Полное имя: Риту Нанда (Капур) (Ritu Nanda (Kapoor)).
Дата рождения: 30.10.1948. На данный момент ей 60 года.
Связи: Старшая дочь Раджа Капура и Кришны Капур. Второй по старшинству ребенок в семье. Ее дедушка - Притвирадж Капур, два дяди - Шамми и Шаши и три брата – Рандхир, Риши и Раджив Капур – известные звезды индийского кино.
Риту Капур состоит в браке с Раджаном Нанда (Rajan Nanda), известным промышленником. Имеет двоих детей (сын и дочь) - Никхила Нанда (Nikhil Nanda) и Наташу Нанда (Natasha Nanda). Никхил Нанда женат на дочери Амитабха Баччана - Shweta Bachchan-Nanda.
Риту Нанда (Капур) - в настоящее время является главным исполнительным директором компании «Escolife». Она – известный предприниматель, связанный, главным образом, со страхованием. Она имеет более 55,000 клиентов, и является лауреатом премий «Brand Ambassador» и «Best Insurance Advisor» от «Life Insurance Corporation of India» (крупнейшей страховая корпорация Индии).
"Моя дорогая дочь, сохраняй грацию своего наследия и совершай хорошие поступки. Никогда не ставь в неловкое положение своего отца. Всегда будь в сердце своего мужа. Твое искреннее отношение к нему – твоя драгоценность. Служение ему – твоя обязанность. Пусть по возможности в твоей жизни не будет боли. Расцветай и распускайся в своем доме. Всегда помни мои слова и постепенно забудь меня. Я всегда буду любить тебя. Ты моя жизнь".
РаджКапур
РИМА ДЖАЙН (КАПУР)
Полное имя: Рима Джайн (Капур) (Rima Jain (Kapoor)).
Дата рождения: 28.09.1956. На данный момент ей 52 года.
Связи: Младшая дочь Раджа Капура и Кришны Капур. Предпоследний ребенок в семье. Ее дедушка - Притвирадж Капур, два дяди - Шамми и Шаши и три брата – Рандхир, Риши и Раджив Капур – известные звезды индийского кино.
Замужем за Маноджем Джайном (Manoj Jain). Мать двоих детей.
Воспоминания Раджа Капура.
"С дочерью Римой у него всегда были особые отношения. Как и способ разрешения разногласий. Если они спорили, то оба дулись, а потом, чтобы помириться, он писал ей короткую записку".
"Знаю, если меня больше не станет, ты не будешь скучать, потому что пока я жив, я не особенно тебя интересую".
"Лучше любить и потерять, чем совсем никогда не любить. Можно много любви дать и получить. Лучше давать ее тому, кто ее заслужил".
"Брак важен, но почему? Женщина становится женщиной, только когда она родит. В жизни женщины величайшее достижение – когда она дает рождение ребенку, а по социальным нормам и правилам чтобы родить ребенка, нужно жениться или выйти замуж. Женщина не должна бороться за право сказать, что она выше мужчины. Если только я доживу до момента, когда увижу тебя замужем, я подарю тебе хрустальную свадьбу."
Жизнь Раджа Капура полна противоречий. Он был богачом, но всегда играл бедных и униженных. На экране он был счастлив в любви, а в жизни так и не смог ее отыскать. Его фильмы сейчас мало кто смотрит, однако именно он основал знаменитый Болливуд — империю индийского кино.
Самой знаменитой ролью Раджа стал бродяга из одноименного фильма. Таких бродяг он во множестве видел на улицах Бомбея, куда отец перевез семью из захолустного Пешавара, Бомбея — самого многоликого города Индии, где рядом с помпезными особняками английских чиновников стояли жалкие лачуги, в которых в грязи и тесноте ютились сотни тысяч обездоленных. А рядом с одетыми в костюмы и галстуки клерками полуобнаженные факиры показывали свои чудеса. Первая попытка снять здесь кино провалилась — индийцы отказались предстать перед камерой, уверенные, что она вытянет из них душу, чтобы вдохнуть ее в изображение на пленке.
Потомок древнего клана По приезде в Бомбей отец Раджа, Притхвирадж Капур, занялся исключительно театром, создав и возглавив популярный «Притхви-тиэтр», но при этом он был уверен в том, что у кино, которым интересуется сын, большое будущее. Притхвирадж Капур, сильный, красивый человек, был потомком древнего клана воинов-кшатриев из Пенджаба. В своей работе он проявлял такую же решительность, как и его предки на поле боя — завоевывал внимание зрителей сильными эмоциями, а актеров муштровал, как солдат. Так же он воспитывал сыновей, старший из которых, Радж, родился 14 декабря 1924 года. Одно из первых его воспоминаний — как отец, купаясь в море, неожиданно подхватил его на руки и бросил в воду. Стоявшая на берегу мать, Рамсарни Мехра, начала кричать: «Ты утопишь нашего сына!» «Но папа, — вспоминал Радж, — сохранял спокойствие, наблюдая, как я отчаянно бью руками по воде. В результате я очень быстро научился плавать».
Скоро у Раджа появились братья Бинди и Деви, но обоих постигла трагическая судьба: первый в четыре года умер от отравления, съев приманку для крыс, второй чуть позже скончался от пневмонии. Потом в семье родились сыновья Шамми и Шаши, а также дочь Урмила. Но пока Радж оставался один, мать с бабкой обратили на него всю свою любовь. Он вспоминал: «В детстве я был очень толстым. Мать ставила мне в пример отца, который каждое утро делал зарядку, и давала с собой в школу только кусок омлета и лепешку. Но я любил поесть и всегда находил с друзьями места, где можно было хорошенько перекусить. Когда мне не хватало мелочи, я расплачивался учебниками, а потом говорил, что потерял их, и выпрашивал у матери другие. Домой я приходил сытый и приносил пакет с едой, поясняя матери, что решил похудеть».
Радж вспоминал и то, как рано он стал ценителем женской красоты: «Я был очень миловидным, со светлой кожей и голубыми глазами. Актрисы моего отца кидались обнимать меня каждый раз, как я приходил в театр. Меня очень возбуждали их ласки, но уже тогда я научился скрывать эмоции. Я обожал женскую наготу, наверное, из-за того, что часто мылся вместе с матерью и видел ее обнаженной. Моя мать тогда была молода, красива, с крупными формами патанских женщин. Позже в моих фильмах часто повторялись сцены купания — женщины, занимавшие большую часть моих детских грез, проникли в эти фильмы, как привидения, не желающие, чтобы их похоронили».
Когда в 1955 году советские зрители штурмовали кинотеатры, чтобы посмотреть фильм «Бродяга», руководителям Госкино пришлось закупить и «Господина 420». Так началась волна небывалой популярности индийских фильмов в СССР Дебют В шесть лет отец впервые привел Раджа в театр, предупредив, чтобы он сидел неподвижно за кулисами и ничего не трогал. Мальчик послушался и не тронулся с места, даже когда мимо его уха просвистело тяжелое крепление от декорации, сорвавшееся сверху. В награду за храбрость Притхвирадж позволил ему выйти на сцену в вечернем спектакле, правда, нарядив девочкой и сунув в руки громадную куклу. Первое выступление Раджа окончилось провалом — увидев полный зал зрителей, он испугался и с громким ревом бросился бежать, волоча за собой куклу. Но уже тогда он испытал притягательность актерского успеха, заставившую его снова и снова пробовать свои силы на сцене. Отец не делал ему поблажек, заставляя работать не только актером, но и осветителем, техником и даже уборщиком. Только когда сыну исполнилось четырнадцать, он признал его достойным наследником своего дела. В этот день он торжественно сказал: «Сегодня люди говорят о тебе, как о сыне Притхвираджа, но придет время и они скажут: вот идет отец Раджа Капура. Это будет величайший день в моей жизни!»
Еще до этого, когда Раджу было одиннадцать, он впервые пришел на киностудию. Друг отца, режиссер Кидар Шарма, снял его в крошечной роли в фильме «Революция». С годами роли становились значительнее, и в 1947 году, когда Индия получила независимость, Радж впервые сыграл главную роль в картине «Смерть Камалы». Там впервые появился его герой — бродячий актер, певец, музыкант, отважно защищающий свое маленькое счастье в борьбе со злом и несправедливостью. Он не всегда добивался успеха, например, в первом фильме не смог спасти от гибели свою возлюбленную, принцессу Камалу, но сочувствие зрителей всегда было с ним. Первая режиссерская работа Капура, фильм «Огонь», рассказывала про того же героя — это был Кевал, ушедший от отца-богача, чтобы играть в театре. На сей раз все кончилось хорошо: Кевал нашел свое призвание, а с ним и любовь.
В этом фильме Радж сыграл главную мужскую роль, а его партнершей стала 18-летняя Наргис (Фатима Рашид). Они познакомились еще за несколько лет до этого, когда Радж зашел по делам в дом известной актрисы Джадданбаи. Дверь ему открыла изумительно красивая девушка с бездонными черными глазами. Это была Наргис, дочь хозяйки, и Радж тут же решил: она будет играть в его фильмах. К тому времени он уже был женат на своей шестнадцатилетней двоюродной тетке Кришне Малхотре — такие браки были в Индии делом обычным. Молодая жена оказалась доброй, красивой… но совершенно холодной. Поэтому любвеобильный Радж быстро переключился на своих секретарш и начинающих актрис, готовых на все, чтобы попасть в волшебный мир кино. К тому времени индийцы (во всяком случае в Бомбее) стали сниматься весьма охотно — каждое утро у ворот киногорода, который еще не называли Болливудом, собиралась толпа желающих прославиться. Тем, кого выбирали в статисты, платили в день по пять анн — стоимость двух чашек риса. Дешевизна съемок стала питательной почвой, на которой вырастало индийское кино.
Индийская фабрика грезСимвол индийского кино Болливуд — киногород в северной части Мумбаи (бывшего Бомбея), где расположены павильоны крупнейших киностудий Filmalaya и Film City. Это название образовано от слов «Бомбей» и «Голливуд». Действительно, по производительности Болливуд почти не уступает своему американскому брату — ежегодно здесь снимается до 300 фильмов. Правда, большая часть из них — непритязательные мелодрамы с музыкой, танцами и непременным хеппи-эндом. До недавнего времени такие картины были единственным развлечением большинства индийцев, что приносило продюсерам немалый доход, а актерам — громкую славу. Вслед за Раджем Капуром такие кинозвезды, как Дхармендра, Амитабх Баччан, Шахрукх Хан, получили статус национальных героев. Как правило, успешные исполнители впоследствии сами брались за создание фильмов, пристраивая к этому ремеслу и своих детей. Сегодня Болливудом управляют 28 актерскопродюсерских семей, в число которых входит и семейство Капуров. Долгое время индийское кино, несмотря на свою продуктивность, не воспринималось всерьез — его сюжеты были банальны, игра актеров искусственна, а бюджеты смехотворно малы. До сих пор годовой доход индийской киноиндустрии не превышает 2 миллиардов долларов, а американской — 50 миллиардов. Однако сегодня бурно развивающаяся Индия вызывает все больший интерес на Западе. Такие звезды, как Айшварья Рай, успешно снимаются на Западе, а фильмы, подобные «Миллионеру из трущоб» (снятому, правда, английским режиссером), завоевывают высокие награды. Многие верят, что в недалеком будущем Болливуд сможет стать реальным конкурентом Голливуда. Эту пару на экране зрители воспринимали как супружескую — их роман за кадром трудно было скрыть. Когда же Наргис вышла замуж, переживал не только Радж, но и многомиллионные толпы поклонников «сладкой парочки» Сладкая парочка Создав собственную студию «Радж Капур филмс», режиссер решил сделать Наргис звездой своих фильмов. Дело едва не сорвалось — с самого начала девушка дала понять, что собирается активно участвовать в процессе съемок. На площадке, где режиссер — царь и бог, она изводила Раджа советами: то свет не так выставлен, то реплики неубедительны, то он сам играет плохо. Самое ужасное, что чаще всего она оказывалась права. К тому же Наргис рано обзавелась привычками звезды, требуя то свежего молока, то кондиционер — и это, когда все остальные, включая самого Раджа, безропотно трудились часами на жаре. Так было и в фильме «Сезон дождей», и в «Бродяге», который начал сниматься в 1949 году. Там Радж играл изгнанного из дома сына богача, оказавшегося в уличной шайке. В финале он попадал в тюрьму за убийство, но впереди его ждали новая жизнь и верная возлюбленная Рита (Наргис), распознавшая в нем хорошего человека.
Сюжет был банальным, диалоги примитивны, декорации сбиты на скорую руку. Положение спасли мелодичные песни композиторов Шанкара и Джайкишана и, конечно, дуэт Раджа и Наргис, создававших на экране, говоря словами очевидца, «электрическое напряжение счастья». Вряд ли кто-то из зрителей подозревал, что на съемках нежно воркующие в кадре актеры ссорились чуть ли не каждый день. Красота Наргис бесила Раджа. Однажды в своем кабинете он попытался поцеловать девушку — и тут же скорчился от боли, получив меткий удар коленом в пах. Выгнать актрису, на которой держался весь фильм, он не мог и срывал зло на подчиненных. Вдобавок фильм оказался слишком дорогим — сценарист Ходжа Ахмад Аббас, твердый сторонник реализма, требовал снимать не павильонные декорации, а настоящие бомбейские трущобы. В итоге на середине картины деньги закончились и все остановилось. Неожиданно Наргис явилась к Раджу и предложила ему свои накопления в обмен на долю будущих прибылей: «Я знаю, фильм будет успешным, ты только слушай меня…»
В другой песне герой перечислял импортные предметы своей одежды и завершал: «В русской шапке большой, но с индийскою душой!» Эта шапка особенно порадовала советских зрителей, которые увидели фильм чуть позже, после начала «великой дружбы» двух стран в середине 1950-х. Из Москвы громадная Индия, освободившаяся от колониального ига, казалась надежным союзником с симпатичным лицом бродяги Раджа. «Аваара му! Бродяга я!» — пели жители Москвы и провинции его песню, которую в русском переводе исполнял Рашид Бейбутов. Советский лидер Хрущев во время встречи с Джавахарлалом Неру с любопытством спросил, знаком ли тот с артистом Капуром? А Юрий Гагарин, посетив Индию после своего полета, поздоровался с Раджем: «Здравствуйте, товарищ Бродяга!»
Мир актера Жизнь обласканного славой режиссера между тем шла своим чередом. В 1955 году его объявили лучшим режиссером Индии за сатирическую комедию «Господин 420» по сценарию того же Аббаса. Вслед за «Бродягой» он триумфально прошел по экранам мира, заслужив ряд призов. Следующий фильм «Под покровом ночи» получил «Хрустальный глобус» на кинофестивале в Карловых Варах. Пишущие о Капуре критики не раз сравнивали его с Чарли Чаплином. «Мир Раджа Капура очень напоминает мир Чаплина с его несчастным героем, хитрым и простодушным, с его упитанными полицейскими, богатыми усатыми господами и прекрасными, всегда близкими к обмороку дамами», — писал французский киновед Жорж Садуль. И все же есть разница — герой Раджа смешит других, но сам не кажется смешным или нелепым. Его изгойство вынужденно, и в финале он почти всегда превращается в богача, хозяина жизни, а не уходит скитаться дальше, как Чарли. Другого героя индийцы бы не приняли, и Капур старался соответствовать их ожиданиям.
Во всех этих фильмах рядом с главным героем была Наргис, воплощающая идеал героя и, шире, душу Индии, которая полюбила и приняла своего первого актера. Теперь Радж и Наргис были неразлучны не только на экране, хотя он всячески опровергал слухи об их романе: «Нет, Наргис не моя возлюбленная, хоть я и жалею об этом. Кришна — моя жена и мать моих детей, а Наргис — мать моих фильмов». К тому времени в семье Раджа уже родились сыновья Рандхир и Риши, дочери Риту и Рима (позже на свет появился последний сын — Раджив). Занятая детьми и хозяйством Кришна не дала ни одного интервью, ни разу не показала, что недовольна мужем. Наргис пресекла все сплетни, выйдя замуж за актера Сунила Датта, а потом объявила, что прекращает сниматься: «Наш дуэт уже надоел зрителям, пора сделать передышку». Радж умолял ее остаться, но она не уступила. В роли звезды «Радж Капур филмс» ее сменили другие актрисы — южанки Падмини и Виджаянтимала. Они были веселы, раскованны, не стеснялись обнажаться перед камерой, чего никогда не позволяла себе Наргис. Но с ее уходом что-то ушло и из игры Капура, которая без достойного партнера стала менее искренной, менее откровенной.
Это проявилось уже в «Сангаме» — первом в его карьере цветном фильме, снятом в 1964 году. Правда, сам Радж изменений не замечал — он был слишком занят. Со дня основания «Радж Капур филмс» он был там режиссером, ведущим актером, администратором и даже завхозом. С его легкой руки кино в Индии стало приносить такую прибыль, что нельзя было терять ни минуты. Много лет его рабочий день начинался в пять утра тарелкой овсянки, йогуртом с фруктами и чашкой крепкого чая. В семь он уже был на киностудии и тут же брался за работу. В середине дня, когда жара достигала пика, он уезжал в банки и госучреждения, добиваясь одного и того же — денег на новые фильмы. На студию возвращался к вечеру и выходил на съемочную площадку. Он никогда не учил роли, но знал их наизусть. Не учился музыке, но прекрасно пел и играл чуть ли не на всех инструментах. Не брал уроки танцев, но танцевал, как артист балета. Когда его спрашивали, в чем секрет его успеха, он говорил: «Просто я очень люблю кино!»
В 1954 году актер впервые попал в СССР, и эта поездка, вспоминал он, стала для него откровением: «В Советском Союзе мощная киноиндустрия, но поразило меня не это, а люди — приветливость и любовь миллионов людей»
Грустный клоун Но постепенно и до него стало доходить, что времена изменились — его фильмы, его герои перестали привлекать публику. Вместо смеха сквозь слезы она требовала только смеха в веселых комедиях или только слез в душещипательных мелодрамах. Радж, которому было всего сорок, все чаще чувствовал себя стариком. И тогда он начал снимать фильм о себе — веселом клоуне, которого жизнь раз за разом заставляет плакать. Фильм «Мое имя Клоун», сценарий которого Капур написал сам, должен был состоять из пяти больших серий. Его герой, взрослея от серии к серии, влюблялся вначале в учительницу-англичанку, потом в русскую циркачку (ее играла балерина Ксения Рябинкина), потом в юную бродяжку, ставшую кинозвездой, — эту роль исполнила красавица Падмини. Все они одна за другой бросали его, устремляясь к славе и успеху, оставляя за ненадобностью подаренный им талисман — фигурку грустного клоуна. В конце фильма Радж бродил по арене цирка, обращаясь к зрителям с одним и тем же вопросом: «Нет ли у вас моего сердца, которое я потерял?»
Зрители не узнали своего любимца — фильм оказался слишком сложным, слишком затянутым, почти лишенным привычных шуток, песен и танцев. Результатом стал громкий провал. Две оставшиеся части «Клоуна» так и не были досняты. В панике Капур кинулся снимать откровенно коммерческие ленты, включая «Бобби», из-за которого он рассорился со старым другом Аббасом. Тому не понравилось, что герои, которых он сделал бедняками, в фильме превратились в богачей. Тогда же умер композитор Джанкишан, покончил с собой поэт Шайлендра, писавший для Капура простые, но удивительно выразительные песни. В 1981 году умерла от рака Наргис. Правда, Радж сумел работать и без старых испытанных помощников. Он доказал это, сняв в начале 1980-х фильмы «Любовный недуг» и «Ганг, твои воды замутились». Добившись кассового успеха, они компенсировали провал «Клоуна» и доказали, что Капур остается самым талантливым индийским режиссером. Все его братья, дети и зятья тоже нашли себе место в киноиндустрии. Правда, настоящим талантом из них стал только Риши, сыгравший в «Клоуне» юного героя. В 1978 году он сменил отца на посту руководителя «Радж Капур филмс».
К тому времени Раджа сразил тяжелый недуг — астма, особенно мучительная в тропиках. Часами он не снимал кислородную маску, от которой кружилась голова и постоянно клонило в сон. Когда болезнь отступала, он бродил по улицам Бомбея со своей старой камерой и снимал все подряд: деревья, мальчишек, уток на пруду, как будто бесхитростная правда этих съемок могла вернуть его фильмам ушедшую из них искренность. Мало кто из горожан узнавал в чудаковатом старике с камерой знаменитого актера. В завершающих своих картинах Радж уже не играл. Его последним появлением на экране стал эпизод в английском «Киме», снятом по роману Киплинга.
1985 год. Радж Капур во время интервью: «Кино — единственный вид искусства, который может доходить до миллионов людей одновременно, вот почему я пытаюсь делать фильмы, которые могут смотреть миллионы» На закате В 1988 году Капуру присудили премию имени основателя индийского кино Дадасахеба Пхалке за вклад в кинематограф. Он был вне себя от радости — его любят, о нем помнят! Вручать награду приехал сам президент Индии Венкатараман, в зале Сири-Форт собрались сотни людей. Получая из рук президента изящную золоченую статуэтку, Радж не мог не думать, что одним из первых награжденных ею стал его отец, но тот получил награду посмертно, в 1972 году. Он еще не достиг возраста Притхвираджа, а смерть уже дышит ему в спину. Едва эта мысль пришла ему в голову, как все вокруг поплыло перед глазами, и Радж свалился на пол с приступом астмы.
Его перевезли в самую современную клинику в Нью-Дели, но вердикт врачей был неутешителен. Каждый день под окнами больницы дежурили тысячи людей, а у кровати сменяли друг друга члены многочисленного семейства Капуров. От него не отходила верная Кришна, которая по-прежнему не давала интервью. Рядом с ней были Риши, Рандхир и Раджив, известные кинорежиссеры. Были и дочки Рандхира — Карина и Каришма, уже в следующем десятилетии им предстояло стать звездами индийского кино, продолжив семейную эстафету.
Радж Капур умер рано утром 3 июня 1988 года. Его смерть не заметили ни в Советском Союзе, сотрясаемом перестройкой, ни на Западе, где к новому индийскому искусству по традиции относились свысока. Да и в Болливуде мало кто из новых кумиров вспомнил того, кто выдал им путевку в жизнь. Зато простые индийцы еще много месяцев засыпали цветами то место на берегу Ганга, где по древнему обычаю был развеян прах Капура. Они вспоминали того, чьи фильмы на протяжении десятилетий внушали им надежду и желание жить. Того, кто, оставив позади славу, богатство и роскошь, шагнул в вечность тем же бродягой, грустным клоуном с веселой нарисованной улыбкой.
Последний раз редактировалось: mari-lance (Пн Фев 22, 2010 7:46 pm), всего редактировалось 1 раз
Радж Капур (Raj Kapoor, род. 14 декабря 1924 г. в Пешаваре, Британской Индии, ныне Пакистан — умер 2 июня 1988 г. в Дели, Индия) — индийский режиссёр, сценарист, продюсер, актёр.
Фильмография
Актер:
1935: Inquilab
1943: Gauri
1943: Hamari Baat
1946: Valmiki
1947: Chittor Vijay
1947: Dil-Ki-Rani
1947: Jail Yatra
1947: Neel Kamal
1948: Amar Prem
1948: Gopinath
1948: Aag
1949: Сезон дождей / Barsaat
1949: Andaz
1949: Parivartan
1949: Sunehre Din
1950: Banwra
1950: Bawre Nain
1950: Dastan
1950: Pyaar
1950: Jan Pahchan
1950: Sargam
1951: Бродяга / Awaara
1952: Ashiana
1952: Anhonee
1952: Amber
1952: Bewafa
1953: Aah
1953: Dhoon
1953: Paapi
1955: Господин 420 / Shree 420
1956: Тайком от всех / Chori Chori
1956: Бодрствуйте! / Jagte Raho!
1957: Sharada
1958: Parvarish
1958: Phil Subha Hogi
1959: Anari
1959: Char Dil Char Raahein
1959: Kanhaiya
1959: Игры судьбы / Main Nashe Men Hoon
1960: Chhalia
1960: Jis Desh Men Ganga Behti Hai
1960: Shriman Satyawadi
1961: Nazrana
1962: Aashiq
1963: Dil Hi To Hai
1963: Ek Dil Sau Afsane
1964: Сангам / Sangam
1964: Dulha Dulhan
1966: Третья клятва / Teesri Kasam
1967: Diwana
1967: Вокруг света / Around the World
1968: Sapnon Ka Saudagar
1970: Мое имя Клоун / Mera Naam Joker
1971: Kal Aaj Aur Kal
1973: Mera Desh Mera Dharam
1975: Do Jasoos
1975: Перехитрить судьбу / Dharam Karam
1976: Khaan Dost
1977: Chandi Sona
1978: Naukri
1978: Истина, любовь и красота / Satyam Shivam Sundaram
1980: Abdullah
1982: Vakil Babu
1982: Gopichand Jasoos
1984: Kim
Играет самого себя:
Человек, который всегда плохо учился. Человек, которому часто попадало, когда он был ассистентом стал законодателем мод в кинематографе, величайшим шоумэном Индийского кино. Радж Капур - сегодня известный всему миру, возможно сделал для индийского кино больше, чем кто-либо другой.
Радж Капур дожил до времен, когда три его сына стали на ноги профессионально - Рандхир Капур как режиссер, Риши Капур как актер, и Раджив Капур как режиссер и актер. Он умер вскоре после получения величайшей награды - Приз Дадасааб Фалке, что было наименьшее, что страна могла вернуть человеку, который сделал столько для страны, редкому кинематографисту с душой.
Сын известного актера Притхвираджа Капура, свою первую роль в кино Радж сыграл уже в возрасте одиннадцати лет. Несколько лет работал на студии "Бомбей токиз" в качестве ассистента режиссера. В 1948 основал свою студию "Радж Капур филмс", которая благодаря успеху его картин вскоре превратилась в одну из ведущих в стране. В большинстве своих фильмов Капур был не только режиссером, но и исполнителем главной роли. В ранних лучших работах "Бродяга" (Awara, 1951), "Господин 420" (Mister 420, 1955) создал запоминающийся образ маленького человека, бесконечно доброго и обаятельного, который ни при каких обстоятельствах не терял оптимизма и веры в будущее. Ленты с участием "индийского Чаплина", как называли критики Капура, с триумфом прошли по экранам всего мира, завоевав сердца аудитории. Умение Капура сочетать развлекательность и критическое отношение к социальной несправедливости принесло ему репутацию борца за человеческое равноправие, хотя это и не вполне соответствовало действительности. Фильмы этого режиссера по своей направленности прежде всего были зрелищными коммерческими лентами, и все происходящее в них весьма мало напоминало реальность. Музыкальные картины, мелодрамы, приключенческие фильмы - таков его диапазон. Но никто не мог отрицать и то, что все его работы гуманистичны и добры. В финале порок неизменно был наказан, добро торжествовало победу, а все герои получали по заслугам.
Будучи талантливым человеком и удачливым бизнесменом, Капур безошибочно находил важные для индийского общества темы, такие, как, например, детская преступность ("Чистильщик обуви", 1954), судьба беженцев из Пакистана ("Сангам", 1964), кастовое неравенство в фильме "Бобби" (Bobby, 1973) и умело использовал их в качестве канвы для создания ярких, бесспорно профессиональных, но развлекательных фильмов. Его смерть была воспринята в стране как национальная трагедия - умер "король индийского экрана".
Вот несколько высказываний о женщинах в жизни Р.Капура:
"Вы знаете,как Калидаса описывал идеальную жену? Она должна быть другом своему мужу, показывать ему дорогу, когда он в затруднении и нуждается в том, чтобы ему указывали правильное направление. Она должна уметь успокоить его, когда ему плохо,ухаживать за ним, когда он болен. Кришна дала мне все это" ( Кришна-жена Раджа Капура)
"Кришна- моя Shakti (сила), идеальная женщина, которая самоотверженно сыграла роль Аdhangini (другой половины). Она со мной и в горе и в радости. Она мой якорь. Не каждому повезло иметь такую жену, как Кришна. Но,с другой стороны, не у каждой женщины муж- Радж Капур!"
"Именно Кришна- создательница моего очага. Unhone mera ghar banaya, basaya, sajaya aur sanwara (она создала мой дом, населила его, украсила и хранит его.)
"Наргис была моим вдохновением- mera sphoorti. Да, именно так- моя жена была моей силой- shakti, а все мои героини были моими sphoorti. Жена не была моей актрисой, а мои актрисы не были моими женами."
"В моей жизни женщины всегда значили очень многое, но Наргис была для меня важнее, чем кто-либо. Я часто повторял ей: "Кришна-моя жена, мать моих детей. Я хочу, чтобы ты стала матерью моих фильмов. Так оно и было"
"Нас шокируе обнаженное тело. Мы должны,наконец,повзрослеть! В стране, где рождается 700 милионов детей, пугает даже вид обнаженных частей тела! Почему мы так лицемерны? Дети не растут на деревьях, их делают в постели. И что аморального в том, что вам показывают на экране красивую девушку? Привезите кино в дальние деревни, дайте людям развлечение. У них сейчас одно занятие: варить самогон, пить его и делать детей."
О фильмах. О жизни.
"Смех-лучшее лекарство.Смейся, и мир будет смеяться с тобой,но если заплачешь, будешь плакать в одиночестве!
"Философия индуизма очень точно определяет этапы жизни: детство, юность, создание семьи, отчуждение и,наконец, спасение. Я сейчас пребываю на этапе отчуждения и ничто меня не трогает. Я уже отстранился от мирской суеты."
"В мире нет ничего важнее любви. Чем больше любви ты отдаешь, тем больше ее становится. Чем больше любви ты получаешь, тем сильнее она становится. Чем чаще вы ее проявляете, тем лучше становитесь вы сами.У любви много проявлений.Если сузить ее, она становится эгоистичной. Эгоистичная любовь может быть полезной человеку, но при этом теряется смысл существования."
"Похоже, моя собственная тень наблюдает за мной со стороны, поскольку окружающее я вижу только как кадры с наплывами, крупными планами, деталями и монтажными стыками-все сливается в массу неснятых сценариев, вся жизнь состоит из моментов, пойманных немигающим глазом камеры в безжизненном свете дуговых ламп."
"Есть такая поговорка, что человек приходит в этот мир нагим и уходит нагим. Что касается меня, я прожил жизнь нагим. Мне нечего было прятать, все было на виду"
А вот мое любимое:
"Чего же в конце концов хочет человек? Деньги, положение в обществе,успех- все это вторично. Главное для человека- знать, что будет завтрашний день и что он обещает быть лучше, чем сегодня. Все остальное-неважно.
Радж Капур. Жизнь и фильмы:Книга-альбом. составитель Риту Капур-Нанда М.: Искусство, 1991
"Я был женат, и я был отцом. Да,когда я снимал "Огонь" мне было двадцать два или двадцать три года. Наргис было шестнадцать. Мы отмечали ее день рождения. Позвонив у двери,я замер, затаив дыхание. Дверь открылась и что же я увидел? Передо мной стоял ангел. Woh Kisi pari se kam nahin thi! (Это был именно ангел!) У нее были короткие волосы, baalon ki ek latt uski dahine aankh par aayi?aur lagta tha jaise woh mujhe sirf ek aankh se dekh rahi thi! (Одна прядь,упав на лоб,закрыла ей правый глаз, и казалось, что она рассматривает меня одним глазом.) Так я впервые встретил ее, и мы вместе работали в этом фильме. Какой же прекрасной актрисой она была!"
Эту сцену первой встречи с Наргис в ее квартире на Мэрин Драйв Радж Капур разыграл в фильме "Бобби".
"Наргис была личностью, в ней было особое благородство, способность ощущать чужую боль, сострадание и сочувствие к каждому,кто к ней обращался. Ее душа была открыта для всех. Она умела генерировать в человеке духовную энергию, которая заставляла его действовать и творить."
"Отношения с Наргис во время работы складывались чудесно. В ее внешности,походке, манере говорить было особое очарование. Ее нельзя было снимать в первой попавшейся роли,хотя она обладала великой способностью к перевоплощению. Актрису с такими возможностями, с таким богатым внутренним миров в современных фильмах уже не встретить"
В своих отношениях с Наргис Радж Капур вел себя весьма эгоистично, и было во всем этом что-то поверхностное и безнадежное, чувствовалось, что у этих отношений не может быть будущего. И однажды Наргис почти также внезапно,как она вошла в жизнь Раджа Капура, ушла из нее. Она вышла замуж за актера,продюссера и режиссера Сунила Датта и покинула мир кино.
А вот что говорил Радж Капур об отношениях актрисы и режиссера вообще.
"Актриса, работая над ролью, находится под влиянием режиссера, играет так,как будто живет в реальной жизни, и когда она видит себя на экране, она потрясена: "И это сделала я?! О, ты великолепен!"-и она влюбляется в того, кто создал это чудо на экране. Но на самом деле она влюблена в самое себя, и вот почему. Думаю,у меня были прекрасные отношения со всеми моими актрисами,потоиу что они чувствовали свою зависимость и причастность-а это великое дело в нашей профессии. Естественно, в эти отношения вовлекаются оба- мужчина и женщина, но любят там только себя."
Радж Капур. Жизнь и фильмы:Книга-альбом. составитель Риту Капур-Нанда М.: Искусство, 1991
В Мумбаи в возрасте 79 лет скончался знаменитый индийский актер Шамми Капур – член легендарной индийской семьи актеров и режиссеров, известной российским киноманам и особенно киноманкам с середины прошлого века.
В течение некоторого времени Капур страдал от болезни почек. На прошлой неделе его доставили в больницу, сообщает Би-би-си.
После смерти Капура индийский актер Амитабх Баччан в своем блоге написал, что с уходом из жизни звезды Болливуда «киноиндустрия потеряет яркость».
Актер сыграл более чем в 100 картинах, среди которых «Джунгли», «Вечер в Париже», «Чайнатаун». Из-за танцевальных способностей фанаты называли Капура Элвисом Пресли Индии.
Ещё раз о Шамми Капуре
Индийский киноактер и режиссер Шамми Капур (Shammi Kapoor) (настоящее имя - Шамшер Радж Капур) родился 21 октября 1931 года в Бомбее, Индия.
Отец Шамми Капура - основатель влиятельного кинематографического клана, актер, режиссер и продюсер Притхвирадж Капур.
Учился в New Era School, затем в колледже The Ruia college.
В 1948-1952 годах работал в театре своего отца Prithvi Theatres.
Затем подписал контракт с The Kardar film company на съемки фильма Jeevan Jyoti, режиссер - Махеш Кауль.
В 1952-1955 годах работал над фильмами Rail ka Dibba, Laila Majnu, "Thokar", "Shama Parvana", "Hum Sab Chor Hain", Miss Coca Cola, Mohar, Rangeen Raten, Gul Sanobar, Daku, Coffee House, Naqab, Mirza Sahiban, Chor Bazaar, Sipah Salar и другими.
Первый больщой успех пришел к Шамми Капуру с фильмом "Только ты" (Tumsa Nahin Dekha)(1957).
С 1957 по 1959 годы снимался в фильмах Dil Deke Dekho, Mujrim, Ujala, Singapore, College Girl, Boy Friend, Basant, Preet Na Jane Reet.
С 1960 года снимался в фильмах: College Girl (1960), Singapore (1960), "Дикий" (Junglee) (1961), Boy Friend (1961), China Town (1962), Vallah Kya Baat Hai (1962), Professor (1962), Dil Tera Diwana (1962), Pyaar Kiya To Darna Kya (1963), Jab Se Tumhe Dekha Hai (1963), "Лжец" (Bluff Master) (1963), Shaheed Bhagat Singh (1963), Rajkumar (1964),"Красавица Кашмира" (Kashmir Ki Kali) (1964), Budtameez (1966), Preet Na Jane Reet (1966), "Третий этаж" (Teesri Manzil) (1966), Janwar (1965), An Evening in Paris (1967), Latt Saheb (1967), Brahmachari (1968), Prince (1969), Sachaai (1969), Pagla Kahin Ka (1970), "Известный неизвестный" (Jaane-Anjaane) (1971), Preetam (1971), "Жест" (Andaz) (1971), Jawan Muhabat (1971), "В поисках развлечений" (Manoranjan) (1974), "Совесть" (Zameer) (1975), Tumse Achha Kaun Hai (1969), Chhote Sarkar (1974), "Час расплаты" (Bundal Baaz) (1976), "Воспитание" (Parvarish) (1977), Mama Bhanja (1977), "Бриллиант "Шалимар" (Shalimar) (1978), "Мира" (Meera) (1979), Harjaee (1981), Professor Pyarelal (1981), "Тернистый путь любви" (Armaan) (1981), Ahista Ahista (1981), "Клятва молодости" (Yeh Vaada Raha) (1982), "Любовный недуг" (Prem Rog) (1982), "Патриот" (Desh Premee) (1982), "Всемогущий" (Vidhaata) (1982), "Сила любви" (Betaab) (1983), "Заложница" (Hero) (1983), Ek Jaan Hain Hum (1983), "Роман" (Romance) (1983), "Разыскивается" (Wanted: Dead or Alive) (1984), Baadal (1985), "Легенда о любви" (1985). Ek Se Bhale Do (1985), "Жертва" (Balidaan) (1985), "Спасенный Богом" (Allah-Rakha) (1986), "Повороты судьбы" (Karamdaata) (1986), Kala Dhanda Goray Log (1986), Aan Aur Shaan (1984), Hukumat (1987), Himmat Aur Mehanat (1987), "Откровение" (Ijaazat) (1987), "Возвращение багдадского вора" (1988), "Сын учителя" (Daata) (1989), Bade Ghar Ki Beti (1989), "Раздел" (Batwara) (1989), "Черный принц Аджуба" (1989), Mohabat Ka Paigham (1989), Mast Kalandar (1991), Lakshmanrekha (1991), "Чары колдовские" (Chamatkar) (1992), Tahalka (1992), Khule-Aam (1992), Humshakal (1992), "Разочарование" (1992), Gardish (1993), Aaja Meri Jaan (1993), Tum Karo Vaada (1993), Dosti Ki Saugandh (1993), Pyar Ka Rog (1994), Prem Yog (1994), Vivekananda (1994), "Танцоры рока" (Rock Dancer) (1995), Megha (1996), "Книга любви" (PremGranth) (1996), Namak (1996), Share Bazaar (1997), "И они полюбили друг друга" (Aur Pyaar Ho Gaya) (1997), "Рядом с тобой" (Kareeb) (1998), "Охотники за бриллиантом" (Dhoondte Reh Jaaoge!) (1998), "Восток есть восток" (East Is East) (1999), "Безответная любовь" (Jaanam Samjha Karo) (1999), "Цензор" (Censor) (2001), "Неожиданный поворот" (Waah! Tera Kya Kehna) (2002), Bhola in Bollywood (2004), "Двойняшки непоседы" (2006), Rockstar (2011).
Режиcсерские работы: "Час расплаты" (Bundal Baaz) (1976), "В поисках развлечений" (Manoranjan) (1974).
В 1968 году получил приз The Filmfare Award за лучшую мужскую роль в фильме Brahmchari, в 1982 году - за лучшую мужскую роль в фильме "Всемогущий" (Vidhaata). в 1995 году был награжден премией The Filmfare Lifetime Acheivement Award.
Выпускал собственный видеожурнал Video Entertainment Magazine.
В 1955 году женился на актрисе Гите Бали (Geeta Bali). В 1956 году у них родился сын Адитья Радж (Aditya Raj). В 1961 году родилась дочь Канкан (Kanchan). В 1965 году Гита Бали скончалась.
В 1968 году женился на Нейле Деви (Neila Devi).
Братья Шамми Капура - актёр, кинорежиссёр, продюсер Радж Капур и актер Шаши Капур.
Шамми Капур скончался 14 августа 2011 года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. _________________ Happy Dancing!
Болливуд простился с Шамми Капуром. Кремация состоялась в крематории Ban Ganga в Мумбаи, она была подготовлена сыном Шамми Капура Адитьей Радж Капуром.
На церемонии кремации, состоявшейся в понедельник, 15 августа, присутствовали племянники Шамми Капура, Раджив,Рандхир, Риши, Ранбир Капуры; Каришма и Карина Капур.Также в последний путь актёра проводили Амитабх Баччан, Амир Кхан, Шахрукх Кхан, Приянка Чопра, Анил Капур, Саиф Али Кхан, Рани Мукерджи, Мадхури Дикшит, Шатругхан Синха.
по материалам apunkachoice.com
Фоторепортаж с кремации смотрите ниже _________________ Happy Dancing!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах