Список форумов IndianDance.biz IndianDance.biz
Международный русскоязычный Форум любителей Индии и индийского танца
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск    ПрофильПрофиль   РегистрацияРегистрация 
 Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Кальяникутту Амма (Мохиниаттам)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Мастера и легенды в Индии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Фев 18, 2010 9:06 am    Заголовок сообщения: Кальяникутту Амма (Мохиниаттам) Ответить с цитатой

Кальяникутту Амма родилась в 1915 году в родовом имении Карингаванам в Тирунавайя в районе Малаппурам штата Керала. Она была одной из шестерых детей Шридеви Амма и Панангад Говинда Менон. В те времена была значительная разница, между тем как воспитывали мальчиков и методом воспитания девочек; за девочками присматривали, но к их мнению не прислушивались. Но Кальяникутту всегда имела собственное мнение и восстала против этого обычая. Она была девчонка-сорванец в полном смысле этого слова. Сколько не пытались родители обуздать её, они не могли заставить её не соревноваться с мальчишками в плавании, беге, лазанью по горам и т. д. Она даже пробовала заниматься йогой и боевым искусством Каларипаятту.

Как и было заедено в ортодоксальной семье, официальное обучение Кальяникутту закончилось после окончания восьмого класса в школе. Но девочка продолжала занятия сама, она писала стихи и короткие истории, которые появились в газетах под авторством Карингаванам Кальяникутту. Что касается танца, то он был под строгим запретом в семье. Кроме коротких эпизодов в сценических постановках, Кальяникутту не видела ни одной танцевальной программы до того как она пришла в Каламандалам. Могла ли она хоть немного предположить, что танец сыграет столь значительную роль в её жизнь.

Это произошло в 1937 году. Кальяникутту было 22 года, и она была не замужем. Она чувствовала себя обременённой семьёй. Атмосфера в семье вынудила её написать кузине, которая была учителем Малаялам в государственной школе Соранур, ища у неё помощи в продолжение обучения литературе Малаялам, чтобы получить образование и быть самостоятельной. Канчи Лакшми (кузина) взяла её в Соранур. Во время пребывания там кузина повела её к Валантол Нарайяна Менон, чтобы взять неопубликованные рукописи из его коллекции. Этот визит полностью изменил жизнь Кальяникутту Амма.

Валантол организовал Каламандалам в 1930 году, чтобы обучать искусству детей. Класс Катхакали был организован быстро, как и требовалось – студентами были только мужчины. В 1933 году он пригласил в школу Орикаладатх Кальяниамма – танцовщицу Мохиниаттам. Он уговорил танцовщицу не исполнять две композиции, такие как Моокаттиаттам – которые были непристойными и обучать другому репертуару. Единственной ученицей была Тханкамани, которая позже составила пару с Гопинатхом - знаменитый дуэт Гопинатх-Тханкамани – они стали мужем и женой. В 1936 году Валантол отправил Кальяниамма в Сантиникеттан для преподавания. Тогда Рабиндранатх Тагор, впечатлённый изяществом танца, просил Валантола продолжать возрождение танца. Но в течение года Кальяниамма заболела и умерла.

К тому времени как Кальяникутту встретилась с Валантолом, девочка с уважаемой семьи всё ещё не хотела изучать танец. Поэтому, когда он узнал о желании Кальяникутту заработать на жизнь (обеспечить себя самой), его откликом было уговорить её начать обучение танцу. Он получил разрешение от её отца, которого он хорошо знал, и зачислил её как студентку Каламандалам. Это послужило примером для других девушек. Ещё четверо тоже стало студентами Каламандалам.

Задумчивый взгляд появлялся на лице Кальяникутту Амма, когда она вспоминала своё поступление в Каламандалам. Она вспоминала, что в то время была несколько полной, и замечания Валантола при изучении танца и смешили её и сбивали с толку одновременно. Но каждодневные занятия в Каламандалам вскоре изменили это. Мадаван, один из учителей танца успокоил её, уверив, что не стоит волноваться по поводу лишнего веса; скоро всё станет в порядке. И действительно, через шесть месяцев благодаря регулярной большой нагрузке от упражнений, она оказалась в хорошей физической форме.

Повседневная жизнь в Каламандалам была строгой и точно расписанной. Студенты должны были вставать в 2.30 утра и начать работать в 3 утра. Затем, с намазанным маслом лицом, и сидя вокруг горящей лампы (нилавилакку), они должны были выполнять упражнения для глаз, век, бровей, губ, щёк и т. д. Приблизительно через два часа после этого, они стоя выполняли «мейя садхакам» (круговые жесты). Затем следовал перерыв с семи часов для принятия ванны и завтрака. С 8.00 до полудня проходил танцевальный класс, включая час на изучение Катхакали. После ланча – уроки Хинди и Английского языков с 14.00 до 16.00. И с 16.00 до 18.00 снова был класс танца, затем молитва и ужин. И, наконец, после ужина, проходил класс абхинайи. Студенты должны были ложиться спать 21.30.

Арангетрам Кальяникутту состоялся в 1939 году перед специально приглашённой публикой. Вскоре после этого Мадаван покинул Каламандалам, и его место заняла Мадавиамма из Коратикара. Это принесло важные изменения. Мадаван, Гуру Гопинатх и Ананд Сиварам, которые до того были в Каламандалам, преподавали привлекательную форму танца, которую они называли Классическим танцем Кералы. Но то, чему начала обучать Мадавиамма, как Мохиниаттам, значительно отличалось. Но через некоторое время Мадавиамма тоже ушла из Каламандалам, и её заменил Кришна Паникер как учитель Мохиниаттам. Ему было 78 лет, и он был наиболее компетентной и уважаемой фигурой в этой области.

Кальяникутту была полностью погружена в танец. Тогда она столкнулась с вопросом выбора: вернуться в семью или продолжать изучение танца – выбор она сделала позже.

Она полностью была отделена от жизни семьи и не могла принять участие в социальных событиях. Таким образом, она не могла приехать на свадьбу своей младшей сестры, некоторые из родственников предупреждали её родителей, что они не примут участие в свадьбе, если там будет присутствовать «Каламандалам» (так они отзывались о Кальяникутту). Она поспешила написать своей семье, что будет держаться в стороне, и не будет смущать семью и мешать счастью своей сестры.

Кришнан Наир, артист Катхакали и учитель в Каламандалам, и Кальяникутту Амма поженились в 1940 году. Тихая свадьба состоялась в Ченгануре Ванчипуза Ковиллакам, куда они поехали для концерта Катхакали. Было только пятеро приглашённых – четыре члена Королевской семьи и певец Каламандалам Нилакандан Намбисан. Кальяникутту Амма написала своему отцу, чтобы проинформировать его о свадьбе, но в Каламандалам о свадьбе не было оповещено. В школе было строгое правило, запрещающее браки между членами школы и студентками.

Супруги покинули Каламандалам в конце 1940 года. На следующий год Кальяникутту Амма получила работу учителя Мохиниаттам и литературы Малаялам в Тривандруме в школе, учреждённой тем временем Гуру Гопинатх. Но они там пробыли не долго, около года. В 1942, Десамангалам Виллиа Тампуран предоставила паре маленький домик и следующие три года Кальяникутту Амма исполняла роль домохозяйки. Только когда семья переехала в Велларрпалли, Кальяникутту Амма снова стала преподавать танец. Но расположение дома было крайне неудобно. И пара снова переехала в Алвей.

В 1950 году Кальяникутту Амма работала в школе в Чалакуду. В 1952 году Кришнан Наир и Кальяникутту Амма организовали свою школу Керала Калалайям. В то время в школе занималось 56 учеников, изучавших Мохиниаттам, Катхакали, Бхаратанатьям, музыку и мридангам у различных педагогов. Школа переехала в Трипунитура около Эрнакулам в 1958, Когда Кришнан Наир получил работу в Академии Искусств в Трипунитура. В семье Кальяникутту Амма и Кришнана Наира было две дочери и пять сыновей. Дочери ассистировали родителям в преподавании и тоже делали и внучки, и некоторые студенты. Кальяникутту Амма преподавала во многих местах и всегда делала это хорошо. О студентке школы Дарпана в 1954 году, Мриналини Сарабхаи она отзывалась так: «У меня было чудесное время в Дарпане. Мриналини обращала внимание даже на самые незначительные мои рекомендации. Она была очень пунктуальной. Строго в семь утра я слышала её шаги – она спускалась вниз по лестнице на занятия Мохиниаттам. Она хотела, чтобы я продолжала с ней заниматься, но я должна была вернуться к своим детям и мужу в Трипунитура».

Мриналини Сарабхаи очень тепло отзывалась о времени, проведённом с Кальяникутту Амма в Дарпане: «Она была столь вдохновенным учителем и столь погружённой в свою работу, что это было истинным удовольствием работать с ней. Я обучаю студентов так же, как она меня учила и использую множество её советов в своих композициях, не говоря о традиционной программе Мохиниаттам. Это её великий вклад в Мохиниаттам, который поддержал это искусство, которое Махараджа Свати Тирунал оживил и Махакави Валантол придал силы. Без сомнения, Кальяникутту Амма сейчас примадонна (мастер) этого искусства».


В 1974 году Кальяникутту Амма шесть месяцев преподавала в Калакшетре. 23 учителя прошли ознакомление с Мохиниаттам. Кальяникутту Амма чувствовала, что задача её жизни обучать Мохиниаттам и распространять его, возложенная на неё Валантолом. В 1958 году, когда Валантол был при смерти, он послал за ней и сказал ей: «Я смог дать Катхакали место, которое оно заслуживает. Но, что касается Мохиниаттам, я реформировал его, но я был не способен дать ему должное место в искусстве. Ты одна только можешь сделать что-то для этого». Эта вера в Кальяникутту Амма придала ей сил говорить во всеуслышании о Мохиниаттам.

«Я очень сожалею, что одна из пяти (кто изучал Мохиниаттам у Кришна Паникер Асан) продолжает бороться за сохранение Мохиниаттам в той форме, в которой обучал Кришна Паникер. Если хотя бы один из них был со мной, то не было бы столько вариантов в Мохиниаттам». Позднее она добавила: «Сейчас каждый создаёт свой собственный стиль и называет это Мохиниаттам. Некоторые даже говорят, что старый репертуар Мохиниаттам – хореографическое «бедствие»».

Были варианты отличные от настоящего Мохиниаттам, в 60-х они имели оттенки чувственности.
Любая форма искусства, проходя процесс эволюции, меняется в своей структуре и социальной принадлежности. Это касается и Мохиниаттам. Ни один источник не даёт ясной картины этого танца со времён Свати Тирунал. В переводе Вьявахарамала (1709г.) году упоминается о плате танцорам и певцам Мохиниаттам, но там нет упоминания о характере самого танца.

Мохиниаттам Кальяникутту Амма – имеет свой характер, но в нём нет элементов Бхаратанатьям, Катхакали или других форм танца. Репертуар схож с репертуаром Бхаратанатьяма, по этой причине находят влияние Бхаратанатьяма на эту форму танца. Жесты такие же, как используют в Катхакали, Куддиаттам и Туллал. Это потому, что Мохиниаттам использует жесты, описанные в Хасталакшанадипика. Кальяникутту Амма вспоминала, что она выучила четыре композиции Кришна Паникер Асан в Каламандалам: Чёликетту, Джатисварам, Варнам и Тилана. Паникер говорил, что Мохиниаттам не был ограничен двумя композициями для концертов, но есть порядок (репертуар), которому нужно следовать в концертах, длящихся 4 – 5 часов, как катчери в храме. Программа начинается с Чёликетту, продолжает её Джатисварам, Варнам, Падам, Тилана, Шлокам и Саптам. Саптам или семь композиций могут длиться час и больше. Это обычно короткие истории о Богах, как Шива или Рама.

Было много различных мнений о Мохиниаттам. Некоторые известные исполнители жаловались, что в 60-х Мохиниаттам умирал, и приписывали себе роль единственных исполнителей и хранителей этой традиции. Некоторые отказывались признать вклад Кальяникутту Амма в возрождения этой формы искусства и обвиняли её в консервативности. Даже такой образованный и уважаемый человек как Танкамани Гопинатх не смог оградить её от нападок и предпочёл остаться в стороне от трений.

На это всё Кальяникутту Амма отвечала, что «мы танцоры старого поколения не имели академической квалификации и у нас были проблемы в общении на английском языке» и она поясняла, что «может быть, мы не имели возможности сделать Мохиниаттам известным во всём мире и найти нужные контакты и поддержку. Но это не значит, что Мохиниаттам умер в Керале (и спасён этими аутсайдерами (имеется в виду не уроженцев Кералы)». И ещё: «С 1933 года, когда в Каламандалам было введено изучение Мохиниаттам, этот танец никогда не был в состоянии умирания. Менялись учителя – Кальяниамма, Мадавиамма, Кришна Паникер, Чиннамму Амма, Сатьябхама, с 1941 года я и мой муж ведём обучение Мохиниаттам. В 1952 году мой муж и я организовали свою школу, Керала Калалайям. Рошан Ваджифдар пришла заниматься в 1952 году. В 1954 году преподавала в Дарпане. Мриналини Сарабхаи обучалась у меня. Как вы видите, Мохиниаттам не был в состоянии умирания в 60-х. И он вызвал большой интерес, после того, как был включён в молодёжныё фестиваль, на уровне школы и колледжа».

На заявления, что в Мохиниаттам были непристойные композиции, она отвечала, что после того, как Мохиниаттам стал дисциплиной Каламандалам, все непристойные композиции были исключены. Суть Мохиниаттам – Бхакти (служение); основная идея заключается в поиске дживатмой(души) параатму(высшую Душу). До восьмого века Мохиниаттам носил народный характер. После восьмого века произошли большие изменения: в храмах стала проводиться тантрическая служба. Храмы были реставрированы и расширены, проводились представления музыки и танца. Влияние Свати Тирунал принесло дальнейшие перемены: музыка Карнатик заменила доминирующий стиль старой музыки. Девушкам, танцующим в храме было разрешено выходить замуж. Ранее танцоры имели большое уважение в обществе. Только позже вкрались нежелательные вещи. Но после того как Валантол ввёл Мохиниаттам в Каламандалам, он никогда не был вульгарным. Валантол Нараяна Менон привнёс много изменений в танец. Он убрал непристойные моменты из танца и музыки. Он переместил наттувана и музыкантов из глубины сцены в сторону. Он чувствовал, что флейта, скрипка и мридангам подходят для этого танца и начал использовать их. Но он сохранил как самое главное перкуссионный инструмент – Эдакка.

Разногласия касались и костюма Мохиниаттам. Кальяникутту Амма говорила: «Мы использовали сари длиной в 9 ярдов, типичное сари Кералы с неширокой тесьмой и закладывали складки, это более или менее подходит для танца. Причёска была двух видов – какапакшам и нагаламбам. Какапакшам выглядело как крылья вороны, волосы стянуты на затылке с «решми» (заколкой), выглядевшей как змей с пятью капюшонами. С другой стороны, дети носили нагаламбам – обвитые вокруг прямых волос цветы. Для обеих причёсок в качестве украшений носили «солнце» и «луну» и «симанта чатти». На уши «тхакка» или клипсы, напоминающие лепестки лотоса. Мы носили кольцо для носа с капелькой. На шее мы носили типичные украшения Кералы. На талии был «кати бандхам» (пояс). Мы носили браслеты на руках и колокольчики на ногах. Мы использовали немного украшений, которые делали танцовщицу в её белом сари прекрасной и простой».

Кальяникутту Амма сердилась, когда спрашивали её мнения о модном стиле причёски для танцовщицы Мохиниаттам (кичка на боку). «Когда стали носить такую причёску?» - спросила она и продолжала отвечать: «Совсем недавно. Мы никогда не использовали этот стиль. Просто однажды студенты Каламандалам один раз использовали этот стиль. Они также носили сари в соответствующей манере. В этом они выглядят как цыгане». «Однажды ко мне пришла Чиннамму Амма, тогда она преподавала в Каламандалам. Я спросили её о новшествах в танце. И она ответила, что она забыла большую часть того, что изучала. Ей помог молодой инструктор Катхакали. Они решили, что Мохиниаттам так выглядит лучше. Я ответила ей, что то, что я увидела - не её стиль, сильно повлиял Катхакали».

«Я против таких бессмысленных изменений» - продолжала она объяснять: «Некоторые думают, что я хочу сделать Мохиниаттам лучше. Нет. Я хотела бы видеть Мохиниаттам в его чистой форме. Я знаю, что костюм всегда был красивым, с самого начала. Я хотела бы, чтобы Мохиниаттам исполнялся по всему миру.
Я не против того, чтобы некеральцы изучали танец. Я очень счастлива, что появляется такой интерес и любовь к этому искусству. Но лучше бы чтобы они изучали Мохиниаттам после 30-и или 40-ка».

Кальяникутту Амма отмечала, что именно Валантол предложил использовать Хасталакшнадипика мудры для Мохиниаттам. Все формы искусства в Керале следуют этому трактату.

Последний концерт Кальяникутту Амма был в 1948 или1949 году. Кальяникутту Амма играла в дюжине пьес и четырёх кинофильмах. Она написала два Варнама, двенадцать падамов, две тиланы, три шлоки и два саптама. Она написала также четыре балета, три из которых состоялись на сцене. Она классифицировала и систематизировала адаву (анкарас) в мохиниаттам. Она подробно описала свою работу в книге, опубликованной в 1978 году на Малаялам. Она обучила много студентов Мохиниаттам, в том числе и из других стран. Её преданность и любовь к искусству до последних дней вдохновляла её. Кальяникутту Амма умерла в 1999 году.


статья из журнала «Sruti» № 59
Перевод: Ксения Лоренс.


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Фев 18, 2010 9:08 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Фев 18, 2010 9:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Фев 18, 2010 9:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Мастера и легенды в Индии Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100