, а после спектакля поздравила. Я думаю, что это был самый счастливый момент в моей жизни.
Балет "Жизель" А.Адана в постановке Л.М.Лавровского. 1956 год.
В главных партиях: Галина Уланова, Николай Фадеечев, Римма Карельская.
Дирижёр Геннадий Рождественский.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах