Народный танец, самый древний вид народного творчества в Республике Молдова. Через танец мы наблюдаем типичные черты называемые «молдавский национальный характер». Организация движения во времени и пространстве, пластика, ритмика в исполнении народных танцев отражают образность художественного мышления, которую молдавский народ любит и ценит.
К числу наиболее распространённых танцев принадлежит хора (болгарское «хорo», от греческого «choros»). Ещё в начале XIX века хорой называли не только конкретный вид танца, но и своеобразное народное празднество, гулянье. Теперь в большинстве районов республики хорой называется круговой танец, в котором танцующие держатся за руки. Темп танца – умеренный. В хоре нет определённого конца, её продолжительность зависит от изобретательности танцующих, существует множество вариантов этого танца. Хора может называться по месту её создания - «Хора де Бэлць» («Бельцкая хора»), по персонажу или событию, в честь которого она исполняется - «Хора миресей» («Хора невесты»), «Хора Иленуцей» («Хора Иленуцы»), «Хора нунций» («Свадебная хора») и т.д. Иногда слово «хора» опускается и танец называется просто «Нунтяска» («Свадебная»), «Флоричика» («Цветочек») и т.д. В середине XIX века на смену понятию «хора» в его самом общем смысле приходит понятие «жок».
В разговорной речи вместо бытовавшего ранее «хай ла хорэ» (идём на хору) всё чаще употребляется «хай ла жок». Слово «жок» произошло от латинского «jocus» (игра, забава). Термин часто употребляется вторым словом, например, «Жок бэтрынеск» («Старинный танец»), «Жок де глумэ» («Шуточный танец»). В широком значении жок - народное гуляние, которое по традиции происходило в каждом селе на определённом месте - на площади, в поле, у мельницы и т.д. Жок устраивала группа парней. Они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок обычно длился с утра до позднего вечера. Путешественникам, посещавшим Молдавию в разное время, жок напоминал своеобразный сельский бал. Нередко жок начинался общим танцем типа хоры, причём в каждом районе и даже селе, исполнялись свои, неповторимые по стилю и манере танцы.
Широко были
распространены «Сырба», «Булгэряска», «Русяска», «Арменяска», «Цыгэняска». В своё время эти танцы были заимствованы у сербов, болгар, русских, армян, цыган. Но переняв отдельные элементы и темпы танцев других народов, молдаване исполняли их по-своему. Ни у одного из упомянутых народов нет подобных танцев, а если и встречаются, то называются молдавскими.
Особое впечатление производят на жоке мужские танцы. Начиная с XIX века, в молдавской хореографии почти не встречаются танцы с оружием в руках. Однако танцам «Бэтута», «Войничяска» («Танец богатырей»), «Хайдучяска» («Танец гайдуков»), «Арнэутул» («Танец арнаутов») свойственны энергичные движения, мужественность, унаследованные от старинных воинственных плясок, отражавших многовековую борьбу молдаван за свободу. Память о гайдуках жива и сегодня в народных песнях, балладах, танцах.
Современным «хайдучяскам» по своему энергичному характеру соответствуют мужские танцы типа «Брыул» («Поясок») и «Бэтута». Обычно в этих мужественных эмоциональных плясках, прославляющих воинскую дружбу и требующих особой ловкости и мастерства, принимают участие лучшие танцоры села. Такие танцы отличаются сложными ритмическими рисунками и комбинациями движений, частыми синкопированными ударами ног о землю.
Танцы нередко возглавляет ведущий. Их участники движутся чаще всего по кругу, по прямой или зигзагообразной линии (в форме вьющегося пояска), держат друг друга за пояса, плечи или кисти рук. Танец, как правило сопровождается гиканьем (киуитурь) и своеобразнымси юмористическими или сатирическими стихотворными импровизациями (стригэтурь).
Молдавские народные танцы неразрывно связаны с музыкой. Обычно они исполняются в сопровождении оркестра (тарафа), состоящего из скрипок, цимбал, флуера и других инструментов. В старину многие танцы сопровождались пением («Мититика», «Иленуца»).
Молдавские народные танцы разделяются по функциональной значимости в общественной жизни на обрядовые и бытовые. В числе наиболее известных - обрядовые танцы «Кэлушарий», «Дрэгайка», свадебные - «Остропецул», «Зестря», («Приданное»), Дансул миресей («Танец невесты»). Бытовые в свою очередь, подразделяются на танцы, в которых нет ярко выраженной фабулы, но в которой с наибольшей силой выразилась эмоциональная энергия народа - «Хора», «Сырба», «Молдовеняска», «Бэтута», «Брыул». «Булгэряска», «Ынвыртита» («Танец с вращениями»), «Русяска», «Трей лемне» («Три полена») и др. - и танцы, в которых выражается какое-либо конкретное действие.
Сравнительная стабильность рисунка молдавских танцев позволяет разделить их на четыре основные группы, типа хоры - круговые танцы, в которых танцующие держат друг друга за кисти рук или плечи: типа брыул - основной рисунок - линия или полукруг, танцующие держат друг друга за пояса и плечи, типа ынвыртиты - исполняется парами или небольшими группами (юноша и две девушки, или наоборот); танцы смешанного типа, которым свойственны рисунки трёх предыдущих групп.
По структурно-ритмическим признакам молдавские танцы в основном также делятся на четыре группы: типа сырбы, бэтуты-хоры, остропец, хоры-маре.
На основе фольклорного танца создаются сценические варианты народных танцев, которые исполняются профессиональными коллективами. Лучшие из них входят в золотой фонд народной хореографии.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Окт 05, 2010 9:22 am Заголовок сообщения:
Ансамбль народного танца "Жок" , в прошлом Государственный ансамбль народного танца МССР, с 1955 года заслуженный коллектив МССР, был создан в августе 1945 года. Художественный руководитель и главный балетмейстер с 1958 года - народный артист В. Курбет. Ансамбль является хранителем и продолжателем вековых традиций молдавского народного хореографического искусства. В репертуаре ансамбля фольклорные танцы "Молдовеняска", "Хора", обрядовые танцы. На основе музыкально- хореографического фольклора ансамбль создал ряд хореографических сюит и картин: "Жок", "Молдавская свадьба", "Легенда о мэрцишоре" и другие, а также танцы народов других стран мира. Танцы и музыка ансамбля "Жок" наполнены самобытностью, жизнерадостностью и блеском и по достоинству оценена , как одна извеликолепных трупп мира. Ансабмль является неоднократным лауреатом международных конкурсов.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах