Бхарати Шиваджи родилась в 1948 году в Кумбаконаме, штат Тамилнад. Сначала она занималась Мохини Аттам под руководством Радхи Марар, а затем ее учителем стал Кавалам Нараяна Паниккар. Бхарати Шиваджи также является профессиональной исполнительницей танца Бхаратнатьям, в течение нескольких лет она занималась у Лалиты Састри. Выдающаяся исполнительница Танца Волшебницы, с помощью проведения исследований и творческого подхода Бхарати внесла значительный вклад в развитие этой танцевальной формы. При поддержке научного сообщества из Академии Санджит Натак, она работала с Каваламом Нараяной Паниккаром над расширением формата и репертуара этого танца. Она также преподает в своем собственном центре Мохини Аттам в Дели. Она является автором книги "Искусство Мохини Аттам" и продюсером фильма об этом танце.
В дни празднования культуры Индии в Санкт-Петербурге на сцене Театра оперы и балета консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова представители этой загадочной страны продемонстрировали петербургской публике истинное пиршество музыкально-хореграфических красок и невиданное ранее живописно-ритмическое действо, являющее собой ценное, культурное наследие этой страны.
Индийская классическая музыка была представлена своеобразным трио в составе древнего сотнеструнного инструмента Сантур, "рожденного" в знаменитой долине Кашмира, двухголового барабана (Пакхаванджа) и состоящий из двух барабанов Таблы. На этих знаменитых инструментах прекрасные индийские музыканты исполнили известные сочинения индийской классической музыки. Мистическая мелодика и виртуозный ритм индийских барабанов, сопровождающих также и фольклорные танцы, передавались человеческому телу, которое и рождало зримое воплощение этой образной музыки, где, как говорят индусы, повествуется о высоких горах, глубоких реках, теплом море и непроходимых джунглях.
Огромная двухчасовая движущаяся фреска буквально околдовывала взгляд своей неповторимой пластической живописностью. Здесь присутствовали танцы разных эпох и регионов, разных танцевальных школ, в которых просматривались пластические мотивы от древности до наших дней и где пластика движений взаимодействовала с многоцветными линиями костюмов.
Фольклорные танцы Индии, равно как и образная стилистика костюмов, уходит своими корнями в глубокую мудрую древность с ее многобожием и, проходя сквозь тысячелетия, входят в современность и продолжают жить в ней. Перед зрителями подчас возникали экзотические Божества в ритуальных масках и живописных одеждах, а на заднике сцены проецировались виды Тадж-Махала и очаровательных индийских пейзажей.
Индийский танцевальный фольклор поражает разнообразием форм и богатством живописной стилистики и в каждом штате являет собой собственную оригинальную форму выражения и танцевальной пластики.
Многие танцы имеют культовые истоки и существуют по сей день в многочисленных индийских храмах. "В быту" очень популярны ритуальные танцы в честь различных религиозных празднеств, как например, танец "в честь прихода дождей", которые в свое время еще праздновали Ратха и Кришна, танцуя среди павлинов, и костюмы современных танцовщиков тоже имитируют цветистое павлинье оперение.
Очень интересны, своеобразны светские ритуальные танцы, исполняемые на днях рождения и свадьбах. Были представлены танцы заклинателей змей, рожденные древним искусством древних факиров, в которых передана "условная пластика" этих таинственных ползучих рептилий, танцы весны и плодородия, средневековые танцы, основанные на технике древних боевых искусств, где использовались сложные специфические костюмы, украшения и грим, наподобие театральной маски, танцы празднования в честь удачной охоты, а также сопровождаемые пением танцы бенгальских менестрелей (баулов).
И конечно, Петербург был заинтригован хореографической композицией "Лебединое озеро" на музыку П.Чайковского, поставленной в технике классического танца школы Мохиниаттам, индусского штата Керала, который изначала тоже имеет происхождение в храмовом танце.
Подобный эксперимент, безусловно, представляет большой интерес для Петербурга - столицы русского классического балета и, как говорится, повидавшего всякие эксперименты по поводу своего национального шедевра. И в данном случае работа индийского хореографа Бхарати Шиваджи представляет большой интерес, прежде всего тем, что доказывает глубокое воздействие музыки Чайковского на культуры очень далекие от русской и то, что индийская культура нашла в русской музыке именно то, что созвучно ее "хореографическому мироощущению".
В Индии в разных регионах существуют не только обособленные школы фольклорного танца, но и классического со своей индивидуальной техникой. И, конечно же, здесь нет никаких пуантов и все основано на классических движениях тела танцовщиков и особенно замысловатой пластике их рук.
_________________ «Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах