Добавлено: Ср Дек 24, 2014 4:13 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Алла Сизова
Легенды русского балета. Алла Сизова
А́лла Ива́новна Сизо́ва (22.09.1939, Москва, РСФСР, СССР — 24.11.2014, Санкт-Петербург, Россия) — русская советская балерина, балетный педагог. Народная артистка СССР (1983). Лауреат премии имени Анны Павловой (1964, Париж, Франция).
Добавлено: Ср Дек 24, 2014 4:17 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Алла Сизова
А́лла Ива́новна Сизо́ва (22.09.1939, Москва, РСФСР, СССР — 24.11.2014, Санкт-Петербург, Россия) — русская советская балерина, балетный педагог. Народная артистка СССР (1983). Лауреат премии имени Анны Павловой (1964, Париж, Франция).
Родилась 22 сентября 1939 года в Москве. Позже её семья переехала в Ленинград.
Окончила Лениградское хореографическое училище (ныне — Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) по классу педагога Натальи Александровны Камковой (которая, в свою очередь, была одной из первых учениц легендарного педагога Агриппины Яковлевны Вагановой ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?p=58004#58004 ) ). (Среди учениц Н. А. Камковой были также Нина Тимофеева ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5995 ), М. Н. Алфимова, В. С. Муханова.)
Блистательно дебютировала на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра, поразив огромным прыжком, феноменальной техникой ещё в выпускном спектакле во фрагменте из балета «Корсар» (который танцевала вместе с юным Рудольфом Нуреевым ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=6005 ) ).
В 1958—1988 годах — в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский). В репертуаре — главные партии в балетах: «Спящая красавица» (принцесса Аврора, принцесса Флорина, фея Нежности) и «Щелкунчик» (Маша) П.И.Чайковского, «Жизель» А.Адана (Жизель, Мирта), «Дон Кихот» Л.Минкуса (Китри, Повелительница дриад), «Ленинградская симфония» (Девушка) на музыку Д.Шостаковича, «Ромео и Джульетта» (Джульетта), «Золушка» (Золушка) и «Каменный цветок» (Катерина) на музыку С.Прокофьева, «Бахчисарайский фонтан» (Мария) на музыку Б.Асафьева, «Шопениана» (Сильфида) на музыку Ф.Шопена и др.
Произвела настоящий фурор на гастролях в Америке и Англии в 1961 году. За исполнение партии принцессы Авроры в фильме-балете «Спящая красавица» (1964) получила Премию имени Анны Павловой Парижской Академии танца.
Из-за тяжёлой болезни покинула сцену на несколько лет, но вернулась и выступала в главных партиях до середины 1980-х годов. Лирическая по складу, балерина даже под конец танцевальной карьеры поражала редким по виртуозности мастерством в «Па-де-катр» на музыку Пуни, сложнейших вариациях из «Пахиты» и «Маркитантки». В памяти почитателей навсегда остался её бесконечно привольный полёт над сценой Мариинки, нежно поющие руки, тепло и радость, которые всегда дарила людям эта блистательная русская Терпсихора.
С 1988 г. — педагог в Санкт-Петербургской Академии русского балета (до 1991 г. — Ленинградское хореографическое училище). С 1990 года работала в США. В последние годы жизни жила в Петербурге.
Скончалась в Санкт-Петербурге 24 ноября 2014 года в возрасте 75 лет. Похоронена в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Добавлено: Ср Дек 24, 2014 4:25 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Алла Сизова
Алла Ивановна Сизова
Блестящим был дебют А. Сизовой в Кировском театре. Еще ученицей выпускного класса она станцевала Машу в «Щелкунчике», Повелительницу дриад в «Дон Кихоте», а на выпускном спектакле па-де-де из «Корсара» и Флорину из «Спящей красавицы». Труднейшую партию Повелительницы дриад и классический дуэт из «Корсара» Сизова танцевала виртуозно. Исключительные способности балерины, легкость и протяженность прыжков, гармоническая красота линий, четкость хореографического рисунка обратили на нее внимание знатоков и любителей балета. В роли Маши она подкупала простотой и непосредственностью исполнения, просветленностью образа.
В 1958 г., закончив Хореографическое училище по классу Н. А. Камковой, Сизова становится солисткой Театра имени Кирова. В образах, созданных Сизовой, сказалось ее тяготение к лирике, к поэтической задушевности. По своему характеру Сизова — классическая танцовщица академического стили. Большой успех принесла Сизовой сложнейшая партия Авроры, за исполнение которой в фильме-балете «Спящая красавица» Парижская академия танца наградила ее премией имени Анны Павловой.
Современная хореография потребовала от Сизовой иной образности, обогатила ее танец новыми красками. Воплощай образ Катерины в «Каменном цветке», Сизова нашла своеобразную манеру исполнении, придав своему танцу мягкую напевность русской пластики. Романтизируя обобщенный образ Девушки в «Ленинградской симфонии», балерина акцентирует в нем лирические интонации. В исполнительской манере Сизовой нет ничего броского, нарочитого. Ее героини, застенчивые и трогательные, искренние и открытые, полны ясности и душевной чистоты. Такими предстали ее Катерина, Марин, Жизель, Золушка. Дездемона, Ширин. «Танец Сизовой — то широкий, волевой, воздушный, то мягкий, лиричный, скользящий — всегда одухотворенный, всегда выразительный»,— так характеризует искусство балерины Н. М. Дудинская.
В 1964 году Сизова удостоена звания лауреата на конкурсе классического танца в Варне, а в 1966 году ей присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.
С. М. Вольфсон. Статья из книги «Мастера балета», 1967 год
Добавлено: Ср Дек 24, 2014 4:34 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Алла Сизова
Воспоминания зрительницы:
Алла Сизова
Писать об этой балерине трудно. Я видела её на сцене много раз, но в основном в одних и тех же ролях.
Первый раз – в «Жизели». Было это в конце 70-х годов. Спектакль давали на выезде, во Дворце культуры им. Горького. Сизова танцевала с Виталием Афанасковым. Эта пара заменила заявленных Комлеву и Викулова, что очень меня огорчило. Может быть, поэтому, может быть, из-за того, что сцена была явно меньше сцены Кировского театра, спектакль не произвел какого-то неизгладимого впечатления. Это был добротный спектакль, в котором Сизова-Жизель была главным украшением. Мне запомнилась трогательность и наивность Жизели в первом акте, воздушность и лёгкость во втором.
Уже позже, прочитав статью о Сизовой в сборнике «Ленинградский балет сегодня», а также книгу Ф.В.Лопухова «Хореографические откровенности», наслушавшись воспоминаний балетоманов, наконец, посмотрев фильм «Спящая красавица» (он был долгое время запрещен из-за того, что там снимались уехавшие за границу Макарова и Панов), я поняла, что эта балерина могла стать главной звездой театра последних десятилетий. Конечно, она получила звание народной артистки СССР, которое ей дали к 200-летию театра; её любили зрители (не так неистово, как Комлеву, но, пожалуй, больше, чем Колпакову – это я сужу по реакции зала, и только). Но, увы! После тяжелой травмы она должна была очень долго восстанавливаться. Говорили, что сам факт возвращения Сизовой на сцену – это подвиг. Обрести былую форму ей было уже невозможно.
Но всё равно – эта балерина танцевала «Шопениану», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан» (Марию), вариацию в «Пахите», фрагмент балета «Маркитанка» в хореографии Сен-Леона, реставрированной вездесущим Лакоттом; наконец, она в компании первых балерин театра танцевала «Па-де-катр» Пуни. Все эти роли я видела. На моей памяти лишь роль Джульетты в спектакле Лавровского прошла мимо – я все собиралась сходить на Сизову, а потом спектакль сняли. Не собралась я и на «Фею Рондских гор» в постановке Виноградова. Спектакль продержался недолго, и я опоздала. Да, ещё была «Золушка» - но я не помню, когда она танцевала её в последний раз.
Пожалуй, мои самые сильные впечатления от балерины Сизовой – это, безусловно, «Маркитанка», Сильфида в «Шопениане», «Па-де-катр» (Черрито) и вариация в «Пахите» (вставная, из «Конька-горбунка»). Уже, будучи в возрасте «под сорок», Алла Сизова сохранила невесомый прыжок (увы, не такой, какой он был до травмы). Но самым главным в её танце, по-моему, было ощущение радости, которое она излучала. Эта радость была и в первом акте «Бахчисарайского фонтана», когда её Мария гордо шествовала в полонезе, а потом танцевала соло. В «Па-де-катр» глаз невозможно было отвести от этой балерины – она просто сияла! В «Маркитанке», где её партнёром был Борис Бланков, Сизова проносилась вдоль рампы в легких прыжках, срывая аплодисменты; вообще они очень гармонично смотрелись вместе.
Есть известные записи «Маркитанки». Одна вошла в фильм «Свидание с Терпсихорой», другая – в программу «Вечер старинной хореографии»; в обеих записях Сизова танцует с Бланковым. Есть и фильм «Спящая красавица» 1963 (1964) года, где партнёром Аллы Сизовой выступил Юрий Соловьёв. Этот фильм критиковали за то, что режиссёр – К.Сергеев - как обычно, на первый план выдвинул Наталью Дудинскую-Карабосс. В силу ограничения экранного времени, многие важные сцены спектакля просто были убраны; зато фея Карабосс получила сольные танцевальные куски. Но, если честно, мне очень нравится Дудинская-Карабосс! Ей там 51 год, а она ещё очень технична! Да и как актриса вполне убедительна. Сизова в этом фильме такая молодая, такая очаровательная!
Наконец, есть запись 1958 года, на которой ученики Вагановского училища Сизова и Нуреев танцуют па-де-де из «Корсара». Я купила кассету (где бы достать диск, и есть ли он?) жуткого качества, но качество записи не имеет значения, если видишь ЧУДО. Вариация Повелительницы дриад, вставленная педагогом Н.Камковой в это па-де-де, и есть это чудо. Я не знаю, танцевал ли так кто-то до Сизовой – наверное, нет. Я не видела ничего подобного ни на сцене, ни в видеозаписях. Первое же жете вбок, первая же поза экарте этой вариации повергают в шок! Все прыжки выполняются на огромной высоте, все позы фиксируются элегантно и чётко. В финале вместо итальянских фуэте идут их комбинации с двойными турами. Реакция зала на этой записи адекватна увиденному...
Добавлено: Ср Дек 24, 2014 5:03 am Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Алла Сизова
На фото: Алла Сизова в 1960-х гг. в балетах П. И. Чайковского - в партии Маши в балете "Щелкунчик" и в партии принцессы Флорины в балете "Спящая красавица"
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах