Добавлено: Ср Ноя 21, 2012 4:05 pm Заголовок сообщения: Madras December Music Season - Праздник музыки и танца в Ченнаи.
Madras December Music Season - Праздник музыки и танца в Ченнаи.
Ченнаи (до 1996 года - Мадрас) - многомиллионный город, столица штата Тамлнад на юге Индии, столица культурной жизни Юга.
Здесь живут лучшие музыканты, танцоры, учителя традиционного искусства, отсюда начинаются новые течения в древнем и вечно меняющемся музыкальном и танцевальном искусстве Юга.
Декабрьский Сезон - уникальное явление, которым жители Ченнаи очень гордятся. На несколько недель все концертные площадки города заняты с утра до вечера концертами, лекциями, торжественными мероприятиями. Преобладает классическая южная музыка Карнатик, из танцев - бхаратанатьям. Популярные артисты выступают раз десять - двенадцать за это время на разных сценах. Выступления начинающих музыкантов проходят на тех же сценах по утрам. Танец занимает все большее место в этом празднике. Публика состоит не только из любителей искусства, которые съезжаются со всего мира, но и из тех, кто обычно редко бывает на концертах, но в декабре хочет окунуться в праздничную атмосферу.
(Шри Кришна Гана Сабха, Т.Нагар, Ченнаи)
В культурной жизни Южной Индии выжную роль играют объединения любителей музыки, называемые "сабха" (санскр. sabhā "собрание", произносят "сабА", потому что в тамильском языке нет придыхательных согласных). Такие организации стали возникать в городах на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков и постепенно заменили традиционных меценатов - махараджей и заминдаров. Это своего рода музыкальные клубы, которые собирают средства - членские взносы, пожертвования спонсоров - и устраивают музыкальные и танцевальные программы. Богатые сабхи имеют собственные концертные залы, другие снимают их на время выступлений. Залы, вернее, концертные площадки, потому что иногда это просто места для зрителей под навесом, - очень разнятся по размерам и оборудованию.В Ченнаи вход на концерты зачастую свободный, за исключением особых фестивалей и вечерних программ декабрьского сезона. Сабхи учреждают почетные титулы и премии, чтобы отмечать выдающихся артистов. Некоторые титулы так ценятся, что их впоследствии всегда присоединяют к имени награжденного артиста.
Среди самых престижных сабх, а их в Ченнаи несколько десятков, - Madras Music Academy, Kartik Fine Arts, Sri Krishna Gana Sabha, Narada Gana Sabha. В декабре все они проводят серии концертов.
Вот как увидела типичное декабрьское мероприятие молодая художница Сандхья Прабхат (журнал Sruti, №328, январь 2012):
Шри Кришна Гана Сабха создана в 1954 году по иницитиве известного вокалиста Махараджапурам Сантанама в районе Мадраса Т.Нагар. Там жили многие музыканты и их поклонники, но своего музыкального клуба не было. Название можно перевести как "Музыкальное собрание [ в честь ] Шри Кришны" (объяснения, с чем связан такой выбор названия, пока найти не удалось). Помимо обязательного декабрьского фестиваля сабха проводит фестиваль танца и фестиваль нагасварам, приуроченные к празднику Понгаль в январе, фестиваль тамильской драмы в апреле и Гокулаштами Сангита Утсав (праздник классической музыки ко дню рождения Кришны) в августе-сентябре-октябре.
Шри Кришна Гана Сабха первой стала регулярно включать концерты классического танца в свои декабрьские программы, первой учредила специальный почетный титул для танцоров - Нритья Чудамани ("Высшая драгоценность в танце", в 1974 году Падма Субраманиам была первой награжденной ). С начала 80-х годов сабха проводит во второй половине декабря конференцию, посвященную различным видам индийского танца (Natya Kala Conference), приглашая участников и из других частей Индии, и из-за границы.
В 2001 году Шри Кришна Гана Сабха открыла свой обновленный зал - были сохранены сцена, существующая с 1961 года, кресла для зрителей, но заменена звуковая система, а основной зал, другие помещения и прилегающая к ним территория украшены в традиционном южном стиле.
В Ченнаи это одно из самых приятных мест, где можно посмотреть танец и послушать музыку. У него есть только два недостатка: высокие цены на билеты и расположение в торговой части города, куда трудно добраться в час пик. Но многие зрители готовы немножко пострадать, поэтому аншлаг в Шри Кришна Гана Сабха - не редкость.
Официальный сайт:
http://www.krishnaganasabha.org/
Отчет о последней Natya Kala Conference (декабрь 2011 года):
http://www.narthaki.com/info/rev12/rev1151.html
Добавлено: Сб Ноя 24, 2012 10:13 am Заголовок сообщения:
Сезон: две стороны медали.
С.Джанаки, исполнительный редактор журнала "Шрути"
("Шрути", № 328, январь 2012 года, стр.26)
Музыканты говорят, что для них Сезон - это высокий стандарт, который надо оправдывать вплоть до следующего Сезона.
На сцене оформление, звук, вкус в выборе костюмов во время сезона изменились к лучшему.
Вне сцены можно видеть струящиеся шелка, сияющие драгоценности, шервани и курта-пижама; пары, чья одежда сочетается по цвету; стильных матрон и клевую молодежь в движении - в зал и из зала.
Но не все в Сезоне так славно. Это что-то вроде культурного урагана. Ведет ли он к жертвам? От изобилия, превышающего человеческую способность усваивать и наслаждаться. Достигается ли количество за счет качества? Развивает ли это посредственность? Вредит ли артистам избыток внимания? Повлияло ли спонсорство на подбор артистов?
Но все равно Сезон - это большая выставка. Вы можете выбрать, что хотите, а остальное оставить. Для критиков и знатоков это хорошее время наблюдать и анализировать тенденции в музыке и танце; наблюдать, как одна и та же рага или танцевальная композиция преподносится разными артистами. Вы можете услышать и немного музыки Хиндустани. В танце удается увидеть разнообразие стилей: от нашего родного бхаратанатьяма до кучипуди, одисси, катхака, чхау, катхакали, мохиниаттама. Публика на танце очень отличается от публики на музыке. Только некоторые бывают и там, и там. Интересно, почему?
Ничто так не сопутствует успеху, как успех. По ходу Сезона можно сказать: Ничто так не сопутствует изобилию, как изобилие. Шумное шоу продолжается и сохраняется иллюзия. Это роскошный смотр таланта, виртуозности, многогранности. Сезон музыки и танца в Ченнаи - это прежде всего подтверждение прочности наших культурных корней.
Дискуссия о развитии декабрьского сезона "Культура или коммерция"(здесь его называют Margazhi Season, потому что вторая половина декабря-первая половина января приходится на тамильский месяц маргажи):
Добавлено: Пн Дек 10, 2012 10:52 am Заголовок сообщения:
Особую роль в превращении музыки и танца в их современный вид сыграла Мадрасская музыкальная Академия (Madras Music Academy). Идея ее создания связана с проведением в Мадрасе в 1927 году сессии партии Индийский Национальный Конгресс и Всеиндийской музыкальной конференции. Представление о том, что необходимо зафиксировать и систематизировать музыкальное наследие, утверждалось вместе с ростом национального самосознания индийцев. Было решено создать организацию, которая будет не только проводить концерты, но станет исследовательским и образовательным центром. Среди членов Музыкальной Академии оказались самые влиятельные люди Мадраса - юристы, доктора, государственные служащие. В Музыкальной Академии, основанной в 1928 году, ежегодно проводится в конце декабря серия концертов и конференция, издается свой журнал. На протяжении десятилетий Академия заслужила репутацию законодательницы вкусов в музыке. Почетный титул Сангита Каланидхи ("Океан музыкального искусства"), который ежегодно присуждает Академия - высший знак признания для музыкантов.
В тридцатые-сороковые годы, когда велась борьба с девадаси как социальным явлением, энтузиасты из Музыкальной Академии старались сохранить танцевальное искусство девадаси, передать следующему поколению исполнителей все лучшее в этой традиции, разъяснить публике ее ценность. Концерты, лекции, издание книг, выступления в прессе - все средства использовались. В Музыкальной Академии Рукмини Деви увидела танец учениц Минакшисундарам Пиллея, вдохновивший ее посвятить жизнь бхаратанатьяму. Баласарасвати неоднократно выступала на сцене Академии и единственная из танцоров была удостоена титула Сангита Каланидхи. Камала, Вайджаянтимала - легенды пятидесятых-шестидесятых годов - были дорогими гостями фестиваля Академии. Танец всегда открывал декабрьский фестиваль Академии, но популярность танца росла и, чтобы достойно представить его, с 2006 года в январе проводится специальный танцевальный фестиваль.
Фотографии фестиваля 2011-2012 года:
Сиккил Гуручаран
Добавлено: Пт Дек 14, 2012 12:07 am Заголовок сообщения:
Считается, что выступать в Музыкальной Академии - очень ответственно, потому что они артистов выбирают по заслугам, не только по протекции и за деньги.
В октябре в Академии проходит конкурс молодых артистов "Spirit of Youth" ("Дух молодости") - победителям тоже предоставляют возможность выступить в декабре-январе.
Добавлено: Вт Дек 18, 2012 12:03 am Заголовок сообщения:
Среди заметных событий декабрьского сезона 2012 – подготовленная совместно Kartik Fine Arts и Arangam Trust (под руководством Аниты Ратнам) конференция «Женщины эпоса», которая пройдет в зале Бхаратья Видья Бхаван, Майлапур, Ченнаи с 20 по 23 декабря .
Чувствуется замысел Аниты Ратнам включить танец в рамки гендерных исследований. Программа включает доклады, обсуждения, лекции-демонстрации утром и концерты вечером. Забавно читать регламент (речь такой-то – 10 минут, лекция такой-то – 25), зная, что все эти дамы любят быть на сцене и каждая считает себя самым интересным участником, не говоря уж о свободном отношении ко времени, принятом в Индии. Но, будь я в Ченнаи, посмотрела бы, что представит Майтхили Пракаш 21-го вечером ( в прошлом году ее программа «Aikya: in the voice of Akka Mahadevi» («Единство: словами Акки Махадеви»), героиней которой была средневековая поэтесса из Карнатаки, оказалась для меня одним из самых ярких впечатлений сезона). Майтхили будет участвовать в театральной постановке Гоури Рамнараян «Яшодхара». Капила Вену, исполнительница традиционной драмы нангияркутту из Кералы, вечером 22-го выступит со спектаклем, посвященным Сите.
В утренней части трудно предсказать, что окажется интересным, но в любом случае там будут присутствовать известные люди из мира танца, их ученики; а Анита Ратнам умеет создавать ощущение значимости происходящего.
http://www.narthaki.com/info/prv12/prv661.html
Самый полный список программ декабрьского сезона, какой только можно найти в сети (полнее только 4-ая страница газеты "The Hindu", ченнайский выпуск).
http://www.kutcheris.com/schedule.php
Natya Kala Conference, December 26-31, Sri Krishna Gana Sabha
Каждый год Кришна Гана Сабха приглашает какую-нибудь известную личность из мира танца координатором своей конференции. Координатор находит тему конференции, приглашает участников. Падма Субраманиам, Лакшми Вишванатан, Бхарати Шиваджи, Читра Вишвешваран, Судхарани Рагхупати, В.П. Дананджаян и Шанта, Лила Самсон, Анита Ратнам уже проявили себя в этом качестве. В этом году конференция пройдет под заглавием "Самахит: когда параллели соединяются", а координатором будет Приядаршини Говинд. В интервью газете "Хинду" она рассказывает о своем замысле:
"Мы обсуждали различные вопросы вместе с моей сестрой Видьей, Лилой Самсон и Джаячандраном из Калакшетры. Мне пришло в голову, что, работая над своими сольными программами, я должна знать танец, музыку, поэзию, движение и, самое главное, уметь общаться со зрителем. Танцовщица не изолирована, она должна обладать глубоким пониманием других направлений искусства. Так у меня оформилась эта тема. Влияния, важные для танцовщицы и ее искусства. Говоря в общем, это "Внутренние противоречия, а также параллели и влияния, формирующие танцовщицу". Наша идея - не ограничивать ораторов, а дать им свободно высказаться на предложенную тему."
Каждый день конференции будет иметь свой подзаголовок, который объединит все выступления и обсуждение в конце. Например, 26 декабря на тему "Слияние форм" выступят Лила Самсон; мастер катхакали Саданам Балакришнан; вокалист Т.М. Кришна; представительница старшего поколения в бхаратанатьяме Лакшми Вишванатан. Дискуссию будут вести авторитетный преподаватель бхаратанатьяма профессор С.В. Чандрашекхар; исполнительницы бхаратанатьяма и современного танца Сангита Ишвар и Вина Басавараджайя. Предполагается, что в мероприятиях конференции примут участие более пятидесяти представителей разных направлений искусства.
http://www.thehindu.com/arts/dance/of-confluences-and-contradictions/article4221941.ece
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах