Это была очень красивая небольшого роста, с большими тёмными внимательными глазами, удивительно яркая женщина. Поведение её и поступки тоже всегда были красивыми и благородными. Ничего театрального или искусственного, никогда никакой суеты.
Вдумчиво деловая и одновременно очень женственная, она обладала медленной спокойной походкой, была доброжелательна и приветлива со всеми и умела красиво шутить. Благодаря этому в её присутствии всегда создавалась весёлая непринуждённая атмосфера.
Так было и в тот вечер в мае 1960 года в гостях у Юрия Николаевича Рериха, когда Девика Рани вместе с мужем Святославом Николаевичем Рерихом вошла в комнату и, увидев меня смущающуюся, села рядом, стала расспрашивать, откуда я, что и как, а потом подозвала Святослава Николаевича и предложила ему вместе взглянуть на мою ладонь. Она уговаривала меня не смущаться и чувствовать себя как дома, среди своих.
Так, с первого же мгновения нашего знакомства, Девика Рани стала моим другом. Она приняла искреннее участие во мне и быстро разобралась в моём душевном состоянии.
Перед расставанием в июле 1960 г. я попросила Девику Рани записать для меня те мысли любящего друга, которые могли бы помочь мне в жизни тогда и в будущем. Вот некоторые из них:
«Перед восходом всегда темно, но восход всегда настаёт».
«Равновесие – это напряжение, и сила, и внутренний покой».
«Мои глаза – глаза Бога. Я вижу глазами духа. Я вижу ясный путь. На моём пути нет никаких преград. Я вижу лучший и счастливый план для меня в настоящем и навсегда».
«То, что по воле Бога не принадлежит мне, я не хочу для себя. Что моё, будет дано мне единственно правильным, только моим путём блага. То, что принадлежит мне, всегда придёт ко мне безупречным путем с благословением Господним».
«Я шлю свои мысли о любви и гармонии каждому через своё сердце».
«Я никого и ничего не боюсь, потому что нахожусь под благословением Господним, а не под людским законом. Я в единстве с Богом».
«Я всегда должна подходить с верой к тому, что может вызвать во мне страх. Потому что в действительности я бесстрашна».
Наша сердечная дружба длилась почти до самого конца жизни Девики Рани. Мы встречались в Москве и Ленинграде во время каждого пребывания С.Н.Рериха и Девики Рани в Советском Союзе, а в остальное время переписывались. Девика Рани писала мне всегда матерински тёплые письма. Их у меня три папки. Её душевные наставления помогали и до сих пор помогают мне достойно идти по жизни.
Девика Рани обожала своего мужа С.Н.Рериха и считала своей миссией помогать ему во всём, что ей по силам, и не только в малых, бытовых делах. Приехав в Москву впервые после детства, С.Н.Рерих очутился в совершенно ином для него мире. Особенно это сказалось после смерти брата Ю.Н.Рериха 21 мая 1960 г. С.Н.Рерих и Девика Рани оказались в одиночестве перед неведомым им миром советской действительности.
Девика Рани удивлялась и сетовала на то, что организаторы выставки и искусствоведы на родине её великого мужа были не в состоянии оценить всё величие его духа и мастерство великого художника.
Узнав, что я могу стенографировать, она попросила меня непременно записывать для истории всё, что говорит С.Н.Рерих. Поэтому она стала брать меня с собой повсюду, где выступал С.Н.Рерих. Так благодаря Девике Рани появились на свет мои записи бесед и выступлений Святослава Николаевича Рериха. Ведь тогда в России не было ещё диктофонов. И эти записи действительно стали историческим документом.
Позднее, видя моё непреходящее желание не только общаться, но и составить летопись жизни С.Н.Рериха, Девика Рани настояла на том, чтобы он уделил мне хотя бы немного внимания, проверил и уточнил даты и факты его жизни и творчества. Она чувствовала, что сам он никогда ничего о себе не напишет и никому не поручит.
Девика Рани человек необычный. Это великая дочь Индии. В её душе и глазах отражалась вся глубина вековых накоплений духовной культуры этой древней страны. Девика Рани происходила из высшей, браминской касты, но в ней не было кастовых предрассудков, ни малейшего высокомерия по отношению к кому бы то ни было. Однажды она рассказала мне, как во время киносъёмок дважды покушались на её жизнь.
Первый случай. Она медленно ехала в открытой карете сквозь толпу. Подскочил мужчина и хотел плеснуть ей в лицо соляной кислотой, но споткнулся, склянка выпала из рук и его задержали.
Другой случай. Когда на съёмке артист по сценарию должен броситься с какой-то высоты, внизу его ловят в натянутую сеть. Девика Рани бросилась со скалы, а рабочих внизу не оказалось. Она разбилась, но выжила.
Оказывается, став в молодости артисткой, Девика Рани сознательно бросила вызов своему сословию. Это был её гражданский акт во имя эмансипации индийской женщины.
В январе 1975 года в Ленинграде на завершающем этапе подготовки выставки С.Н.Рериха в Эрмитаже появились уборщицы и мы услышали грубые окрики администратора. Девика Рани подошла к уборщицам, встала между ними, а меня попросила сфотографировать. Так она cвоим примером дала другим понятие о необходимости уважать человека, независимо от его общественного положения.
Простая, ласковая и доброжелательная ко всем, она умела незаметно, без всякого нажима защитить не только других, но и С.Н.Рериха. Ещё в 1960 году в Москве по возвращении из Ленинграда в гостиницу «Украина» оказалось, что их номер заселён, а вещи выставлены. Нетребовательный Святослав Николаевич, правительственный гость, соглашался на любой номер. Тогда Девика Рани взяла инициативу в свои руки и настояла на том, чтобы им был предоставлен тот самый люкс или равноценный номер. Она всего лишь села около администратора и всем своим необычным восточным видом напомнила о своём иностранном подданстве и человеческом достоинстве.
Девика Рани неизменно сопровождала своего мужа С.Н.Рериха в его поездках в Россию, и они всюду бывали вместе. Во время выступления С.Н.Рериха в Географическом обществе в Ленинграде 21 января 1975 г. его попросили хотя бы кратко рассказать и о своей супруге. Это было в присутствии самой Девики Рани. Он ответил:
«Вот вы видите перед собой живой кусочек Индии, который я смог вам привезти. Она родом из Восточной Бенгалии и семьи Тагоров. Так что у неё богатая культурная основа. Она была сама знаменитой киноактрисой в Индии и многие годы возглавляла первую студию Индии, так называемую «Бомби Токиз», которая была, может быть, самой лучшей. Некоторые из её фильмов стали классикой. И когда я недавно увидел один из этих фильмов, то удивился, как высоко они стояли технически.
Родители считали, что в Англии она получит лучшее образование. Интересно, что, когда в Англии мы бывали у Тагора, с ней там не встретились, и повстречались значительно позже.
Она очень обогатила мою жизнь и обогащает. Она – тот ближайший контакт, который я имею с Индией, и, может быть, одна из главных причин, почему я так люблю Индию».
Девика Рани была выдающимся деятелем культуры Индии и всеобщей любимицей зрителей. Поэтому мне очень хотелось что-то написать, рассказать о ней в печати. Девика Рани однако запретила это сделать. Вот её довод: «Мне не годится давать повод писать о себе. Всякая гласность может быть связана только с личностью Святослава Николаевича».
Девика Рани была беззаветно преданной женой и другом Святослава Николаевича и однажды написала так: «У меня только одно желание, дорогой мой друг. Когда я выполню свою задачу помогать ему в меру своих слабых сил, чтобы Бог взял меня немного раньше, чтобы я не оказалась одна без Святослава. Такая мысль, возможно, эгоистична, потому что он в жизни без меня очень теряется, конечно, не в больших делах, но в малых, бытовых».
Однако мы знаем, как закончилась её жизнь всё-таки без Святослава Николаевича, как она была трагично беспомощна в своей глубокой старости и оказалась жертвой в руках непорядочного человека, секретаря, предавшей этих великих людей в своих корыстных целях.
Девика Рани считала, что для укрепления мира на Земле исключительно важным звеном должна быть дружба между народами Индии и России. Союз Девики Рани и Святослава Рериха является для нас ярким символом такой дружбы.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах