Насируддин Шах, как и Азми, - открытие Бенегала; он также входит в число крупнейших мастеров "параллельного кино" и одновременно считается одним из наиболее популярных и дорогостоящих актеров коммерческого кинематографа. Как "звезда" он стоит рядом с Баччаном, Чакраборти, Риши Капуром, Дхармендрой и другими любимцами зрителей, но его авторитет несравнимо выше. Диапазон его ролей необычайно широк: здесь и безвольный, беззащитный, жалкий герой из "Конца ночи"; беспредельно мужественный и решительный предводитель восставших сипаев в "Безумии" (обе ленты поставлены Ш. Бенегалом); и аристократ, превратившийся в бандита, из "Красного перца" К. Мехта; и самонадеянный и самовлюбленный брахман из "Часа, когда возвращаются коровы с пастбища" Б. В. Каранта и Г. Карнада, вплоть до многих и очень разных образов молодых интеллигентов в картинах о современности.
Это действительно актер на все роли, наделенный редкостной способностью к перевоплощению. К перевоплощению не за счет костюмов или изменения внешности с помощью париков и грима, а за счет неповторимой индивидуальности, которой наделен каждый персонаж, в том числе и в коммерческих картинах. Шах также кончал Институт кино и телевидения в Пуне и еще там поражал своих преподавателей и сокурсников даром к перевоплощению. Да, это действительно дар, но Шах справедливо говорит, что он может наделять индивидуальностью, показывать особенное и неповторимое только в тех персонажах, которые ему интересны и которые - его собственные слова - "жизненны, а не придуманы или сконструированы. Поэтому я никогда не играю типов, которых не понимаю".
Надо сказать, что Шах наделен довольно скромными внешними данными - невысок ростом, не так ярок, как, например, Риши Капур, и если чем привлекает внимание, то испытующим взглядом живых глаз. Его можно и не заметить в толпе, даже небольшой. Но на экране он всегда - премьер, всегда такой, каким должен быть его герой. Вспомним фильмы с его участием, которые шли у нас, - "Дорогая Умрао" М. Али, "Крик раненого" Г. Нихалани, "Конец ночи" Ш. Бенегала и другие, - везде Шах разный, особенный, впечатляющий. Главное же, он везде на редкость убедительный.
Так, например, в упоминавшемся "Моменте" К. Ладжми Шах предстает в образе современного молодого человека, внешне респектабельного, усвоившего все блага цивилизации, но внутренне безнадежно опустошенного и циничного, последовательного эгоцентриста. Такие "антигерои" давно уже привлекают внимание индийских художников и социологов, в них справедливо видят, так сказать, нежеланный продукт процесса развития древней страны, утрату частью интеллигенции национальных духовных ценностей. В такого рода ролях Шах выступал не однажды, показывая разные лики беды, - например, у М. Сена в "Развалинах". Но здесь, в "Моменте", он акцентирует то, на что ранее не обращал особенного внимания, - всеразрушающую силу эгоизма и то обстоятельство, что чья-либо "сладкая жизнь" непременно осуществляется за счет счастья других людей. Главное в этом образе - бездуховность, человеческая мелкость, если можно так сказать. Этой сущности хорошо соответствует внешний рисунок персонажа: на первый взгляд - блестящий молодой человек, присмотришься - ничего примечательного, все какое-то бесцветное, что ли...
Для сравнения обратимся к фильму "Крик раненого", где Шах играет роль молодого адвоката Бхаскара. Это тоже современный интеллигент, образованный, получивший возможность жить беспечально. Но позиция Бхаскара - позиция борца с жизненным неустройством, а не потребителя, он убежден, что зло должно искореняться, а истина и справедливость торжествовать. Такие борцы с бандитами, торговцами наркотиками, продажными полицейскими, грязными дельцами и т. п. - не редкость в индийских фильмах, и, как правило, в таких ролях выступают победительные, рослые и ловкие актеры типа Дхармендры, Баччана, Раджеша Кханны, Ашока Кумара и т. п. Они лихо стреляют, мечут ножи, раздают зуботычины и убедительно демонстрируют знание каратэ - их торжество над негодяями неизбежно и закономерно, как дважды два - четыре. Невысокий, не крепкого сложения, изящный Шах на роль такого борца с гангстерами не годится. И в роли Бхаскара он демонстрирует не крепость мускулов, а силу духа и мужество человека, отстаивающего правое дело.
Как адвокат он должен защищать темного, ничего не понимающего в том, что с ним случилось, крестьянина, обвиняемого в убийстве жены. Очень скоро Бхаскар догадывается, что дело совсем не так просто и, очевидно, как это следует из полицейского следствия, что крестьянина запутали, чтобы скрыть собственное преступление, местный богач-помещик и его личная стража. Этот помещик - гроза и властелин округи, способный подкупить кого угодно, а неподкупных физически устранить. Так, человек, сообщивший правосудию имена преступников, сразу же погибает, несмотря на полицейскую охрану. Смерть грозит и Бхаскару, набирающему улики против помещика. Бхаскар осознает опасность, ее не преуменьшает и его друг прокурор, готовый понять и простить его, Бхаскара, если тот отступит, откажется от этого дела. Шах не играет в героя - он откровенно боится, но - и это самое главное - отступить перед злом он тоже не может.
Роль Бхаскара строится на полутонах, на движениях души, почти не имеющих внешних выражений, на тонкой мимике и сдержанных жестах. В ней важно проявление характера, а не тот или иной поступок. Сложная роль, и трудно сказать, кому бы она могла быть по плечу, кроме Шаха.
Шах сыграл роль полицейского инспектора по борьбе с наркотиками в бомбейском боевике "Мираж" П. Парашера. Там ему приходится и стрелять, и драться, и мчаться на автомобилях в погоне за преступниками. Первые кадры этой ленты смотришь с недоумением - неужели фаворит индийского кино, самый, на наш взгляд, талантливый и техничный его актер, тоже опустился до съемок в картине, которую не назовешь иначе как полной, законченной чепухой? Как же его неоднократные заявления, что играет только "жизненные роли"? Однако фильм продолжается, и постепенно приходит понимание: перед тобой никак не чепуха, а тонкая пародия на полицейские детективы, все чаще в индийском кино представляющие собой скорее разновидность "фильмов ужасов", так они переполнены кровавыми побоищами, ужасными пытками, множеством смертей.
В "Мираже" тоже полно страстей, в том числе и невероятных, - например, известно, что американские гангстеры могут послать досадившему им человеку взрывное устройство по почте, убивающее того, кто посылку раскроет; в Индии, оказывается, они посылают в коробках и живых ядовитых змей - можно представить чувства получившего посылку, когда в его руках оказывается разгневанная кобра! А Шах также неуязвим и победителен, как, например, Раджеш Кханна или даже Баччан в такого рода ролях. Однако все это явно понарошку, своего рода игра в игру. Шах, очевидно, демонстрирует, как это просто - играть супермена, используя минимальный набор стандартных приемов.
Насируддин Шах, как выше отмечено, открыт режиссером "параллельного кино", но это, пожалуй, ничего не значит - он бы и сам себя открыл, снявшись в двух-трех любых картинах. Не стоит, думается, и зачислять его в какой-нибудь "разряд" - он сам по себе, он актер божьей милостью, какие в любых кинематографиях и в любое время большая редкость.
Соболев Р. П., Соболев Е. Р. Актеры индийского кино. -
М: Всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр", 1989.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах