Добавлено: Ср Мар 12, 2014 10:06 pm Заголовок сообщения: Paurnami (досл.: Полнолуние, Ночь полной луны
Paurnami (досл.: Полнолуние, Ночь полной луны)
Индийское кино очень люблю, высоко ценю (и предпочитаю его кинематографу любой другой страны мира) с детства и на протяжении нескольких десятилетий. Но, в основном, это был Болливуд, который в современности меня всё более и более разочаровывает и отдаляет от себя. Таким образом, в поисках истинного, настоящего, чисто индийского, неамериканизированного кино, я начала интересоваться тем, а что же снимается на Юге Индии? Этот фильм нашла и посмотрела по совету одной из моих подруг, - тоже индоманки со стажем, которая, в отличие от меня, уже очень хорошо разбирается в южно-индийском кино, очень его любит и высоко ценит. Меня этот фильм очень заинтересовал и понравился, я даже не ожидала, что настолько понравится. С самых же первых кадров я просто «погрузилась с головой» в настоящую, неамериканизированную, этническую, индийскую Индию, чему я была очень рада.
Сразу же, с самых же первых сцен, меня просто восхитила и покорила работа оператора. Давно я не видела такую потрясающе-волшебную операторскую работу в современном кинематографе. Перед оператором (или операторами?) снимаю несуществующую шляпу. (Мне самая пора начинать изучать, а кто у них там операторы, в южно-индийском кино). Понравилось и впечатлило (и это ещё слишком мягко сказано) просто одно то, как снято абсолютно всё: природа, танцевальные сцены, сцены празднеств, разные мельчайшие детали.
Фильм заинтересовал сразу же с самой первой сцены, когда отец учит старшую дочь танцевать, а потом приводит семью в храм и рассказывает легенду, - меня просто очаровали съёмки природы и храма, я смотрела, как заворожённая, я просто обожаю, когда Индия вот так снимает, «умеет подать», свою национальную культуру! (Смотрела и думала: пора мне из Болливуда на Юг перемещаться: на Юге-то, оказывается, о своих корнях, о своей родной национальной культуре пока ещё не забыли, несмотря на современность, какое счастье!)
Очень понравилось, что в фильме много чисто этнической, настоящей индийской музыки, - особенно интересно было наблюдать танцевальные эпизоды, так как я всегда интересовалась классическими индийскими танцевальными стилями. Сам сюжет фильма мне очень понравился, во-первых, хотя бы потому, что драма, а я большая любительница себе душу травить (а уж если кинофильм вызывает ещё и эмоции и слёзы – то это вообще замечательно). Понравился нестандартный, по-моему, сюжет, в основу которого положена древняя легенда (сразу пошла в Интернет читать об этом празднестве, и узнала много нового для себя). Понравился весь сюжет в целом, и особенно тронули сцены, в которых показаны взаимоотношения персонажей: любовь друг к другу, забота о ближнем вплоть до самопожертвования, если не видят другого выхода. Меня всегда поражало, что в индийском кинематографе способны показать правильные человеческие взаимоотношения, - в отличие от кинематографа любой другой страны. Где ещё, скажите на милость, в современном кинематографе (если брать шире – в современном искусстве) можно увидеть заботу о другом человеке, а не о себе, самопожертвование, а не самосохранение, взаимопомощь, а не конкуренцию, - где ещё, кроме как в индийском кинематографе? Уважение индийцев к своим корням, к своим национальным традициям тоже всегда вызывало моё уважение и интерес (даже если мне, европейцу, иногда не понять некоторые их традиции или не со всем согласна).
Поскольку из артистов я никого не знаю и смотрела с чистого листа, без каких бы то ни было ожиданий, симпатий или антипатий, то из актрис моё внимание сразу же приковала пенджабка Чарми и созданный ею цельный характер и привлекательный образ младшей сестры Чандракалы (для меня всегда было загадкой, кстати, где у мужчин глаза и мозги, - как можно не заметить такую девушку и (или) предпочесть ей других девушек?). Итак, на протяжении всего фильма мне было интереснее наблюдать именно за Чандракалой, и я сопереживала больше других именно ей. Более того, сюжетная линия, построенная на взаимоотношениях младшей сестры и главного героя, мне лично были гораздо интереснее, чем сюжетная линия со старшей сестрой. Считаю, что именно в Чандракале от природы (верующие люди скажут: от Бога) проявился потомственный дар, любовь и страсть к танцу, - старшая сестра в детстве не может сосредоточиться на занятиях танцем и постоянно отвлекается, а Чандракала бессознательно репетирует абсолютно везде. Например, очень понравилась и позабавила сценка, когда показывают уже подросшую Чандракалу: как она идёт с покупками, как она ловко лавирует между прохожими и как грациозно двигается, уже видны задатки будущей великой танцовщицы. Позабавило, как Чандракала старалась выпроводить из их дома незнакомца, который посмел не просто заявиться к ним в дом с дикими новомодными западными танцами, но и занять помещение её любимой сестры, которая там репетировала любимые и прекрасные, да к тому же и священные храмовые индийские классические танцы. И уж конечно, меня просто потряс, приковал к месту, финальный танец Чандракалы в стиле бхаратанатьям в храме: и сам танец, и съёмки храма и вообще всего богослужения смотрела, как заворожённая, очень красиво и качественно снято, звучит прекрасная, чисто этническая, музыка, что меня не может не радовать. Особенно запомнился момент, во время которого танцующей Чандракале бросают под ноги осколки, а она обязана продолжить танец, и Шивакесава в это время бросается на осколки своим телом, чтобы Чандракала могла продолжать танец, - когда она наступает на его тело, и они так продолжают продвигаться вперёд. Во время этой сцены у меня просто дыхание остановилось - да уж, только в Индии возможно сочетание подобной человеческой взаимопомощи одновременно с дикой немыслимой жестокостью. (Понимать-то я понимаю, что Чандракала в любом случае обязана продолжить танец, посвящая его Богам, даже если умрёт, - но вообще-то зачем, твердит мне мой разум европейца, можно ведь было бы остановиться, убрать осколки и только после этого продолжить, - но, видимо, в том-то и дело, что нельзя было, несмотря ни на что, необходимо было любой ценой продолжить танец, - любой.) После просмотра фильма финальный танец записала в мой личный фонд золотых сцен за всю историю всего индийского кинематографа в целом. Браво, Южная Индия, что тут скажешь, - и огромное спасибо к тому же всем, кто поставил и исполнил эту танцевальную сцену.
Главный герой фильма и артист Прабхас, его сыгравший, очень порадовали, я даже не знаю, кто больше - персонаж или актёр. У меня было ощущение, что я смотрю классический индийский кинофильм: если уж положительный герой, значит, положительный, безо всяких смешений амплуа, безо всяких нелепых поисков так называемого «глубокого смысла», как это стало модно в кинематографе современном, к сожалению. Артиста Прабхаса в действии, в движении, в игре, в фильме, вижу первый раз. Что сразу обратило моё внимание, так это какой он пластичный и музыкальный, как он двигается – это при таком-то гигантском росте и мощном телосложении. Молодец, ничего не скажешь, порадовал. Понравилось в нём так же и то, что внешне, чисто визуально, он выглядит по-мужски, мужественно (бесконечно устала в современном кинематографе любой страны от брутальных женщин и женственных мужчин - простите за прямоту! - и терпеливо ожидаю, когда же, наконец, эта современная мода прекратится, - а она прекратится, как и любая мода), а в некоторых сценах крупным планом очень обаятельный. Не говоря о том, что было очень интересно наблюдать за его игрой: по моему мнению, Прабхас из тех артистов, которые умеют играть лицом, взглядом, мимикой лица, - как это было раньше в классическом кинематографе у классических артистов, - а мне всегда нравились артисты, которые мимикой лица, выражением лица и глаз, могут сыграть, «сказать», показать всё без слов. Порадовало так же и то, что он - неамериканизированный, южный, каким его природа создала, а от его жестикуляции и мимики чисто южного человека я просто таю, как мороженое на батарее. Обожаю, когда южные люди - южные, а не американизированные. Давно я не вижу у современных индийских артистов жестикуляции и мимики чисто южных людей, почти все они в современности переделывают себя на американский манер, что меня очень и очень печалит. А тут вдруг какая для меня была приятная неожиданность - молодой южный красавец, да ещё и с чисто южной жестикуляцией и мимикой! Смотрела и радовалась, словно ребёнок, впервые увидевший индийское кино и впервые влюбившийся в кинематограф этой страны.
Очень заинтересовала и запомнилась сцена, в которой Шивакесава (это же надо додуматься такое имя главному герою дать, чтобы так огранично вплести в сюжет даже имя персонажа!) заклинает змею, а когда под конец этой сцены змея так уютненько, как воротничок, взяла и улеглась у него на плечах и полёживает себе, а он продолжает играть на флейте, - ну просто готовая статуя их Бога. Вообще было много сцен, которые запомнились: например, как он смотрит на Пурнами, когда только впервые увидел девушку, как он играет совместные сцены с возлюбленной, - особенно сцена, в которой у него на руках умирает любимая. Не очень убедительными показались сцены с врагами, когда артист пытается играть негативные эмоции, - не видела пока другие роли этого артиста, но вот уж кого из него не надо бы продюсерам и режиссёрам делать, так это «волка», не его это совершенно. Неубедительными также показались самые первые сцены, в которых Шивакесава только-только появляется в сюжете – шутит и смеётся, но ведь потом выясняется, что персонаж только что похоронил погибшую любимую. Не убедительно, считаю, что артист с самого начала мог бы (если бы захотел, или если бы был достаточно опытным) показать, сыграть, внутренний надлом, затаённую, непреходящую боль персонажа от гибели близкого человека, и только потом уже «переключиться» и дальше смеяться и шутить, раз уж надо делать вид, что у тебя всё распрекрасно и замечательно. Считаю, что изменения, происходящие с персонажем, должен был сыграть, показать, сам артист, а не зритель вместо артиста должен додумывать, складывать мысленно кусочки мозаики в единое целое. К сожалению, редко приходится видеть в современности, чтобы современные артисты это умели – в отличие от артистов классических - хотя и не знаю, с чем это связано у современных артистов.
Из минусов фильма (личное мнение): актриса Триша Кришнан и её персонаж Пурнами: показались не убедительными, не понравились, - слишком много возникает претензий и упрёков к такому неубедительному персонажу, как Поурнами! В этой связи мне сразу же вспомнился, например, балет «Легенда о любви» на музыку азербайжданского композитора Арифа Меликова на сюжет классической пьесы-драмы турецкого классика Назыма Хикмета «Ферхад и Ширин». Ни разу в моей жизни не видела актрисы-балерины, которая обладала бы настолько большим талантом и развитым умом, чтобы смогла такой лишний образ, из-за которого столько бед, как Ширин, сделать убедительным или хотя бы привлекательным, вызывающим сочувствие, - наоборот, мне всегда была близка трактовка этого сюжета многими нашими величайшими балеринами - такими, как, например, гениальная Майя Плисецкая - исполнительница партии Мехменэ-Бану, к примеру, которая считала, что эти «великие влюблённые» Ферхад и Ширин - эгоисты и негодяи, на чужом несчастье своё не построишь, нельзя быть такими эгоистами и негодяями. Не говоря уже о том, что никогда не понимала, где в мужском теле располагаются мозги и глаза, как можно предпочесть какую-то Ширин, Поурнами, когда есть Мехменэ-Бану, Чандракала?). Южно-индийская актриса Триша Кришнан никакая (по моему мнению), одна из многочисленнейших современных гламурных кукол Барби, каких полным-полно в современности киноиндустрии любой страны, - не обладает никакими талантам (лично моё мнение) для того, чтобы такой образ, как Поурнами, сделать убедительным и очень раздражала в фильме. Хотя, с другой стороны, вполне возможно, что это издержки сценария: лишняя эта Поурнами, лишняя вообще, очень даже хотелось скормить её змеям или отправить к радже! Всё-таки бОльшую часть фильма показывают очень цельный характер и привлекательный образ младшей сестры Чандракалы, с самого начала я сопереживала младшей сестре, а актриса Чарми так прекрасно играет эту роль (лично моё мнение), что я просто не смогла до конца принять её старшую сестру, ну, а тот факт, что главному герою Чандракала нужна только затем, чтобы выполнить обещание, данное её погибшей сестре, лишь добавило моего сочувствия сестре младшей – Чандракале.
Вообще лично у меня сложилось мнение, что главная героиня данного фильма – это именно Чандракала, и я до последнего надеялась, что, может быть, главный герой оценит и полюбит младшую сестру Чандракалу. В этом смысле конец фильма меня немного примирил со всем этим, финал мне понравился и обнадёжил, очень надеюсь, что Шивакесава со временем поймёт и оценит, какое сокровище его жена Чандракала и сможет ответить на её любовь, ну, а как он любит дочку, это заметно уже сейчас.
Но в целом фильм мне очень понравился, уже пересматривала несколько раз и ещё буду, а для кинофильма, снятого в современности, это очень много.
Добавлено: Ср Мар 12, 2014 10:29 pm Заголовок сообщения:
Pournami / Поурнами
Я пытаюсь удержать этот фильм между спектрами в калейдоскопе эмоций... У моей сестры в детстве был калейдоскоп, но не такой, как у многих, а с тремя поворотными спектрами, у каждого из которых было по 8 положений - итого очень много разных рисунков, мы игрались тем, что пытались найти самое красивое изображение, смешав разные положения... И она однажды нашла... Только для того, чтобы отобразить этот самый красивый в нашем детском мире рисунок, один из спектров надо было держать между двумя положениями (сам он там бы не стоял, там были пружины, перещелкивающие эти положения)...
Вот и я сейчас пытаюсь удержать этот фильм между спектрами... Потому что...
Музыка... Сказка или быль, одна нота или целая симфония - она играла с этим фильмом, как тень - то увеличиваясь и заслоняя собой все, то приобретая причудливые очертания экранной реальности, то исчезая совсем, оставляя под жарким солнцем молчаливую правду... Она пробежала сквозь меня, оставив отпечатки своих струн в моих мыслях, и теперь она то ли помогает, то ли мешает писать этот отзыв...
Жизнь... Какая она, оказывается, красивая... Счастливая в своей грусти, сильная в своей наивности, жестокая в своей честности, веселая в каждом своем дне... Когда любят, переступая через принципы, превозмогая боль быть нелюбимой, просто превозмогая боль...
Жизнь - это ранголи: какие краски нанесешь, те и смешаются ветром перемен и дождем слез...
Эти два спектра - я была очарована-околдована ими, мой взгляд цеплялся за каждый кадр, желая удержать его на экране, и тут же прогоняя, чтобы дать жизнь новой краске на экране... Только еще один спектр...
Любовь...
На таких, как я, обычно женятся,
А тебе стихи и песни посвящают...
Нет! Не так! За что?! Эта девочка, это маленькое самоотверженное солнышко... Она хотела учиться танцу с детства, но отец не посчитал её подходящей для этого, ему нужна была всего одна ученица... Он сказал ей остаться - и она послушалась без вопросов... Она ведь просто хотела любить и быть любимой...
Это нечестно! Ой, не надо мне про то, что жизнь - вообще нечестная штука и у него случилась самая великая любовь в мире раньше и что он мог с собой поделать... Меня в дрожь пробивает какое-то бессильное отчаяние - я понимаю, что вопрос не к персонажам, они действительно жили вот этими сильными эмоциями. Он действительно любил призрак своей Поурнами, который отражался в танце Чандракалы... Она действительно любила его настолько, что готова была жить с этой тенью любви... Но у меня вопрос к автору этой истории - за что? Чем эта девочка не устроила его на роль великой любви Шивакесавы? Кто сказал, что любовь бывает раз в жизни? Почему он не мог любить её по-своему, возможно, более земной и жизненной любовью, но не менее сильной? Почему он не мог видеть в неё её? Почему их брак начался фразой "Не сомневайся, Поурнами была бы счастлива, если бы ты женился на Чандракале"? От этой фразы во мне что-то оборвалось и умерло...
Я уже придумала гораздо более правильную концовку к этой истории, которая вовсе не умалила бы великую любовь Шивы к Поурнами, но, тем не менее, сделала бы историю Шивы и Чандры настоящей, счастливой... И именно эту концовку я пытаюсь удержать в память между спектрами - потому что посыл оригинальной концовки мне не нравится...
И добавлю еще пару строчек по актерам... Прабхас - красив, очень красив, эти его прически a-la Элвис, пресловутая сцена с флейтой и коброй.
Что касается его игры в роли Шивы... Я не все эмоции смогла прочесть по глазам... Меня это удивило. Я пересмотрела некоторые моменты, пытаясь понять, в чем же проблема. И для себя сделала вывод, что он пытается взглядом играть противоположное тому, что ему надо играть по диалогам. По диалогам он смиряется с любовью Чандры. В его глазах... В его глазах он согласен со мной - эта девочка заслужила настоящего чувства, обращенного только к ней. Именно нежность в его взгляде в той последней сцене в больнице - она растопила осколок льда, образовавшийся после этой дурацкой фразы про "разрешение Поурнами". Пусть я заблуждаюсь, пусть я придумываю... Но фильм не предложил мне лучшей альтернативы, потому я буду верить в ту правду, что есть во мне и в глазах Прабхи.
Триша. К ней претензий никаких. Кроме того, что я не заметила танцевальных способностей уровня десятилетнего образования...
Её героине мне есть, что сказать... Но я не буду - ей тоже по-своему не повезло, она заслужила свой покой.
Чарми. Опять же, к актрисе вопросов никаких. Просто стоячие овации - она сыграла героиню так, что у меня как раз возникло праведное возмущение - вот кого нужно любить вечно!
Хотя к её героине у меня все же есть некоторые претензии. Если бы она хотя бы на секунду верила в себя чуть-чуть больше, уважала бы себя самую малость больше и не соглашалась на ту малость, что ей предложили - я уверена, что она получила бы все, только в этот раз только для себя! Но то уже моя альтернативная концовка, я опять придумываю...
Вот, вроде бы и все. Со временем я найду мир с этим фильмом, но сейчас... Пытаюсь понять, как это - расти младшей сестрой особенной девочки, стать заменой особенной любви... Всегда второй... Нет, так нечестно!
Добавлено: Ср Мар 12, 2014 10:31 pm Заголовок сообщения:
Оживающая на глазах легенда
Древний храмовый танец — бхаратанатьям — одно из самых прекрасных сокровищ Индии. Далеко не все могут понять его красоту, его эпичность и силу. В каждом движении танцовщицы оживают деяния Богов и подвиги героев. Это танец ожившей статуи Шивы: все танцовщики — это его жрецы, они служат Ему, и Он воплощается в них. Поурнами — это не просто история любви деревенского парня, чистого душой, и танцовщицы, о которой никто ничего не знает (она пришла и уйдёт, а его сердце останется с ней навсегда), это история о служителях искусства и религии как единого целого, о благородстве и низости людей.
Итак, 1953 г. оказался не совсем удачным для семейства Поурнами. Она исчезла, её младщую сестру Чандракалу терзает по поводу и без мачеха, отец не может ничего возразить жене. А потом появляется Шивакесава (как символически героя назвали, хотя, честное слово, пока не досмотришь до середины, начинает казаться, что он и вправду спустившийся на землю Шива!) … Дальше пересказывать не имеет смысла, все и так написано выше в аннотации. Опишу свои мысли по поводу этого фильма.
Начало мне напоминало сказку о Золушке — всё дело в мачехе, но с появлением Шивы мрачная атмосфера сказки рассеялась и началось веселье. Смотреть на штучки Чандракалы, которые она выделывала для того, чтобы спровадить из своего дома Шиву, было невозможно без смеха. В этом фильме много и комичного (как сцена, в которой герой Прабхаса энергично растаскивает многолетние завалы веток и мусора на внутреннем дворике дома), и драматических, и психологически напряжённых (как сцена, в которой наш герой заклинает змею). В этой картине много символов — та же постоянно появляющаяся змея — атрибут Шивы: для тех, кто ему служит, они не опасны (Чандракала берёт змею в руки и отгоняет ею врагов, Шивакесава наклоняется к змее, и та заползает к нему на плечи и оборачивается вокруг шеи).
Из всех актёров мне понравилась больше Чарми — Чандракала. Расположила она меня к себе, что я решила по возможности ещё посмотреть с ней фильмы. А чем? Я даже не знаю. Героиня её доброй оказалась, смышлёной и понятной. Не было сложного характера, получается, что притянула к себе своей простотой. Жалко, конечно, было Чандракалу — влюбилась, да не в того, в кого следовало бы, избранник-то занят…
Прабхас — Шивакесава — смотрела на него впервые. Некоронованный король Толливуда! В этом что-то есть. Фильмография для короля небольшая, но какая же восхитительная! Шивакесава — самый загадочный персонаж этого фильма. Сначала я вообще думала, что он — Бог Шива, но потом оказалось всё более земное: он — человек, который должен был выполнить последнюю волю умершего человека.
Ну, и последняя звезда этого фильма — Триша Кришнан — сыграла девушку по имени Поурнами. Простая девушка, которая из-за зависти богатого человека должна была покинуть родной дом и стать танцовщицей в цыганском таборе. Триша и Прабхас уже играли вместе, и после «Поурнами» они сыграют в паре ещё много ролей. Они удивительно гармонично смотрятся вместе, они бесконечно талантливы, настолько талантливы, что прелесть Триши и её обаяние не затмевает удивительную для мужчины (такого роста!) красоту и грацию Прабхаса, столь редкое сочетание мужественности и безупречных черт.
Сюжет у фильма очень интересный, но больше всего в фильме мне понравились танцы. Они так прекрасно поставлены, что я не могу описать. Музыка, как должно быть понятно, создана на национальных инструментах, что мне очень понравилось (лишь песни про рок-н-ролл напоминали современные мотивы, но они были современны больше в 50-60-х гг. XX века, чем в 2006 г.). Последний танец в храме Шивы показал всё умение южно-индийских актрис в национальном танце. Музыка — это отдельная тема. Вообще, по моим наблюдениям, саундтреки телужских фильмов стоят на порядок выше музыки, которую пишут для болливудских фильмов, даже современные болливудские фильмы проигрывают очень сильно телужским картинам. Музыка для «Поурнами» написана с соблюдением традиций, великолепно придумана проходящая красной нитью в фильме главная тема. Честно говоря, я сама занимаюсь бхаратанатьямом, и музыка из этого фильма вдохновит любого, кто хоть немного знаком с классическим индийским танцем, и он оценит этот саундтрек по достоинству. Фильм снят настолько мастерски, что хочется его пересматривать ещё и ещё раз, возвращаться к любимым сценам.
Всем, кто влюблён в Индию и её культуру, я советую посмотреть «Поурнами»!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах