Добавлено: Чт Ноя 13, 2014 5:38 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Рудольф Нуреев
Легенды русского балета. Рудольф Нуреев
Рудо́льф Хаме́тович Нуре́ев, известен также как Нури́ев; башк. и тат. Рудольф Хәмит улы Нуриев; (17 марта 1938 года, близ Иркутска — 6 января 1993 года, Париж) — советский и британский артист балета, балетмейстер. 1958—1961 гг. — солист Кировского (Мариинского) театра (Санкт-Петербург, Россия). С 1961 года — солист театра Ковент-Гарден (Лондон, Великобритания). 1983—1989 гг. — директор балетной труппы театра Гранд-опера (Париж, Франция).
Добавлено: Чт Ноя 13, 2014 7:38 am Заголовок сообщения:
Он был самым выдающимся балетным танцовщиком своего времени. Его называли «экзотическим, ярким, неистовым», а также «самым часто фотографируемым мужчиной XX века». Во всем мире при его появлении на сцене публика замирала от восторга.
Рудольф Нуреев (Нуриев) родился 17 марта 1938 года в поезде, увозившем его мать Фариду и маленьких сестёр на Дальний Восток к месту службы отца – политрука Советской Армии. По воспоминаниям его родных, в момент рождения Рудольфа они подъезжали к Иркутску.
До сих пор точное написание его фамилии и отчества неизвестно. Фамилия его пишется по-разному – Нуреев или Нуриев, поскольку, когда его дед получил ее, он не умел писать; отца его назвали при рождении не Хаметом, а Мухаммедом, и лишь впоследствии он сам изменил свое имя.
В июле 1939 года семья переехала в Москву, а позже во время войны была вынуждена эвакуироваться в Уфу. Единственной радостью Рудика в ту пору был радиоприемник, который Фарида чудом сохранила от довоенного благополучия. Он любил слушать музыку и, стараясь попадать в ритм, прыгал со стула на стул.
Первыми шагами стало знакомство с народными танцами в детском саду и выступления в составе самодеятельного детского ансамбля, а в канун Нового, 1945 года семье Нуреевых удалось попасть в Уфимский оперный театр на спектакль «Журавлиная песня», и с этого момента танец стал для Рудольфа единственной целью и прекрасной мечтой.
Когда он пошел в школу, оказалось, что в программу включены уроки национального танца. Талант мальчика заметили, и когда ему исполнилось десять лет, он был принят в танцевальную студию Дома учителя. Вела ее Анна Удальцова, профессиональная танцовщица, выступавшая некогда в кордебалете у Дягилева. Именно она впервые сказала мальчику, что ему нужно ехать в Ленинград, в хореографическое училище. Это стало мечтой Рудольфа на целые годы. Но отец не одобрял его пристрастия, и финансовое положение семьи не позволяло ему даже поездки в Ленинград для прохождения экзаменов в училище.
В 1953 году Нуреев поступил в балетную студию при Уфимском оперном театре и устроился статистом, постоянно посещал занятия балетных артистов, и в конце концов ему предложили в театре контракт. Но Нуреев отказался, так как хотел учиться в Ленинграде и окончить хореографическое училище, а не оставаться в Уфе, не получив фактически никакого образования.
Летом 1955 года в Москве проходил фестиваль башкирского искусства, и солист балета «Журавлиная песня» (того самого, который Рудольф увидел впервые в жизни) не смог участвовать в поездке. Нуреев, не колеблясь, предложил свою кандидатуру, хотя партии этой совершенно не знал. Его взяли на гастроли, и он принялся усердно разучивать роль, однако к моменту приезда в Москву перезанимался и получил травму, на лечение которой, как правило, требуется не меньше месяца. Но Нуриев уже через несколько дней вышел на сцену. В результате он сумел добиться разрешения на поступление в Московское хореографическое училище. Однако у московского училища в то время не было общежития. И тогда Нуреев отправился в Ленинград.
25 августа 1955 года он поступил в Вагановское училище, где ему предстояло проучиться 3 года в классе замечательного педагога А.И.Пушкина. (Александр Иванович Пушкин (1907 — 1970) — артист балета и выдающийся балетный педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Среди его учеников: Аскольд Макаров, Михаил Барышников ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=4613 ), Юрии Соловьёв, Сергей Викулов, Олег Виноградов ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5949 ), Алла Осипенко).
Рудольфу Нурееву было семнадцать лет. После девятого класса его оставили в училище еще на год, и этот год в жизни Нуриева был очень удачным – основная труппа Кировского балета уехала на гастроли, и он смог станцевать ведущие партии в девяти спектаклях.
В апреле 1958 года Рудольф Нуреев блистательно выступил в Москве на Всесоюзном конкурсе балетных учеников и в июне стал солистом Кировского театра. В его репертуар входило практически все, о чем мог мечтать артист балета, – «Раймонда», «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот» и многие другие. Прославленные балерины сами просили Нуриева танцевать с ними. Кроме того, он с первых же шагов своей артистической карьеры позволял себе вносить изменения в костюмы и хореографию исполняемых им партий, и это ему позволялось.
В 1961 году стало известно о том, что труппа Кировского театра поедет на гастроли в Париж. Нуреев был уверен, что в Париж его не отпустят. Однако поездка не могла состояться без участия в ней талантливой молодежи, и Нуреев был включен в состав группы.
16 июня 1961 года во время гастролей Кировского театра в Париже Рудольф Нуреев принял решение остаться на Западе. Планировал ли он заранее свой поступок или действовал под влиянием минуты, неизвестно. Через неделю он уже выступал в качестве солиста Интернацио – нального балета маркиза де Куэваса, танцуя в балете «Голубая птица».
Нинетт де Валуа (одна из создателей и художественных руководителей труппы) пригласила Нуреева в «Королевский балет Великобритании». «Вот кто нам нужен! – написала она тогда своему хореографу. – Нуреев не только виртуоз, но виртуоз со вкусом. Он несет с собой традицию и магию русских».
В ноябре 1961 года Нуреев участвовал в бенефисе знаменитой британской балерины Марго Фонтейн ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=4541 ). Они познакомились, когда Фонтейн было 42 года, а ему – 23. Их сотрудничество длилось более пятнадцати лет, дружба – еще дольше, до самой смерти Фонтейн (она скончалась в 1991 году, он пережил её на 2 года). Несмотря на большую разницу в возрасте, эта знаменитая пара считается одной из самых примечательных в истории классического танца XX века.
Добавлено: Чт Ноя 13, 2014 8:12 am Заголовок сообщения:
В области мужского танца Нуреев произвел настоящую революцию. Он привнес в мужской танец технику балерин: встал на носки – почти на пуанты – и тем приподнял и чуть растянул торс танцовщика… Он, как балерина, разработал все связки и сделал тело танцовщика более гибким, лёгким и выразительным. Но вся это, так сказать, «женственность» комбинировалась с мощной динамикой. Яркость, эмоциональность и сексуальность – именно это отметили в первую очередь все балетные критики и зрители.
Попасть на спектакль с участием Нуреева и Фонтейн было просто невозможно. Во время гастролей «Королевского балета» в Америке люди разбивали палатки возле здания Метрополитен-опера и дежурили по трое суток, чтобы достать билеты. А тем временем в январе 1962 года состоялся официальный заочный суд над Рудольфом Нуреевым, на котором его приговорили как предателя Родины к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима…
После 1964 года Рудольф Нуреев стал меньше танцевать с Королевским балетом – все больше времени занимали у него гастрольные поездки. Он танцевал и ставил балеты в Венской опере, в «Американ балле тиэтр» Баланчина, в «Ла Скала». За право пригласить его в свою труппу боролись лучшие театры мира, несмотря на то что Нуреев требовал (и получал) баснословные для балетного танцовщика гонорары. Его финансовое чутье сделало бы честь профессионалу, решения о вложении своих средств он всегда принимал сам. Причем, кроме того, что его деньги приносили ему еще большие деньги, он сумел продумать схему их размещения таким образом, что практически не платил налогов со своего огромного состояния. Для этого он даже принял австрийское подданство, так как эта страна отличалась своим мягким налоговым законодательством.
В семидесятые годы он заинтересовался современной хореографией. Он искал новые формы для самовыражения и из-за того, что его физические возможности через несколько лет стали бы уже не теми, что ранее, но главным образом потому, что Рудольф Нуреев не мог не находиться в постоянном движении и творческом поиске. Ему было нелегко освоить совершенно новую, непривычную для него эстетику, новые принципы движений, угловатых, резких, полностью отличающихся от принципов классического танца. Но Нуреев мог танцевать все – и хотел это делать. Он стал танцевать с ансамблем Марты Грэхем, и их постановки имели огромный успех. Событием стала премьера спектакля «Люцифер» на Бродвее – билеты на лучшие места стоили до десяти тысяч долларов, и на премьере собрались все знаменитости Америки, включая супругу президента Форда.
Его работа в кинематографе началась уже в 1963 году, с исполнения партии Корсара в фильме «Вечер с Королевским балетом». Затем последовала партия Ромео в балете Макмиллана, а в 1966 году – «Юноша и смерть». В 1972 году был снят фильм «Я – танцовщик», затем – фильм-балет «Дон Кихот». Танцовщик исполнял в нем главную роль, а также был режиссером и сопродюсером.
Вскоре он исполнил роль знаменитого актера немого кино Рудольфа Валентино, а в боевике «Разоблаченный» сыграл роль скрипача, который в одиночку борется с международной террористической организацией.
В 1983 году в жизни Рудольфа Нуреева произошло большое событие – он принял руководство балетной труппой Парижской оперы. К этому времени у Рудольфа Нуреева уже начали появляться проблемы на сцене – танец уже давался ему с большим напряжением. Ему было уже сорок пять лет. Лишь позже выяснилось, что нездоровье Нуреева – частые простуды, резкое снижение веса, слабость – были симптомами СПИДа.
В Парижской опере Нуреев одновременно стал постоянным солистом труппы, хореографом и директором. Работа, предстоящая ему, была невероятно сложной не только в профессиональном плане – Рудольф Нуреев и труппа сразу же заняли противоборствующие позиции. Однако по прошествии нескольких лет стало ясно, что он сумел превратить довольно разнородную труппу Парижской оперы в первоклассную, отличающуюся высоким профессионализмом.
За годы своей работы на Западе Рудольф Нуреев успел сделать столько, что его работоспособность просто поражает, так же, как и разнообразие его ролей. Он работал с известнейшими балетмейстерами мира, которые ставили спектакли специально для него: Ф. Аштон («Маргарита и Арман»), Р. Пети («Потерянный рай», «Экстазы», «Пелеас и Мелисанда»), М. Бежар («Песни странствующего подмастерья»), М. Грэхем («Люцифер»), М. Луис («Момент») и другими.
Обширна и балетмейстерская деятельность Нуреева. Начав с возобновления классических русских балетов, он постепенно пришел к созданию новых самостоятельных редакций этих балетов и оригинальным постановкам собственного сочинения. На сценах Лондона, Милана, Вены, Стокгольма, Берлина, Парижа им были поставлены «Тени», «Раймонда», «Буря», «Лебединое озеро», «Танкред», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Баядерка», «Манфред».
Несмотря на сознание собственной обреченности и ухудшение физического состояния, Нуреев продолжал напряженно работать. Он нашел для себя новый, совершенно неожиданный вид деятельности, в котором проявил себя очень успешно, – всерьез занялся дирижированием и удивил своими способностями и трудолюбием. Дебют Рудольфа Нуреева как дирижера состоялся 25 июня 1990 года в венском дворце Ауэршперг.
Болезнь уже не оставляла Нурееву шансов на продолжение работы, он чувствовал себя все хуже и хуже. 28 февраля 1992 года – последнее выступление в роли ангела в балете Габора Кевехази «Кристофоро» в Будапеште.
В 1992 году, на премьере поставленного им в Парижской опере балета «Баядерка», ознаменовавшей вручение Рудольфу Нурееву высшей награды Франции за заслуги в области искусства, ордена Почетного легиона, виновник торжества был уже не в силах встать на ноги. На протяжении всей церемонии он, живописно задрапированный в алый шелк, восседал в кресле, более напоминавшем трон. Пышность обстановки резко контрастировала с его изможденным лицом.
6 января 1993 года великий артист скончался недалеко от Парижа. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
P. S. В начале 90-х, когда Рудольфу Нурееву было уже за пятьдесят, он вышел на сцену родного для него Кировского (Мариинского) театра в Санкт-Петербурге, выступив в балете «Сильфида». Реабилитировали его уже после смерти и в новой России по закону «о реабилитации жертв политических репрессий».
В Казани на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля ежегодно в конце весны проводится Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева, названный так с личного согласия танцовщика, посетившего Казань в 1992 году.
В Уфе имя Рудольфа Нуреева носят Башкирский государственный хореографический колледж и Международный фестиваль балетного искусства, проходящий ежегодно на сцене Башкирского театра оперы и балета. Также в честь танцовщика в городе установлены мемориальная доска и барельеф. В 2001 году мемориальная доска в честь Рудольфа Нуреева была установлена в Иркутске.
Добавлено: Чт Ноя 13, 2014 8:39 am Заголовок сообщения:
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в балете "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева. Хореография Кеннета Макмиллана.
Королевский театр "Ковент-Гарден" (Лондон, Великобритания). Запись 1966 года.
Добавлено: Чт Ноя 13, 2014 9:01 am Заголовок сообщения:
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в балете «Маргарита и Арман».
Сюжет по роману А. Дюма-сына «Дама с камелиями».
Музыка Ф. Листа. Хореография Ф. Аштона. Великобритания, 1963 г.
Добавлено: Ср Дек 24, 2014 7:06 am Заголовок сообщения:
На фото: Рудольф Нуреев (1938— 1993), его педагог Александр Иванович Пушкин (1907—1970), педагог Наталья Александровна Камкова (1907—1973) (педагог Аллы Сизовой) и Алла Сизова (1939—2014) ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=6054 ).
Ленинград, Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета) им. А. Я. Вагановой, 1958 год.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах