На фото: Нина Тимофеева (Эгина) в балете "Спартак" на музыку А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
(Красс - Марис Лиепа (фото 1), А. Лазарев (фото 2)).
Кинофильм-балет "Спартак" (отреставрированный). Музыка А. И. Хачатуряна. Постановка Ю. Н. Григоровича.
Фильм снят на основе балетного спектакля Большого театра.
В главных партиях: Владимир Васильев (Спартак), Марис Лиепа (Красс), Наталия Бессмертнова (Фригия) и Нина Тимофеева (Эгина).
Дирижёр Альгис Жюрайтис. Оркестр и кордебалет Большого театра.
Киностудия "Мосфильм", 1977 год. Продолжительность 95 минут.
Сегодня, сообщая о смерти по радио, сказали: она была первой исполнительницей Мехменэ-Бану в Большом театре. Сомневаюсь, что она была даже в премьерной афише. Вот Максимова, например, была в премьерной афише заявлена Ширин, но так, кажется, и не станцевала. В БТ первой Мехменэ-Бану была Плисецкая, Ширин – Бессмертнова ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5863 ). Однажды в партии Мехменэ-Бану должна была выййти подающая надежды провинциалка Окатова, но у неё что-то случилось с ногой. Тогда и появилась Нина Владимировна. Сейчас в БТ как раз возобновление этого балета.
Григорович создал другую «Легенду о любви». Стандартная история любви на востоке любовь – смерть. Никакой любви, Лейли и Меджнун, Шахсанем и Гариб, все гибнут, должны погибнуть и Фархад и Ширин, и в легенде они гибнут, как Ромео и Джульетта: кто-то неправильно что-то истолковал, кто-то неправильно понял. Могут Фархад и Ширин вместе броситься в воду и там погибнуть. На Востоке любовь – смерть.
Смерть. «Легенда о любви» - только смерть, нет, Григорович отправляет Фархада на трудовой подвиг. Другое дело Мехменэ, по легенде – она должна не потерять красоту и превратиться в уродину, а закрыть лицо от посторонних взглядов, его должен увидеть только будущий муж. По сути дела в «Легенде» - хиджаб. У Григоровича более доступным языком – потерять красоту. И Плисецкая, и Тимофеева потерю красоты отрицали. Никто из них не превратил Мехменэ в горбунью. Под хиджабом была красавица царица.
Плисецкая ушла из «Легенды о любви», хоть и была царственна, как всегда. Может быть, её смутила сцена погони: Нина Владимировна делала двойное фуэтэ, да ещё и с кабриолями. Сейчас почти все это умеют и превратили в трюк. Я первый раз в жизни, глядя на Нину Владимировну, увидел, что фуэте может быть к месту, и без него никак нельзя. Потому исполнение роли Ниной Владимировной стало каноном.
Вторая каноническая роль – Эгина. Нина Владимировна во всех ролях была хороша. Но роль Эгины в «Спартаке» - канон, которому должны следовать, иначе балет превратится в шоу-бизнес. Первые исполнители в «Спартаке» - исключительные люди. Мудрому Спартаку Васильева ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5879 ) следовала преданная Фригия Максимова. А Красс Лиепы ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5902 ) – подлый злодей. Поэтому никакой преданной Эгины не существует. Эгина Нины Владимировны – ничья. Она действует по расчёту. Сегодня куртизанка – завтра царица. Восемь монологов этих исполнителей составляют основу спектакля. Все они были подлинными мастерами.
Нина Владимировна была подлинно великой балериной, не такой, как некоторые пытались получить такой знак за выслугу лет. Знак - это один может поставить, другой нет. Один английский критик написал про неё: «балерина, которую приятно ненавидеть». Это случилось во время гастролей Большого в Великобритании. Тогда на Большом театре отыгрались за вторжение в Чехословакию. Всё было плохо. Про «Легенду о любви» писали, что вот вы русские научили нас танцевать, мы уже танцуем в трико и призывали вас, но какой ужас, когда вы это сделали. Тогда досталось всем, но Тимофеева была ещё и депутатом Верховного Совета СССР. На БТ была разнарядка и схема была такая: в воскресенье выборы, а среду до этого объявляли кандидата от БТ. Так было с Тимофеевой, так было с Бессмертновой.
Когда в БТ появилась многополярность, три полюса - Григорович, Плисецкая, дуэт Васильева и Максимовой, Нина Владимировна была в БТ отдельным государством. Она прожила жизнь в Большом. Была женой главного дирижёра Рождественского, который как-то неожиданно от неё съехал. Была женой директора композитора Молчанова, который скончался во время премьеры «Макбета», где танцевала Нина Владимировна. Теперь она – космос, и она сейчас – там.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах