Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 9:38 am Заголовок сообщения: Танцы Средней Азии
"Под ритмичные удары большого бубна - дойры кружится девушка. Взлетают и колышутся подхваченные вихрем танца легкие складки шелковой юбки, развиваются темные косы, мелькают ножки в шелковых шароварах, перехваченных у щиколотки вышитой тесьмой "джияк", постукивают каблучки туфелек. Но вот танцовщица внезапно застыла на месте, и только в такт дроби, рассыпающейся под искусными пальцами дойриста, трепещут ее руки танцовщицы, плавно движутся плечи, задорно блестят черные глаза, переливаются золотом украшения. И вновь она - в вихре танца".
Эта цитата, которую я позаимствовала с сайта http://www.sairamtour.com/news/gems/34_r.html, лучше всего описывает нежный и лиричный, величественный и гордый, воздушный и искромётный, чувственный и волнующий - мнноголикий танец Средней Азии.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 10:08 am Заголовок сообщения:
Итак, я хочу поговорить с Вами, дорогие ценители прекрасного, о танцевальном и музыкальном искусстве Средней Азии. Мой первый танец, который я исполнила в трепетном, но уже сознательном возрасте пяти лет, был танец моей мамы - Таджикский народный танец. Это был обычный утренник в обычном детском саду. На мне было таджикское атласное платьице и штанишки и много-много косичек, и я танцевала танец, которому меня научила мама. С тех пор всё искусство и культура Средней Азии очень мне близки - я впитала их с молоком матери. Знаете, это как условный рефлекс. Как только я слышу таджикскую или узбекскую речь, или даже интонации приезжих из бывших Советских республик, когда они говорят по-русски, не говоря уже о музыке, во мне просыпается зов предков. Хотя нет, он никогда не спит, он всегда со мной. Просто он оживает и что-то начинает так приятно волновать, ах...
Таджикская танцовщица в Кулябском национальном костюме
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Чт Фев 05, 2009 10:18 am), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 10:12 am Заголовок сообщения:
Если мы попытаемся описать какую-нибудь традицию даже одного немногочисленного народа, то обнаружим, что с каждым мгновением погружения в информацию перед нашим взором будет вырастать целый океан истории. Но люди не одиноки в этом могучем океане под названием жизнь. Рядом с ними живут такие же люди со своей историей. Люди общаются, обмениваются своим опытом, и вскоре их истории становятся уже не отдельными рассказами, а целыми эпосами. И вот уже один не может жить без другого - их жизни настолько сильно сплелись в одну, что им трудно ответить, а что было вначале. И всё же каждый из них уникален. Но именно благодаря желанию сохранить и обогатить то, что досталось им от их великих предков, объединяет эти многоликие народы.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 10:27 am Заголовок сообщения:
Уйгурские танцовщицы, Синьцзян, Китай
Да, этногенез вещь непростая. Кому интересно узнать, как рождаются, живут и развиваются, а затем умирают и вновь возрождаются народы, советую почитать Льва Гумилёва. А кому интересно узнать, как развивалось искусство народов Средней Азии, предлагаю немного окунуться в историю этих земель.
Территории современных республик Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, (республика Казахстан обычно рассматривается отдельно), а также восточного Туркестана, который входит в состав Уйгурского автономного округа провинции Синь Цзян в западном Китае, составляют часть известную под названием Центральная или Средняя Азия. В разное время различные народы и завоеватели внесли свой вклад в развитие истории и формировании культуры Среднеазиатских государств. Предшественником танцевально-музыкального искусства Средней Азии являются богатые и многочисленные традиции Персидского, Гератского (Афганского), Могольского и Оттоманского царств, арабских мусульман и, конечно, Российской империи.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 10:35 am Заголовок сообщения:
Таким образом мы видим, что эти земли стали местом пересечения и одновременно слияния Европейцев и Азиатов. В то же время, несмотря на влияние из вне, местные жители на протяжении веков смогли сохранить и свою самобытную культуру. Именно поэтому в различных регионах Средней Азии, с одной стороны, мы обнаруживаем много схожих черт как в музыке, так и танцевальной традиции, а с другой стороны, имеют место быть свои различия и особенности.
Персидский танец
Итак, по территориально-этническому признаку танец Средней Азии можно разделить на следующие виды: Узбекский, Таджикский, Синь Цзян или Уйгурский, Туркменский и Киргизский. Соответственно в каждом регионе есть и свои разновидности, которые определяются принадлежностью к тем или иным этническим меньшинствам. В то же время благодаря близости границ и постоянному культурному обмену на протяжении веков некоторые стили как танцевального, так и музыкального искусства в этих регионах обрели много общего, и по сути являются единой частью одного культурного наследия, например, как в случае с классической музыкой Шаш Маком (от персидского шаш - шесть, и арабского макам "собрание"), которая является единой культурной нивой не только для инструментального и песенного исполнения, но и для танцевального искусства Узбеков и Таджиков. Именно имперские завоевания Персов, Тюрков, Арабов и других народов с объединением близлежащих земель в единое государство с последующим строительством городов-центров, каждый из которых в своё время становился столицей того или иного ханства, способствовали развитию именно того культурного облика Средней Азии, который сохранился до наших дней.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 10:40 am Заголовок сообщения:
Узбекские или Таджикские танцы, Уйгурские или Персидские, Афганские или Памирские, Туркменские или Казахские также, как и музыка – понятия относительные и собирательные, так как на культурном поле каждого из них растёт огромное количество цветов разных соцветий. Безусловно, мы находим много общего и в то же время много разного. При этом, каждая традиция имеет свои особенности. Коктейли можно смешать по-разному. И где-то цветы вишни будут белыми, а где-то розовыми. Так происходит и здесь. И потом, нельзя забывать про местные особенности. Другое дело, что вычленить их из общего достаточно сложно, но услышать акцент, увидеть оттенок удаётся даже неискушённому глазу и уху.
Ферганский - самый лиричный стиль Узбекского классического танца
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 10:47 am Заголовок сообщения:
Со времён легендарного Шёлкового Пути (IV – VIII в. н.э.), центр которого проходил через земли современного Узбекистана и Таджикистана, танцоры из Бухары, Самарканда и Ташкента были желанными артистами и при дворах китайских императоров. В VII в. Среднюю Азию завоевали Арабы и на этих землях стал повсеместно распространятся Ислам. Так же, как и в других областях исламского мира, танцевальное выступление женщин на публике не особо приветствовалось в Средней Азии в этот и последующие периоды. И несмотря на тот факт, что издревле во дворцах эмиров любили устраивать пышные торжества с песнями и плясками, выступление женщин перед мужской аудиторией было запрещено. Поэтому женщины танцевали только для женщин в специально отведённых для них местах – Ич кари (женских кварталах). Публичное выступление было привилегией так называемых бача или мальчиков-танцоров, которые одевали женские платья, наносили макияж и танцевали, подражая женщинам. Исключением из этого правила может служить лишь изображение придворных танцовщиц в средневековых миниатюрах различных манускриптов, что ещё раз доказывает, что правители Монгольских и Тюркских династий, которые воздвигли такие города, как Самарканд и Бухара, высоко ценили искусство музыкантов и танцоров.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 11:01 am Заголовок сообщения:
Итак, Узбекское танцевальное искусство включает в себя три классических стиля танца, которые отличаются своим происхождением - территориальной принадлежностью традиции, техникой исполнения, музыкальным репертуаром - сопровождением и костюмом:
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 11:44 am Заголовок сообщения:
Так как Таджикистан и Узбекистан некогда были частью одного государства - Туркистана, их музыкальное, танцевальное и литературное творчество тесно взаимосвязаны и имеют много общих черт. Если не говорить о региональных народных танцах, которые достаточно самобытны и поэтому легко узнаваемы, то классические танцы Узбеков и Таджиков очень легко спутать. Только профессиональные танцоры и искушённые ценители могут определить, кто сейчас перед вами танцует - Узбечка, Таджичка, а может быть и Уйгурка, так как многие стили перекликаются между собой.
Особенно это касается Ферганского стиля, который является общей классической тардицией для Узбеков и Таджиков.
Цитата:
Ферганские танцы - проникновенные, задушевные, мягкие в исполнении, с плавными движениями головы и плеч, с легкой летящей поступью и округлыми взмахами рук, рисующими сложные воздушные узоры. Неторопливое течение танца сменяется порывистыми вращениями и легкими изящными пируэтами.
Долина Ферганы расположена в восточной части республики Узбекистан. До образования Советского Союза эти земли входили в Ханство Коканд. Классический танец Ферганы – это лиричный танец с очень богатыми движениями шеи и головы, и змеевидных рук. Это очень витиеватый стиль, в котором танцы исполняются под музыку и песни, тексты которых взяты из классической литературы. Экспрессия и мимика очень нежные и мягкие, передающие благородство и чистоту, которые высоко ценятся в традиции исполнения.
Движения рук похожи на те, которые мы встречаем в Узбекских танцах, а также в некоторых Иранских, Афганских и других восточных традициях.
Танцовщицы исполняют Тановар и Мунаджат – танцевальные пассажи, проникнутые высокими одухотворёнными чувствами, которые полны пафоса и глубокого желания воссоединения с любимым.
Народный Ансамбль р. Узбекистан "Бахор", что в переводе означает "Весна"
Муноджат – с лит. ‘диалог с Богом’, изначально музыкальная разновидность исполнения, которая также перешла в танцевальную форму.
Танец Муноджат в исполнении Заслуженной артистки р. Узбекистан и основателя Ансамбля "Бахор" Мукаррам Тургунбаевой
Тановар – танец, который исполняют женщины на песни популярные в Восточном Узбекистане, Северном Таджикистане и Западном Синьцзяне (Xinjiang – Уйгурский Автономный округ, провинция в Китае).
Мукаррам Тургунбаева - Танец "Тановар"
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Чт Фев 05, 2009 11:56 am), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Фев 05, 2009 11:54 am Заголовок сообщения:
Города Кашгар и Ярканд в Син Цзян или как его ещё называют Китайский Туркистан представляют дальневосточный сектор бывшей империи Персов. Они находятся на противоположной стороне Ферганской долины от Самарканда и Бухары. Поэтому танцевальные формы, которые сохранились среди Таджикских и Уйгурских этнических меньшинств этой области, имеют особенности древней персидской традиции. Географическая близость этого района к Кашмиру также объясняет влияние Индийской культуры. Хотя, как их соседи Узбеки и Таджики, Уйгуры имееют свою самобытную культуру музыкального, вокального и танцевального исполнения.
Цитата:
Уйгуры - древний этнос, издревле проживавший на Севере Китая, главным местом их проживания является Синьцзян, но они также проживают в Хунани, Пекине, Гуанчжоу и других местах. За пределами Китая уйгуров очень мало. Самоназвание "уйгуры" означает "сплочение", "объединение". В древнекитайских исторических летописях встречаются разные вариации наименования уйгуров: "хуэйху", "хуэйхэ", "уйгуры". Официально название "уйгуры" было принято правительством провинции Синьцзян в 1935 году.
Уйгуры говорят на уйгурском языке, который относится к тюркской языковой семье, исповедуют ислам. Местами их проживания являются главным образом районы Южного Синьцзяна: Каши, Хотан, Аксу, а также г. Урумчи и Илийский округ в Северном Синьцзяне.
Уйгурские танцы довольно сильно похожи на классическое танцевальное искусство Ферганы. Помимо разновидностей Тановар и Муноджат, здесь также исполняют Накша и Санам. Танцы уйгуров можно разделить на две категории: танцы, сопровождаемые пением, и танцы под музыку. Популярен танцевальный стиль Санам, который отличается свободным выбором движений, исполняется как одной танцовщицей, так и в паре, а также целым ансамблем. "Сятъяна" - жизнерадостный танец, исполняемый неограниченным числом артистов. В этом танце исполнители, подняв руки вверх, делают кистями рук повороты и взмахи в такт мелким танцевальным шагам, кроме того, плечи артистов совершают характерные движения так, что шея при этом остается неподвижной. Под классические Мукамы также исполняют танцы с пиалами и блюдцами, которые венчают головы танцоров.
Уйгурский костюм, в которых обычно исполняют классику
China Usuli - как я понимаю перевод от англ. china - фарфор и usuli - тюрк. "часть", в данном случае ритмическая. Это композиция, которая встречается не только в Уйгурской традиции, а также во многих других - у Узбеков, Таджиков, Монголов и т.д. В данном случае это Уйгурский танец с пиалами. В нижней чашке налита вода. Танцовщицы совершают виртуозные вращения, проходки, балансируя при этом мышцами шеи, которые позволяют им удержать вот такую пирамиду из пиал. Как известно, чайная церемония высоко цениться на Востоке, и уметь подать чай - это высокое искусство!
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Чт Фев 05, 2009 12:18 pm), всего редактировалось 1 раз
В Москве существует пока единственный коллектив, в котором преподают Узбекские танцы. Это школа восточных танцев "Фейруз". Недавно я узнала, что в этой школе преподаёт артистка балета Государственного Академического Ансамбля Танца "Бахор" имени Мукараммы Тургунбаевой, балетмейстер и постановщик Тураходжаева Айгуль Аминовна. Это очень большая редкость, так как не всегда можно обратиться к носителю культуры, тем более здесь в России. Это искусство очень аутентичное. Носителей за рубежом практически нет. Если Индийские и Арабские танцы живота во всём своём многообразии стилей и школ имееют уже достаточное распространение, то танцы Средней Азии можно уивидеть только на их Родине - в республиках и странах Средней Азии.
Классическая база движений у всех стилей одинаковая с небольшим колличеством вариаций в позициях и позах, основой для которой послужила классическая европейская хореография и характерные движения из народных танцев. Главное отличие - подача. В одном стиле делается больший акцент на плечи, в другом на кисти рук, в третьем на вращение и т.д. Но основа у всех одна, которая характеризуется большой работой рук, плечей, корпуса, шеи, которые совершают различные по характеру движения от резких до плавных, но обязательно следуя определённому ритму и мелодии и сопровождаемые многочисленными поворотами и вращениями, которые могут напоминать пируэты Катхака и во многом являются отголоском трансовых танцев Суфийских дервишей. И, наконец, самая главная особенность танца - мимика, чувственное выражение всего того, о чём хочет рассказать танцовщица, передаётся с помощью глаз, улыбки и жестов. Да, танцовщица должна рассказывать свой танец. Даже чисто ритмические композиции должны передавать настроение. Гибкость и пластика дополняют и подчёркивают красоту стиля.
А одним из самых ярких танцев является зажигательная композиция под аккомпанемент бубна. Здесь виртуозные движения руками, плечами, корпусом, головой и шеей передают целый каскад ритмов под звонкие удары Дойры. Танец может быть как игровым, так и чистой композицией – как бы дружественным соревнованием по импровизации между танцовщицей и музыкантом.
У Уйгуров есть похожий танец, называется Дап Усули - ритмическая композиция под аккомпанемент Дап - бубна.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах